Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Киичиро Тойода Биография основателя одного из лучших японских автомобильных брендов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Киичиро Тойода Биография основателя одного из лучших японских автомобильных брендов

Автомобильный бизнес не может создать один человек. Мы добились результатов лишь потому, что собрались вместе и усердно работали.
7 сентября 2022 Открытие | Открытый журнал | Toyota Ильина Анастасия
Toyota входит в список 15 крупнейших компаний мира. В 2019 г. прибыль концерна, по праву считающегося гигантом японской автоиндустрии, превысила 17 млрд долл. У истоков автоимперии стоит Киичиро Тойода, талантливый инженер с императорскими наградами. Он был уверен, что не сделал для автопрома ничего особенного.

Как папа
Киичиро Тойода родился в Японии 11 июня 1894 г. Главным человеком в его жизни стал отец — родители Киичиро развелись, когда ему не было и двух лет. Заботу о ребёнке взял на себя папа.

Сакичи Тойода был не только ответственным и внимательным родителем, но и известным изобретателем — на его имя зарегистрировано свыше 85 патентов. Сакичи родился в семье бедного деревенского плотника, но острый ум и тяга к открытиям привели его в город. Одним из первых изобретений Сакичи стал ткацкий станок с ручным управлением — Тойода смог наладить серийное производство своего детища и заработать состояние.

В 1896 г. на рынок Японии вышло ещё одно революционное изобретение Сакичи — гениальный механик сконструировал ткацкий электростанок. На тот момент инженеру было всего 27 лет, а слава о нём уже гремела по всему миру — миллионы людей уважительно называли Сакичи «Эдисоном из Японии».

Киичиро гордился отцом и мечтал повторить его успех. Сакичи отлично ладил с сыном и только улыбался, когда малыш смущённо заявлял, что обязательно будет «как папа», когда вырастет.

Киичиро Тойода Биография основателя одного из лучших японских автомобильных брендов


Весной 1921 г. Киичиро отправился в деловую поездку в США в компании своей сестры и её супруга. Целью Тойоды было наблюдение за работой иностранных коллег — он с увлечением посещал ткацкие фабрики и перенимал опыт передовых предприятий. Стремясь повысить эффективность отцовского ткацкого производства, Тойода отправился в тур по Великобритании и США — он посвятил около года изучению фабрик, функционирующих на территории Лондона и Олдема.

Киичиро вложил много труда в создание чертежей. Устройство механизмов, которые он видел на иностранных фабриках, Тойода фиксировал самостоятельно — часто один чертёж занимал несколько листов. Например, для схемы конструкции ткацкого станка олдемской фабрики потребовалось семь страниц.

Киичиро намеревался посвятить заграничной стажировке несколько лет, однако судьба вмешалась в его планы — лучшие американские инженеры сами приехали в Японию. В 1922 г. Сакичи Тойода заказал новые станки из США для своей фабрики. Партию сопровождали представители компании-производителя Writing Machine Works, в обязанности которых входила наладка оборудования, купленного Тойодой. Киичиро решил вернуться на родину, чтобы перенять опыт сотрудников Writing Machine Works — позже он отмечал, что иностранные механики многому его научили.

В 1924 г. уже Киичиро выпала роль специалиста, сопровождающего партию оборудования — китайская компания купила у Тойоды-старшего свыше тысячи станков, и его сын отправился в Шанхай вместе с несколькими коллегами. Командировка стала для механика стимулом к изучению китайского языка.

Через три месяца Киичиро вернулся в Японию, чтобы помочь отцу в запуске его нового изобретения — первого в мире автоматического ткацкого станка, преимуществом которого была возможность замены челноков без остановки рабочего процесса. В ходе продвижения станков Киичиро столкнулся с препятствием — компания, у которой фабрика Тойоды заказывала комплектующие для оборудования, не смогла изготовить рамы под верстаки. Киичиро быстро нашёл выход из положения — он запустил собственное экспериментальное производство на базе завода, расположенного недалеко от города Кария. Инженеру понадобился год, чтобы наладить работу пятиста автоматических станков.

Toyoda Automatic Loom Motor
В конце 1926 г. Сакичи Тойода открыл компанию Toyoda Automatic Loom Motor. Главой правления стал Рисабуро, зять Сакичи, а Киичиро получил должность директора по продажам. Излюбленным маркетинговым ходом Тойоды-младшего были презентации для потенциальных клиентов — он приглашал покупателей на завод, чтобы они могли лично убедиться в качестве станков Toyoda Automatic Loom Motor. Тактика оказалась выигрышной — за пять месяцев Киичиро удалось продать свыше четырёх тысяч устройств. Постоянными клиентами производства стали крупнейшие текстильные предприятия Японии.

В 1929 г. японское правительство запретило труд в ночное время суток. Владельцам фабрик было невыгодно прерывать производство, поэтому спрос на автоматические станки взлетел за несколько недель. Одновременно с этим отец и сын Тойода усовершенствовали ходовые модели, минимизировав риск брака и обрыва нити.

За свои достижения в сфере текстильной промышленности Киичиро был удостоен награды от Императорской академии в 1938 г. В 1926 г. аналогичную премию получил и его отец.

Продажа патента
В 1929 г. Тойода задумался о прекращении выпуска станков — спрос на продукцию падал из-за появления на рынке большого количества конкурентов. Сакичи не стал бороться за первенство — он решил продать патент на автоматизированный станок и сосредоточился на запуске автопроизводства. Киичиро пришлось отправиться в Америку, чтобы заключить сделку о продаже патента с крупными производителями станков. Переговоры затягивались, но инженер не терял времени даром — он посещал автоконцерны, уделяя особое внимание изучению бизнеса Генри Форда, которого считал блестящим профессионалом.

Киичиро не забыл и о фабрике в Олдеме, которая произвела на него неизгладимое впечатление восемь лет назад. Некогда успешное предприятие переживало глубокий кризис. Тойода решил помочь коллегам и передал им патент в конце 1929 г. — согласно договору, владельцы фабрики, братья Платт, получили возможность выпускать и продавать станки по всему миру, за исключением Японии, Китая и США.

Продажа патента обернулась для Киичиро многочисленными судами. Изначально братья Платт должны были выплатить Тойоде 100 тыс. фунтов. Но их компания находилась в плачевном состоянии, и Киичиро позволил братьям переводить сумму частями. Из-за этого налоговая служба Японии инициировала судебное разбирательство, требуя, чтобы Киичиро выплачивал налог с каждого транша, хотя, согласно официальным правилам, налоговый вычет производится единожды, после передачи всей суммы.

Заплатив баснословный налог и пройдя через двадцать судебных заседаний, Киичиро столкнулся с новой неприятностью — доходы компании упали настолько, что бюджета не хватало даже на оплату труда сотрудников. Чтобы не оставлять людей без зарплаты, Киичиро разделил прибыль от продажи патента между ними.

Автомобильный департамент
В 1930 г. умер Сакичи Тойода, и бизнес перешёл к его зятю. В прошлом Рисабуро, супруг сестры Киичиро, взял фамилию рода Тойода, и поэтому, согласно японским законам, считался сыном предпринимателя. Рисабуро был старше Киичиро, поэтому компания стала именно его собственностью. Киичиро предложил Рисабуро инвестировать всю прибыль отцовской Toyoda Automatic Loom Motor в автомобилестроение. Помня, как сильно покойный Сакичи любил машины, Рисабуро одобрил идею родственника.



Японское правительство оказало поддержку новому направлению Toyoda Automatic Loom Motor. На тот момент на внутреннем рынке страны лидировали американские автопроизводители — на территории Японии стабильно росло число филиалов Ford, General Motors и Chrysler. Это снижало темпы развития национального автопрома, что категорически не устраивало чиновников.

В 1930 г. автомобильная компания Тойоды стала частью национальной программы по поддержке японского автомобилестроения. Согласно условиям контракта, Toyoda приняла участие в разработке элементов двигателя и кузова для нового авто, над созданием которого трудилось несколько производств. К сожалению, результат оказался неконкурентоспособным — стоимость машины малоизвестного бренда составляла 6,5 тыс. иен, в то время как за 3 тыс. иен можно было купить новый Ford. С другой стороны, участие в правительственной программе помогло Киичиро набраться опыта в сфере автопроизводства, и 1 сентября 1933 г. в его компании начал работу департамент автомобилестроения.

Первые автомобили
Первым делом Тойода отправил руководителя литейного цеха на обучение в США, а после возглавил исследовательскую группу. Вместе с коллегами Киичиро разбирал машины известных брендов, анализировал их преимущества и пытался усовершенствовать конструкции конкурентов. Совместив наиболее эффективные технологии General Motors и Chrysler, Киичиро в 1935 г. выпустил на рынок автомобиль Model A1. Спустя три года появилась и улучшенная версия дебютной модели, Model AА. Комплектующие Ford подходили для ремонта Toyoda, что значительно удешевляло и облегчало техобслуживание.

В конце 1934 г. Toyoda получила правительственный заказ на создание грузовика от министерства торговли и военной промышленности. Перед конструированием собственной модели Киичиро приобрёл грузовой Ford и тщательно изучил его. Через несколько месяцев заказ был выполнен — грузовик Toyoda G1 успешно преодолел тест-драйв в тысячу километров.


Грузовик Toyoda G1. Источник фото: https://myrouble.ru

Осенью 1936 г. автомобили Toyoda Automatic Loom Works были представлены на выставке в Токийском музее — компания стала первым японским предприятием, получившим правительственную лицензию на массовый выпуск машин. Вскоре завершилось и строительство нового завода в Коромо. Сразу после запуска завод получил госзаказ на выпуск трёх тысяч грузовиков — стоимость контракта составляла 100 тыс. фунтов.

С целью привлечения аудитории была создана полноценная торговая сеть — спустя два года количество дилерских центров Toyoda достигло 39. В 1939 г. Киичиро запустил собственный исследовательский центр — предприниматель щедро финансировал разработки технологий, способных снизить потребление топлива автомобилями.


Сборка автомобилей модели АА. Источник фото: https://myrouble.ru

Toyota Motor Co Ltd
В 1937 г. автодепартамент отделился от Toyoda и получил статус самостоятельного предприятия Toyota Motor Co., Ltd. Киичиро стал вице-президентом компании, а пост главы до 1941 г. занимал Рисабуро. После регистрации Toyota был объявлен конкурс на лучший символ для нового бренда — компании предоставили свыше 27 тыс. прототипов и эскизов.

Считается, что эллипсы, составляющие символ Toyota, являются отображением баланса между конкурентами, клиентами и деятельностью компании. Также символ отдалённо напоминает иголку, в ушко которой продета нитка, — подобная интерпретацию стала данью уважения к текстильному производству, с которого концерн начинал свою деятельность.


Логотип компании и один из вариантов его интерпретации. Источник фото: https://myrouble.ru

Не менее занимательна и история преобразования Toyoda в Toyota. Киичиро сменил фамилию, так как для того, чтобы написать слово «Toyota» на японском, необходимо сделать восемь движений, а в Японии это число считается символом счастья и везения. Видимо, таким образом Киичиро пытался привлечь удачу к любимому детищу.

Военное время
В 1941 г. Киичиро встал во главе Toyota Motor Co., Ltd., однако все работы, связанные с исследованиями и созданием новых моделей, ему пришлось остановить — с началом Второй мировой войны предприятие направило свои мощности исключительно на нужды минобороны. Выполнение военных заказов позволило компании значительно повысить доходность — фабрика в Коромо постоянно наращивала объёмы производства военных грузовиков КВ, машин-амфибий Su-Ki, манёвренных внедорожников АК10. Также с конвейеров сходили детали для истребителей. Из-за нехватки сырья Киичиро пришлось значительно упростить комплектацию моделей — грузовики выпускались без радиаторных решёток и с одной фарой, а металлические кресла уступили место деревянным сиденьям.


Внедорожник АК10. Источник фото: https://myrouble.ru

Капитуляция пошатнула экономику Японии — кризис практически уничтожил бизнес. Семье Тойода пришлось выращивать рыбу и перепелов, чтобы прокормить себя. От полного разорения компанию спасло лишь производство товаров, необходимых в быту — чайников, кастрюль, утюгов, лодочных двигателей.

В 1945 г. Toyota Motor Co., Ltd. начала выпускать грузовые машины для оккупационного правительства, а в 1947 г. Киичиро завершил работу над созданием малогабаритного авто SA. Инженер понимал, что ему не победить в борьбе с американскими конкурентами, занявшими нишу крупных авто, поэтому решил сосредоточиться на выпуске компактных машин. SA стала первым японским автомобилем с хребтовой рамой.

Выход SA не смог поднять уровень продаж компании. Спрос на легковые машины от Toyota Motor оставался удручающе низким даже в 1949 г., когда был официально снят запрет на продажу автомобилей для личного пользования, существовавший в военное время. Экспорт в Тайвань не исправил положение — в 1950 г. удалось продать всего 463 машины. Чтобы модернизировать производство, Киичиро пришлось взять крупный кредит в национальном содружестве японских банков. Грамотно распорядившись финансами, он повысил объёмы производства — к концу года с конвейера сошёл одиннадцатитысячный автомобиль.


Автомобиль модели SA. Источник фото: https://myrouble.ru

Уход
Положение компании улучшилось ненадолго — выручки не хватало, чтобы окупить производство, сотрудники, возмущённые отсутствием зарплаты, устраивали забастовки. Под давлением общественности Киичиро был вынужден подать в отставку — в соответствии с японскими традициями он не мог поступить иначе, сократив штат на 1600 человек. Передав дела сыну, предприниматель тяжело пережил своё увольнение. Киичиро говорил, что привык быть частью команды, и жизнь вне коллектива казалась ему пресной.

Известно, что Тойода никогда не считал себя видной фигурой в мире автомобилестроения, хотя именно он ввёл систему контроля качества, которой и сейчас славится японский автопром. Киичиро упоминал, что «не сделал ничего особенного в автопромышленности», зато очень гордился своими успехами в сфере текстиля.

Вернуться в кресло главы Toyota Motor Киичиро смог в 1952 г., однако насладиться расцветом бизнеса ему не удалось — инженер скончался от инсульта в марте 1952 г., в период цветения сакуры.

Цитаты Киичиро Тойоды

Воры могут изготовить ткацкий станок. Но мы каждый день модифицируем и совершенствуем наши ткацкие станки. У них нет опыта, накопленного в результате неудач, которые потребовались для создания оригинала. Нам не нужно беспокоиться. Нам нужно только продолжать вносить улучшения.

Японская автомобильная промышленность должна догнать Америку за три года. В противном случае японская автомобильная промышленность никогда не сможет устоять на ногах.

В Японии много инженеров, которые работают за столами. Однако, когда дело доходит до реализации, они теряют уверенность в себе и не набираются смелости отстаивать свои убеждения, когда другие люди критикуют их. Такие инженеры не могут строить машины. Успех в этой отрасли требует инженеров, обладающих смелостью и решительностью для воплощения идей.

Прежде чем ты скажешь, что не можешь что-то сделать, попробуй это сделать.

Мой отец служил государству, вложив деньги в ткацкий станок. Он сказал мне делать автомобили. Трудно создать автомобильную промышленность.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу