Toyota входит в список 15 крупнейших компаний мира. В 2019 г. прибыль концерна, по праву считающегося гигантом японской автоиндустрии, превысила 17 млрд долл. У истоков автоимперии стоит Киичиро Тойода, талантливый инженер с императорскими наградами. Он был уверен, что не сделал для автопрома ничего особенного.
Как папа
Киичиро Тойода родился в Японии 11 июня 1894 г. Главным человеком в его жизни стал отец — родители Киичиро развелись, когда ему не было и двух лет. Заботу о ребёнке взял на себя папа.
Сакичи Тойода был не только ответственным и внимательным родителем, но и известным изобретателем — на его имя зарегистрировано свыше 85 патентов. Сакичи родился в семье бедного деревенского плотника, но острый ум и тяга к открытиям привели его в город. Одним из первых изобретений Сакичи стал ткацкий станок с ручным управлением — Тойода смог наладить серийное производство своего детища и заработать состояние.
В 1896 г. на рынок Японии вышло ещё одно революционное изобретение Сакичи — гениальный механик сконструировал ткацкий электростанок. На тот момент инженеру было всего 27 лет, а слава о нём уже гремела по всему миру — миллионы людей уважительно называли Сакичи «Эдисоном из Японии».
Киичиро гордился отцом и мечтал повторить его успех. Сакичи отлично ладил с сыном и только улыбался, когда малыш смущённо заявлял, что обязательно будет «как папа», когда вырастет.
Весной 1921 г. Киичиро отправился в деловую поездку в США в компании своей сестры и её супруга. Целью Тойоды было наблюдение за работой иностранных коллег — он с увлечением посещал ткацкие фабрики и перенимал опыт передовых предприятий. Стремясь повысить эффективность отцовского ткацкого производства, Тойода отправился в тур по Великобритании и США — он посвятил около года изучению фабрик, функционирующих на территории Лондона и Олдема.
Киичиро вложил много труда в создание чертежей. Устройство механизмов, которые он видел на иностранных фабриках, Тойода фиксировал самостоятельно — часто один чертёж занимал несколько листов. Например, для схемы конструкции ткацкого станка олдемской фабрики потребовалось семь страниц.
Киичиро намеревался посвятить заграничной стажировке несколько лет, однако судьба вмешалась в его планы — лучшие американские инженеры сами приехали в Японию. В 1922 г. Сакичи Тойода заказал новые станки из США для своей фабрики. Партию сопровождали представители компании-производителя Writing Machine Works, в обязанности которых входила наладка оборудования, купленного Тойодой. Киичиро решил вернуться на родину, чтобы перенять опыт сотрудников Writing Machine Works — позже он отмечал, что иностранные механики многому его научили.
В 1924 г. уже Киичиро выпала роль специалиста, сопровождающего партию оборудования — китайская компания купила у Тойоды-старшего свыше тысячи станков, и его сын отправился в Шанхай вместе с несколькими коллегами. Командировка стала для механика стимулом к изучению китайского языка.
Через три месяца Киичиро вернулся в Японию, чтобы помочь отцу в запуске его нового изобретения — первого в мире автоматического ткацкого станка, преимуществом которого была возможность замены челноков без остановки рабочего процесса. В ходе продвижения станков Киичиро столкнулся с препятствием — компания, у которой фабрика Тойоды заказывала комплектующие для оборудования, не смогла изготовить рамы под верстаки. Киичиро быстро нашёл выход из положения — он запустил собственное экспериментальное производство на базе завода, расположенного недалеко от города Кария. Инженеру понадобился год, чтобы наладить работу пятиста автоматических станков.
Toyoda Automatic Loom Motor
В конце 1926 г. Сакичи Тойода открыл компанию Toyoda Automatic Loom Motor. Главой правления стал Рисабуро, зять Сакичи, а Киичиро получил должность директора по продажам. Излюбленным маркетинговым ходом Тойоды-младшего были презентации для потенциальных клиентов — он приглашал покупателей на завод, чтобы они могли лично убедиться в качестве станков Toyoda Automatic Loom Motor. Тактика оказалась выигрышной — за пять месяцев Киичиро удалось продать свыше четырёх тысяч устройств. Постоянными клиентами производства стали крупнейшие текстильные предприятия Японии.
В 1929 г. японское правительство запретило труд в ночное время суток. Владельцам фабрик было невыгодно прерывать производство, поэтому спрос на автоматические станки взлетел за несколько недель. Одновременно с этим отец и сын Тойода усовершенствовали ходовые модели, минимизировав риск брака и обрыва нити.
За свои достижения в сфере текстильной промышленности Киичиро был удостоен награды от Императорской академии в 1938 г. В 1926 г. аналогичную премию получил и его отец.
Продажа патента
В 1929 г. Тойода задумался о прекращении выпуска станков — спрос на продукцию падал из-за появления на рынке большого количества конкурентов. Сакичи не стал бороться за первенство — он решил продать патент на автоматизированный станок и сосредоточился на запуске автопроизводства. Киичиро пришлось отправиться в Америку, чтобы заключить сделку о продаже патента с крупными производителями станков. Переговоры затягивались, но инженер не терял времени даром — он посещал автоконцерны, уделяя особое внимание изучению бизнеса Генри Форда, которого считал блестящим профессионалом.
Киичиро не забыл и о фабрике в Олдеме, которая произвела на него неизгладимое впечатление восемь лет назад. Некогда успешное предприятие переживало глубокий кризис. Тойода решил помочь коллегам и передал им патент в конце 1929 г. — согласно договору, владельцы фабрики, братья Платт, получили возможность выпускать и продавать станки по всему миру, за исключением Японии, Китая и США.
Продажа патента обернулась для Киичиро многочисленными судами. Изначально братья Платт должны были выплатить Тойоде 100 тыс. фунтов. Но их компания находилась в плачевном состоянии, и Киичиро позволил братьям переводить сумму частями. Из-за этого налоговая служба Японии инициировала судебное разбирательство, требуя, чтобы Киичиро выплачивал налог с каждого транша, хотя, согласно официальным правилам, налоговый вычет производится единожды, после передачи всей суммы.
Заплатив баснословный налог и пройдя через двадцать судебных заседаний, Киичиро столкнулся с новой неприятностью — доходы компании упали настолько, что бюджета не хватало даже на оплату труда сотрудников. Чтобы не оставлять людей без зарплаты, Киичиро разделил прибыль от продажи патента между ними.
Автомобильный департамент
В 1930 г. умер Сакичи Тойода, и бизнес перешёл к его зятю. В прошлом Рисабуро, супруг сестры Киичиро, взял фамилию рода Тойода, и поэтому, согласно японским законам, считался сыном предпринимателя. Рисабуро был старше Киичиро, поэтому компания стала именно его собственностью. Киичиро предложил Рисабуро инвестировать всю прибыль отцовской Toyoda Automatic Loom Motor в автомобилестроение. Помня, как сильно покойный Сакичи любил машины, Рисабуро одобрил идею родственника.
Японское правительство оказало поддержку новому направлению Toyoda Automatic Loom Motor. На тот момент на внутреннем рынке страны лидировали американские автопроизводители — на территории Японии стабильно росло число филиалов Ford, General Motors и Chrysler. Это снижало темпы развития национального автопрома, что категорически не устраивало чиновников.
В 1930 г. автомобильная компания Тойоды стала частью национальной программы по поддержке японского автомобилестроения. Согласно условиям контракта, Toyoda приняла участие в разработке элементов двигателя и кузова для нового авто, над созданием которого трудилось несколько производств. К сожалению, результат оказался неконкурентоспособным — стоимость машины малоизвестного бренда составляла 6,5 тыс. иен, в то время как за 3 тыс. иен можно было купить новый Ford. С другой стороны, участие в правительственной программе помогло Киичиро набраться опыта в сфере автопроизводства, и 1 сентября 1933 г. в его компании начал работу департамент автомобилестроения.
Первые автомобили
Первым делом Тойода отправил руководителя литейного цеха на обучение в США, а после возглавил исследовательскую группу. Вместе с коллегами Киичиро разбирал машины известных брендов, анализировал их преимущества и пытался усовершенствовать конструкции конкурентов. Совместив наиболее эффективные технологии General Motors и Chrysler, Киичиро в 1935 г. выпустил на рынок автомобиль Model A1. Спустя три года появилась и улучшенная версия дебютной модели, Model AА. Комплектующие Ford подходили для ремонта Toyoda, что значительно удешевляло и облегчало техобслуживание.
В конце 1934 г. Toyoda получила правительственный заказ на создание грузовика от министерства торговли и военной промышленности. Перед конструированием собственной модели Киичиро приобрёл грузовой Ford и тщательно изучил его. Через несколько месяцев заказ был выполнен — грузовик Toyoda G1 успешно преодолел тест-драйв в тысячу километров.
Грузовик Toyoda G1. Источник фото: https://myrouble.ru
Осенью 1936 г. автомобили Toyoda Automatic Loom Works были представлены на выставке в Токийском музее — компания стала первым японским предприятием, получившим правительственную лицензию на массовый выпуск машин. Вскоре завершилось и строительство нового завода в Коромо. Сразу после запуска завод получил госзаказ на выпуск трёх тысяч грузовиков — стоимость контракта составляла 100 тыс. фунтов.
С целью привлечения аудитории была создана полноценная торговая сеть — спустя два года количество дилерских центров Toyoda достигло 39. В 1939 г. Киичиро запустил собственный исследовательский центр — предприниматель щедро финансировал разработки технологий, способных снизить потребление топлива автомобилями.
Сборка автомобилей модели АА. Источник фото: https://myrouble.ru
Toyota Motor Co Ltd
В 1937 г. автодепартамент отделился от Toyoda и получил статус самостоятельного предприятия Toyota Motor Co., Ltd. Киичиро стал вице-президентом компании, а пост главы до 1941 г. занимал Рисабуро. После регистрации Toyota был объявлен конкурс на лучший символ для нового бренда — компании предоставили свыше 27 тыс. прототипов и эскизов.
Считается, что эллипсы, составляющие символ Toyota, являются отображением баланса между конкурентами, клиентами и деятельностью компании. Также символ отдалённо напоминает иголку, в ушко которой продета нитка, — подобная интерпретацию стала данью уважения к текстильному производству, с которого концерн начинал свою деятельность.
Логотип компании и один из вариантов его интерпретации. Источник фото: https://myrouble.ru
Не менее занимательна и история преобразования Toyoda в Toyota. Киичиро сменил фамилию, так как для того, чтобы написать слово «Toyota» на японском, необходимо сделать восемь движений, а в Японии это число считается символом счастья и везения. Видимо, таким образом Киичиро пытался привлечь удачу к любимому детищу.
Военное время
В 1941 г. Киичиро встал во главе Toyota Motor Co., Ltd., однако все работы, связанные с исследованиями и созданием новых моделей, ему пришлось остановить — с началом Второй мировой войны предприятие направило свои мощности исключительно на нужды минобороны. Выполнение военных заказов позволило компании значительно повысить доходность — фабрика в Коромо постоянно наращивала объёмы производства военных грузовиков КВ, машин-амфибий Su-Ki, манёвренных внедорожников АК10. Также с конвейеров сходили детали для истребителей. Из-за нехватки сырья Киичиро пришлось значительно упростить комплектацию моделей — грузовики выпускались без радиаторных решёток и с одной фарой, а металлические кресла уступили место деревянным сиденьям.
Внедорожник АК10. Источник фото: https://myrouble.ru
Капитуляция пошатнула экономику Японии — кризис практически уничтожил бизнес. Семье Тойода пришлось выращивать рыбу и перепелов, чтобы прокормить себя. От полного разорения компанию спасло лишь производство товаров, необходимых в быту — чайников, кастрюль, утюгов, лодочных двигателей.
В 1945 г. Toyota Motor Co., Ltd. начала выпускать грузовые машины для оккупационного правительства, а в 1947 г. Киичиро завершил работу над созданием малогабаритного авто SA. Инженер понимал, что ему не победить в борьбе с американскими конкурентами, занявшими нишу крупных авто, поэтому решил сосредоточиться на выпуске компактных машин. SA стала первым японским автомобилем с хребтовой рамой.
Выход SA не смог поднять уровень продаж компании. Спрос на легковые машины от Toyota Motor оставался удручающе низким даже в 1949 г., когда был официально снят запрет на продажу автомобилей для личного пользования, существовавший в военное время. Экспорт в Тайвань не исправил положение — в 1950 г. удалось продать всего 463 машины. Чтобы модернизировать производство, Киичиро пришлось взять крупный кредит в национальном содружестве японских банков. Грамотно распорядившись финансами, он повысил объёмы производства — к концу года с конвейера сошёл одиннадцатитысячный автомобиль.
Автомобиль модели SA. Источник фото: https://myrouble.ru
Уход
Положение компании улучшилось ненадолго — выручки не хватало, чтобы окупить производство, сотрудники, возмущённые отсутствием зарплаты, устраивали забастовки. Под давлением общественности Киичиро был вынужден подать в отставку — в соответствии с японскими традициями он не мог поступить иначе, сократив штат на 1600 человек. Передав дела сыну, предприниматель тяжело пережил своё увольнение. Киичиро говорил, что привык быть частью команды, и жизнь вне коллектива казалась ему пресной.
Известно, что Тойода никогда не считал себя видной фигурой в мире автомобилестроения, хотя именно он ввёл систему контроля качества, которой и сейчас славится японский автопром. Киичиро упоминал, что «не сделал ничего особенного в автопромышленности», зато очень гордился своими успехами в сфере текстиля.
Вернуться в кресло главы Toyota Motor Киичиро смог в 1952 г., однако насладиться расцветом бизнеса ему не удалось — инженер скончался от инсульта в марте 1952 г., в период цветения сакуры.
Цитаты Киичиро Тойоды
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Как папа
Киичиро Тойода родился в Японии 11 июня 1894 г. Главным человеком в его жизни стал отец — родители Киичиро развелись, когда ему не было и двух лет. Заботу о ребёнке взял на себя папа.
Сакичи Тойода был не только ответственным и внимательным родителем, но и известным изобретателем — на его имя зарегистрировано свыше 85 патентов. Сакичи родился в семье бедного деревенского плотника, но острый ум и тяга к открытиям привели его в город. Одним из первых изобретений Сакичи стал ткацкий станок с ручным управлением — Тойода смог наладить серийное производство своего детища и заработать состояние.
В 1896 г. на рынок Японии вышло ещё одно революционное изобретение Сакичи — гениальный механик сконструировал ткацкий электростанок. На тот момент инженеру было всего 27 лет, а слава о нём уже гремела по всему миру — миллионы людей уважительно называли Сакичи «Эдисоном из Японии».
Киичиро гордился отцом и мечтал повторить его успех. Сакичи отлично ладил с сыном и только улыбался, когда малыш смущённо заявлял, что обязательно будет «как папа», когда вырастет.
Весной 1921 г. Киичиро отправился в деловую поездку в США в компании своей сестры и её супруга. Целью Тойоды было наблюдение за работой иностранных коллег — он с увлечением посещал ткацкие фабрики и перенимал опыт передовых предприятий. Стремясь повысить эффективность отцовского ткацкого производства, Тойода отправился в тур по Великобритании и США — он посвятил около года изучению фабрик, функционирующих на территории Лондона и Олдема.
Киичиро вложил много труда в создание чертежей. Устройство механизмов, которые он видел на иностранных фабриках, Тойода фиксировал самостоятельно — часто один чертёж занимал несколько листов. Например, для схемы конструкции ткацкого станка олдемской фабрики потребовалось семь страниц.
Киичиро намеревался посвятить заграничной стажировке несколько лет, однако судьба вмешалась в его планы — лучшие американские инженеры сами приехали в Японию. В 1922 г. Сакичи Тойода заказал новые станки из США для своей фабрики. Партию сопровождали представители компании-производителя Writing Machine Works, в обязанности которых входила наладка оборудования, купленного Тойодой. Киичиро решил вернуться на родину, чтобы перенять опыт сотрудников Writing Machine Works — позже он отмечал, что иностранные механики многому его научили.
В 1924 г. уже Киичиро выпала роль специалиста, сопровождающего партию оборудования — китайская компания купила у Тойоды-старшего свыше тысячи станков, и его сын отправился в Шанхай вместе с несколькими коллегами. Командировка стала для механика стимулом к изучению китайского языка.
Через три месяца Киичиро вернулся в Японию, чтобы помочь отцу в запуске его нового изобретения — первого в мире автоматического ткацкого станка, преимуществом которого была возможность замены челноков без остановки рабочего процесса. В ходе продвижения станков Киичиро столкнулся с препятствием — компания, у которой фабрика Тойоды заказывала комплектующие для оборудования, не смогла изготовить рамы под верстаки. Киичиро быстро нашёл выход из положения — он запустил собственное экспериментальное производство на базе завода, расположенного недалеко от города Кария. Инженеру понадобился год, чтобы наладить работу пятиста автоматических станков.
Toyoda Automatic Loom Motor
В конце 1926 г. Сакичи Тойода открыл компанию Toyoda Automatic Loom Motor. Главой правления стал Рисабуро, зять Сакичи, а Киичиро получил должность директора по продажам. Излюбленным маркетинговым ходом Тойоды-младшего были презентации для потенциальных клиентов — он приглашал покупателей на завод, чтобы они могли лично убедиться в качестве станков Toyoda Automatic Loom Motor. Тактика оказалась выигрышной — за пять месяцев Киичиро удалось продать свыше четырёх тысяч устройств. Постоянными клиентами производства стали крупнейшие текстильные предприятия Японии.
В 1929 г. японское правительство запретило труд в ночное время суток. Владельцам фабрик было невыгодно прерывать производство, поэтому спрос на автоматические станки взлетел за несколько недель. Одновременно с этим отец и сын Тойода усовершенствовали ходовые модели, минимизировав риск брака и обрыва нити.
За свои достижения в сфере текстильной промышленности Киичиро был удостоен награды от Императорской академии в 1938 г. В 1926 г. аналогичную премию получил и его отец.
Продажа патента
В 1929 г. Тойода задумался о прекращении выпуска станков — спрос на продукцию падал из-за появления на рынке большого количества конкурентов. Сакичи не стал бороться за первенство — он решил продать патент на автоматизированный станок и сосредоточился на запуске автопроизводства. Киичиро пришлось отправиться в Америку, чтобы заключить сделку о продаже патента с крупными производителями станков. Переговоры затягивались, но инженер не терял времени даром — он посещал автоконцерны, уделяя особое внимание изучению бизнеса Генри Форда, которого считал блестящим профессионалом.
Киичиро не забыл и о фабрике в Олдеме, которая произвела на него неизгладимое впечатление восемь лет назад. Некогда успешное предприятие переживало глубокий кризис. Тойода решил помочь коллегам и передал им патент в конце 1929 г. — согласно договору, владельцы фабрики, братья Платт, получили возможность выпускать и продавать станки по всему миру, за исключением Японии, Китая и США.
Продажа патента обернулась для Киичиро многочисленными судами. Изначально братья Платт должны были выплатить Тойоде 100 тыс. фунтов. Но их компания находилась в плачевном состоянии, и Киичиро позволил братьям переводить сумму частями. Из-за этого налоговая служба Японии инициировала судебное разбирательство, требуя, чтобы Киичиро выплачивал налог с каждого транша, хотя, согласно официальным правилам, налоговый вычет производится единожды, после передачи всей суммы.
Заплатив баснословный налог и пройдя через двадцать судебных заседаний, Киичиро столкнулся с новой неприятностью — доходы компании упали настолько, что бюджета не хватало даже на оплату труда сотрудников. Чтобы не оставлять людей без зарплаты, Киичиро разделил прибыль от продажи патента между ними.
Автомобильный департамент
В 1930 г. умер Сакичи Тойода, и бизнес перешёл к его зятю. В прошлом Рисабуро, супруг сестры Киичиро, взял фамилию рода Тойода, и поэтому, согласно японским законам, считался сыном предпринимателя. Рисабуро был старше Киичиро, поэтому компания стала именно его собственностью. Киичиро предложил Рисабуро инвестировать всю прибыль отцовской Toyoda Automatic Loom Motor в автомобилестроение. Помня, как сильно покойный Сакичи любил машины, Рисабуро одобрил идею родственника.
Японское правительство оказало поддержку новому направлению Toyoda Automatic Loom Motor. На тот момент на внутреннем рынке страны лидировали американские автопроизводители — на территории Японии стабильно росло число филиалов Ford, General Motors и Chrysler. Это снижало темпы развития национального автопрома, что категорически не устраивало чиновников.
В 1930 г. автомобильная компания Тойоды стала частью национальной программы по поддержке японского автомобилестроения. Согласно условиям контракта, Toyoda приняла участие в разработке элементов двигателя и кузова для нового авто, над созданием которого трудилось несколько производств. К сожалению, результат оказался неконкурентоспособным — стоимость машины малоизвестного бренда составляла 6,5 тыс. иен, в то время как за 3 тыс. иен можно было купить новый Ford. С другой стороны, участие в правительственной программе помогло Киичиро набраться опыта в сфере автопроизводства, и 1 сентября 1933 г. в его компании начал работу департамент автомобилестроения.
Первые автомобили
Первым делом Тойода отправил руководителя литейного цеха на обучение в США, а после возглавил исследовательскую группу. Вместе с коллегами Киичиро разбирал машины известных брендов, анализировал их преимущества и пытался усовершенствовать конструкции конкурентов. Совместив наиболее эффективные технологии General Motors и Chrysler, Киичиро в 1935 г. выпустил на рынок автомобиль Model A1. Спустя три года появилась и улучшенная версия дебютной модели, Model AА. Комплектующие Ford подходили для ремонта Toyoda, что значительно удешевляло и облегчало техобслуживание.
В конце 1934 г. Toyoda получила правительственный заказ на создание грузовика от министерства торговли и военной промышленности. Перед конструированием собственной модели Киичиро приобрёл грузовой Ford и тщательно изучил его. Через несколько месяцев заказ был выполнен — грузовик Toyoda G1 успешно преодолел тест-драйв в тысячу километров.
Грузовик Toyoda G1. Источник фото: https://myrouble.ru
Осенью 1936 г. автомобили Toyoda Automatic Loom Works были представлены на выставке в Токийском музее — компания стала первым японским предприятием, получившим правительственную лицензию на массовый выпуск машин. Вскоре завершилось и строительство нового завода в Коромо. Сразу после запуска завод получил госзаказ на выпуск трёх тысяч грузовиков — стоимость контракта составляла 100 тыс. фунтов.
С целью привлечения аудитории была создана полноценная торговая сеть — спустя два года количество дилерских центров Toyoda достигло 39. В 1939 г. Киичиро запустил собственный исследовательский центр — предприниматель щедро финансировал разработки технологий, способных снизить потребление топлива автомобилями.
Сборка автомобилей модели АА. Источник фото: https://myrouble.ru
Toyota Motor Co Ltd
В 1937 г. автодепартамент отделился от Toyoda и получил статус самостоятельного предприятия Toyota Motor Co., Ltd. Киичиро стал вице-президентом компании, а пост главы до 1941 г. занимал Рисабуро. После регистрации Toyota был объявлен конкурс на лучший символ для нового бренда — компании предоставили свыше 27 тыс. прототипов и эскизов.
Считается, что эллипсы, составляющие символ Toyota, являются отображением баланса между конкурентами, клиентами и деятельностью компании. Также символ отдалённо напоминает иголку, в ушко которой продета нитка, — подобная интерпретацию стала данью уважения к текстильному производству, с которого концерн начинал свою деятельность.
Логотип компании и один из вариантов его интерпретации. Источник фото: https://myrouble.ru
Не менее занимательна и история преобразования Toyoda в Toyota. Киичиро сменил фамилию, так как для того, чтобы написать слово «Toyota» на японском, необходимо сделать восемь движений, а в Японии это число считается символом счастья и везения. Видимо, таким образом Киичиро пытался привлечь удачу к любимому детищу.
Военное время
В 1941 г. Киичиро встал во главе Toyota Motor Co., Ltd., однако все работы, связанные с исследованиями и созданием новых моделей, ему пришлось остановить — с началом Второй мировой войны предприятие направило свои мощности исключительно на нужды минобороны. Выполнение военных заказов позволило компании значительно повысить доходность — фабрика в Коромо постоянно наращивала объёмы производства военных грузовиков КВ, машин-амфибий Su-Ki, манёвренных внедорожников АК10. Также с конвейеров сходили детали для истребителей. Из-за нехватки сырья Киичиро пришлось значительно упростить комплектацию моделей — грузовики выпускались без радиаторных решёток и с одной фарой, а металлические кресла уступили место деревянным сиденьям.
Внедорожник АК10. Источник фото: https://myrouble.ru
Капитуляция пошатнула экономику Японии — кризис практически уничтожил бизнес. Семье Тойода пришлось выращивать рыбу и перепелов, чтобы прокормить себя. От полного разорения компанию спасло лишь производство товаров, необходимых в быту — чайников, кастрюль, утюгов, лодочных двигателей.
В 1945 г. Toyota Motor Co., Ltd. начала выпускать грузовые машины для оккупационного правительства, а в 1947 г. Киичиро завершил работу над созданием малогабаритного авто SA. Инженер понимал, что ему не победить в борьбе с американскими конкурентами, занявшими нишу крупных авто, поэтому решил сосредоточиться на выпуске компактных машин. SA стала первым японским автомобилем с хребтовой рамой.
Выход SA не смог поднять уровень продаж компании. Спрос на легковые машины от Toyota Motor оставался удручающе низким даже в 1949 г., когда был официально снят запрет на продажу автомобилей для личного пользования, существовавший в военное время. Экспорт в Тайвань не исправил положение — в 1950 г. удалось продать всего 463 машины. Чтобы модернизировать производство, Киичиро пришлось взять крупный кредит в национальном содружестве японских банков. Грамотно распорядившись финансами, он повысил объёмы производства — к концу года с конвейера сошёл одиннадцатитысячный автомобиль.
Автомобиль модели SA. Источник фото: https://myrouble.ru
Уход
Положение компании улучшилось ненадолго — выручки не хватало, чтобы окупить производство, сотрудники, возмущённые отсутствием зарплаты, устраивали забастовки. Под давлением общественности Киичиро был вынужден подать в отставку — в соответствии с японскими традициями он не мог поступить иначе, сократив штат на 1600 человек. Передав дела сыну, предприниматель тяжело пережил своё увольнение. Киичиро говорил, что привык быть частью команды, и жизнь вне коллектива казалась ему пресной.
Известно, что Тойода никогда не считал себя видной фигурой в мире автомобилестроения, хотя именно он ввёл систему контроля качества, которой и сейчас славится японский автопром. Киичиро упоминал, что «не сделал ничего особенного в автопромышленности», зато очень гордился своими успехами в сфере текстиля.
Вернуться в кресло главы Toyota Motor Киичиро смог в 1952 г., однако насладиться расцветом бизнеса ему не удалось — инженер скончался от инсульта в марте 1952 г., в период цветения сакуры.
Цитаты Киичиро Тойоды
Воры могут изготовить ткацкий станок. Но мы каждый день модифицируем и совершенствуем наши ткацкие станки. У них нет опыта, накопленного в результате неудач, которые потребовались для создания оригинала. Нам не нужно беспокоиться. Нам нужно только продолжать вносить улучшения.
Японская автомобильная промышленность должна догнать Америку за три года. В противном случае японская автомобильная промышленность никогда не сможет устоять на ногах.
В Японии много инженеров, которые работают за столами. Однако, когда дело доходит до реализации, они теряют уверенность в себе и не набираются смелости отстаивать свои убеждения, когда другие люди критикуют их. Такие инженеры не могут строить машины. Успех в этой отрасли требует инженеров, обладающих смелостью и решительностью для воплощения идей.
Прежде чем ты скажешь, что не можешь что-то сделать, попробуй это сделать.
Мой отец служил государству, вложив деньги в ткацкий станок. Он сказал мне делать автомобили. Трудно создать автомобильную промышленность.
Японская автомобильная промышленность должна догнать Америку за три года. В противном случае японская автомобильная промышленность никогда не сможет устоять на ногах.
В Японии много инженеров, которые работают за столами. Однако, когда дело доходит до реализации, они теряют уверенность в себе и не набираются смелости отстаивать свои убеждения, когда другие люди критикуют их. Такие инженеры не могут строить машины. Успех в этой отрасли требует инженеров, обладающих смелостью и решительностью для воплощения идей.
Прежде чем ты скажешь, что не можешь что-то сделать, попробуй это сделать.
Мой отец служил государству, вложив деньги в ткацкий станок. Он сказал мне делать автомобили. Трудно создать автомобильную промышленность.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу