Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мартин Вулф, Китаю рано радоваться » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мартин Вулф, Китаю рано радоваться

Кризис в Китае случился весьма серьезный. "Летний Давос" Международного экономического форума, состоявшийся в Далиане две недели назад не оставил никаких сомнений на этот счет. Китайцы просто светились уверенностью, через которую, между тем, просвечивалось беспокойство
23 сентября 2009 Архив
Кризис в Китае случился весьма серьезный. "Летний Давос" Международного экономического форума, состоявшийся в Далиане две недели назад не оставил никаких сомнений на этот счет. Китайцы просто светились уверенностью, через которую, между тем, просвечивалось беспокойство. Мировой гигант пережил шок. Но его восстановление зиждется на всплеске кредитования и инвестиций в основные средства. В долгосрочной перспективе Китаю необходимо реструктурировать экономику, увеличив потребление. Пришло время и китайцам узнать радость походов по магазинам. Разве может это кому-нибудь не нравиться? Человеком, являвшим собой самый выразительный пример того, как можно сочетать несочетаемое - уверенность и обеспокоенность - стал Премьер министр Китая Вен Джибао. На заседании он сообщил о том, что беспрецедентный мировой кризис нанес серьезный удар по китайской экономике. Но тут же добавил, что руководство встретило трудности с открытым забралом и твердой рукой уладило все проблемы. При этом, однако, ему пришлось признать, что процесс стабилизации и восстановления экономики Китая еще нельзя назвать в полной мере завершенным, надежным и сбалансированным. Поступающие из Китая данные свидетельствуют о том, что в стране действительно полным ходом идет восстановление. В первом полугодии, по словам Премьера, валовой внутренний продукт вырос на 7.1%. Согласно сентябрьским прогнозам, в 2009 году общий рост экономики составит 8.3%, а в 2010 году - 9.4%. Ожидается. что в 2010 году азиатский монстр превратится во вторую по величине экономику в мире, даже в терминах рыночных цен.


По прогнозам исследовательского центра Economist Intelligence Unit (Прим. Profinance.ru: аналитическое подразделение британского журнала The Economist), в реальном исчислении темпы роста внутреннего спроса за текущий год могут составить 11.5%. Такой всплеск внутреннего спроса - это как раз то, что было так необходимо Китаю. Ожидается, что потребление домохозяйств также возрастет на 9.3%. Но все же, как и прежде, лидером всего и вся остаются инвестиции в основные средства. Уже на этот год прогноз по росту показателя составляет 14.8%. Таким образом, получится, что он опережает темпы роста ВВП в 9 годах из последних 10. В свою очередь, рост коэффициента инвестиций к ВВП, который и так уже слишком высок - это скорее минус, нежели плюс, указывающий на снижение доходности капитала. В рамках этой тенденции формируется риск бесконечного роста ибзыточных производственных мощностей. Более того, когда темпы роста все-таки начнут падать, коллапс инвестиций проделает серьезную брешь во внутреннем спросе. Однако чрезмерная зависимость от инвестиций - это не единственная потенциальная опасность. Рост кредитования и денежной массы также представляют собой угрозу. Многие полагают, что подобная динамика приведет к очередной волне роста безнадежных долгов и дестабилизирующим пузырям на рынке активов. Рост коэффициента денежной массы и ВВП после длительного периода стабильности также вызывает опасения. Кажется, Китай спас сам себя. Сможет ли он спасти мир?

Мартин Вулф, Китаю рано радоваться


Больше всего радует сокращение профицита текущего счета и торгового баланса в Китае. Объемы импорта и экспорта резко снизились, однако, экспорт упал сильнее. Однако показатели торговли в Китае были настолько волатильными (как и во всем мире), что пока сложно говорить о каком бы то ни было поворотном моменте. Многое будет зависеть от характера и темпов восстановления мировой экономики. Более того, в стране, очевидно, сохранится большой профицит текущего счета, а также продолжат расти валютные резервы, даже не смотря на то, что они уже гораздо больше, чем нужно Китаю на черный день. В июне этого года их объем составил 2 132 млрд. долларов (более 40% от ВВП). Это эквивалентно официальным резервам американского правительства в размере 6000 млрд. долларов в валютах различных стран. Не удивительно, что, сложив все яйца в одну корзину, Китай теперь переживает за их сохранность. Но ведь никто не просил их этого делать. Напротив, Штаты постоянно советовали им делать как раз обратное. Но, совершив эту, на мой взгляд, гигантскую ошибку, китайское правительство не может рассчитывать на то, что кто-то избавит их от последствий.


Существенное укрепление валюты Китая неизбежно и желательно. Чем дольше власти страны сопротивляются неизбежности, тем больше будут их убытки (и тем болезненнее будет корректировка). По словам Морриса Гольдштейна и Николаса Ларди из Петерсонского института международной экономики, политики, необходимые для подобных изменений, также нужны и для перебалансировки экономики в долгосрочной перспективе. Важно понимать, насколько перекошена сегодняшняя экономика Китая: в 2007 году частное потребление не превышало 35% от ВВП. Между тем, Китай инвестировал 11% от ВВП в низкодоходные иностранные активы, посредством своего профицита текущего счета. Вспомните, что и по сей день сотни миллионов китайцев живут в бедности. А затем подумайте о том, что чистый объем ресурсов, инвестированных в чужие экономики, составляет треть частного потребления страны. В данном случае китайскому правительству сложно оправдаться и сохранить хорошую мину при плохой игре. С этим соглашается даже Премьер. В Далиане, г-н Вен отметил необходимость концентрироваться на реструктуризации экономики и стимулировании внутреннего спроса, особенно конечного потребления, чтобы поддержать рост экономики. Укрепление валютного курса, лучше всего, посредством роста его номинальных значений, пошло бы на пользу. Немаловажную роль в формировании перекосов валютного режима сыграла необходимость сдерживать рост ставки, чтобы остановить притоки капитала. Таким образом, существенные суммы дохода смещаются от домохозяйств в прибыли корпораций.


Пока не ясно, поднимут ли партнеры Китая вопрос о валютном курсе на заседании Большой Двадцатки в Питсбурге. Вероятно, Китай сейчас достаточно силен, чтобы отбить любые нападки. Однако Президент Ху Дзинтао, вне всякого сомнения, пожалуется на протекционизм США, Я ему сочувствую. Однако, я бы сочувствовал еще больше, если бы интервенции Китая на валютном рынке в сочетании со стерилизацией их естественных монетарных последствий, не были бы таким значительным подспорьем экспортному сектору Китая. Главной проблемой для Китая, нравится ему это или нет - подозреваю, что многим это совершенно не по душе - взрывной рост профицитов торгового баланса и текущего счета, наблюдавшийся в середине 2000-х, больше не повторится. Краткосрочная перебалансировка, произошедшая в этом году благодаря росту кредитования и инвестиций в основные средства - явление временное, которое должно подтолкнуть страну к перебалансировке экономики в сторону потребления. Это в интересах самого Китая в частности, и мировой экономики в целом. Если реакция политиков приведет их в этом направлении, можно считать, что кризис прошел не зря. "Кризис - это слишком ценная вещь, чтобы пропускать его мимо ушей", - говаривают сейчас в Вашингтоне. Возможно не слишком изящно, но очень точно. И не только в контексте США.


Мартин Вулф


The Financial Times