Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Каролина Баум, Куда входит ФРС, выходя из политики низких ставок » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Каролина Баум, Куда входит ФРС, выходя из политики низких ставок

Пытаясь определить, где же были допущены ошибки, чтобы больше их никогда не повторять, центральные банки концентрируются на том, какие их действия или бездействие в качестве регулирующих органов создавали благоприятную почву для возникновения и развития финансового кризиса
24 сентября 2009 Архив
Пытаясь определить, где же были допущены ошибки, чтобы больше их никогда не повторять, центральные банки концентрируются на том, какие их действия или бездействие в качестве регулирующих органов создавали благоприятную почву для возникновения и развития финансового кризиса. Так, например, ФРС, будучи надзорным органом банковского сектора, планирует принимать активное участие в определении размера компенсаций банковским сотрудникам, от генерального директора, до кредитного инспектора. Конечно, это отнюдь не значит, что руководители Центробанка знают необходимый уровень оплаты труда третьего помощника Вице-президента, ответственного за кредитование малого и среднего бизнеса. Просто они хотят убедиться, что мотивационные программы не провоцируют сотрудников на чрезмерный риск в погоне за бонусами.


Что стало с ролью монетарной политики в период кризисов?


Когда Председателя ФРС Бена Бернанке на заседании Нью-йоркского экономического клуба в октябре прошлого года попросили переосмыслить этот вопросов, он намекнул, что роль ЦБ сводится как к установлению процентных ставок, так и к регулированию в период возникновения пузырей на рынке активов. С тех пор процентная ставка - главный инструмент ФРС, при помощи которого обеспечивается максимальный безынфляционный рост и стабильные цены - провалилась в глубокую кроличью нору, даже несмотря на то, что многие исследования, посвященные кризису, считают главным виновником пузыря на рынке жилья как раз ультранизкую процентную ставку. Монетарная политика практически не затрагивается в выступлениях официальных лиц. Вместо этого они до бесконечности повторяют о необходимости усиленного регулирования и уверяют общественность в том, что у ФРС есть вменяемая стратегия выхода и способы отыграть назад 2.1 трлн. долларов на балансе и поглотить 823 млрд. избыточных банковских резервов, которые находятся на счетах банков, не раздувая при этом инфляцию.


Против парадигмы


После серии бумов и пузырей в течение последних двух десятилетий, начавшейся и закончившейся рынком жилья, политикам следует озаботиться последствиями, к которым приводит ставка овернайт на нулевых уровнях. "Очень немногие сейчас задаются вопросом о том, какую роль играет монетарная политика", - отмечает Уильям Уайт, председатель Наблюдательного комитета по экономическому развитию в Организации экономического сотрудничества и развития в Париже. "При этом чисто регуляционных механизмов сдерживания бумов может оказаться недостаточно". Более десяти лет на посту главы Монетарного и экономического департамента Банка международных расчетов в Базеле, в Швейцарии, с 1995 по 1998 годы, Уайт выступал за необходимость опираться на кредитный цикл. Его точка зрения противоречила тогда тому, что он называл "доминирующей аналитической парадигмой", которая определяла монетарную политику в ФРС и, в меньшей степени, в других центральных банках.


Старое доброе соломенное чучело


Под руководством Алана Гринспена, отношение ФРС (что синонимично отношению Гринспена) к пузырям на рынках активов было примерно следующим:
- Центральные банки не могут выявить пузыри на рынке активов априори;
- Таким образом, центральные банки должны игнорировать их возникновение и формирование и затем лишь ликвидировать последствия его схлопывания.
Гринспен и его подчиненные ограничивали дискуссию темой "целеполагания" в отношении цен на активы, которые, по мнению Уайта, не более чем отвлекающее соломенное чучело. "Следовать за кредитным циклом и ориентироваться на стоимость активов - совсем не одно и то же", - пишет Уайт в своей новой работе "Монетарная политика: опираться или разбираться" (Should Monetary Policy ‘Lean or Clean), представленной на рассмотрение в Банк Англии. Рост цен на активы - это симптом, дисбаланс, возникающий на почве ослабленных кредитных условий.


Смешанный диагноз


Никто не говорит о том, что политики в Вашингтоне должны раскидывать пасьянсы, чтобы определить, является ли рост цен на нефть пузырем, или отражением фундаментальных факторов. Уайт имеет ввиду, что руководители центральных банков должны осознавать, что цены на активы взлетают не сами по себе, а, как правило, в следствие чрезмерно легких денег и кредитов. Таким образом, вместо того, чтобы лечить симптомы, банкирам следовало бы сконцентрироваться на причине. Кроме того, внимательные наблюдатели не пропустят тревожных знаков, кричащих о формировании пузыря. Сочетание быстрого роста денежной массы и кредитования увеличивает общий спектр цен на активы, а отклонения в моделях расходов указывают на то, что политика, которая в должна бы быть жестче, не соответствует текущим условиям. "Нежелание следовать за циклом в сочетании со стремлением расчищать завалы, указывает на то, что политика ФРС сильно перекошена относительно кредитного цикла". Такая ассиметрия трансформировалась в низку ставку по федеральным фондам, которая, итоге, упала до нуля. Не уверена, что это что-то значит для экономики, или говорит что-то о политике ФРС. Очевидно одно: сейчас формируется как раз такой тренд, который экономисты называют "неустойчивым".


Каролина Баум,
По материалам агентства Bloomberg