Как проходит импортозамещение в фарме » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Как проходит импортозамещение в фарме

15 ноября 2022 ИХ "Финам" Саидова Зарина
Сектор здравоохранения остался в стороне от санкционной темы, ни одна из крупных фармацевтических компаний США и Европы не заявляла о прекращении поставок препаратов в Россию. Медицина и здравоохранение традиционно вне политики, и этические принципы медицины не позволяют фармкомпаниям лишать пациентов жизненно важных лекарств.

Некоторые фармацевтические компании стран Запада приостановили ввоз в Россию отдельных наименований продукции, не имеющих жизненной важности, в том числе AbbVie (NYSE:ABBV) перестала поставлять в РФ продукты для эстетической медицины — ботокс и грудные импланты, а Eli Lilly (NYSE:LLY) приостановила ввоз препарата от импотенции.

В регионах в этом году наблюдались перебои с поставками импортных лекарств, однако это было связано с логистическими проблемами, а не с отказом зарубежных фармацевтических компаний от поставок лекарств.

Для поставки лекарств и сырья применяется 3 вида перевозок — авиационные, автотранспортные и морские, но с февраля было остановлено прямое авиасообщение с ЕС, и дорогостоящие препараты из Европы стали переправлять в РФ через ОАЭ и Турцию. Это привело к увеличению сроков поставок и еще большему удорожанию лекарств.

С учетом того, что у многих лекарств есть требования к температуре и другим условиям перевозки, усложненные цепочки поставок могли привести к несоблюдению норм хранения. Педиатры и терапевты в регионах уже говорят о том, что некоторые препараты стали менее эффективными, чем раньше.

Весомую долю медикаментов на рынке РФ составляют импортные наименования — порядка 30–40% в натуральном выражении и 65–75% в стоимостном. При этом доля импортного сырья для лекарств в стране достигает 80%, основными поставщиками сырья для фармотрасли в РФ являются Китай и Индия.

На данном этапе речь об импортозамещении может идти только в контексте производства сырья для биофармацевтической индустрии. Для России крайне важны поставки зарубежных препаратов, ведь многие онкологические заболевания, а также генетические болезни, в том числе редкие, в нашей стране лечатся дорогостоящими американскими и европейскими препаратами, у которых нет аналогов и еще много лет не будет.

Если взять в качестве примера некую среднестатистическую пенсионерку из российской глубинки и выяснить, какие препараты ей выдают в поликлинике для лечения метастатического рака молочной железы, то окажется, что это препарат американского фармгиганта Pfizer (NYSE:PFE) по цене порядка 100 000 руб. за упаковку.

Спасение жизней детей с муковисцидозом тоже зависит от дорогих импортных лекарств от американской Vertex (NASDAQ:VRTX). Этот список можно продолжать бесконечно, и в перспективе ближайших лет и даже десятилетий российским производителям не догнать западных фармгигантов с их возможностями и технологиями. Но отечественному рынку вполне под силу справиться с дефицитом сырья для тех лекарств, которые реально производить в РФ.

В России, по данным IQVIA, насчитывается свыше 900 фармпроизводителей, практически все — мелкие по меркам мирового рынка. Всего 92 компании имели выручку более $ 15 млн по итогам 2021 года. Среди значимых игроков российского биофармацевтического рынка можно отметить «ФармСинтез» (MCX:LIFE), «Фармасинтез», «Р-Фарм», BIOCAD, «Генериум» (производитель «Спутника»), «Озон», «Вертекс», ИСКЧ (MCX:ISKJ) и др. Очевидно, что отечественному фармрынку есть куда расти, и эпицентром роста должна стать Москва с ее возможностями и ресурсами.

Власти столицы уже объявили о поддержке проведения клинических исследований лекарств на базе московских больниц. Фармацевтическая отрасль Москвы растет стремительными темпами, за последние 5 лет увеличилась в несколько раз и имеет массу площадок для испытаний препаратов и вакцин. Такими площадками стали Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи, Московский клинический научный центр (МКНЦ) им. А. С. Логинова, межотраслевой кластер «Травматология и ортопедия» и др. Кроме того, появились интернет-площадки, позволяющие найти поставщиков необходимых химических реактивов и оперативно организовать их доставку даже в условиях санкций и пандемии, что позволяет избежать задержек в исследованиях.

Сократить импорт субстанций химического синтеза для России вполне реально, и в этом направлении уже предпринимаются шаги. ФГУП «Московский эндокринный завод» намерено производить более 30 субстанций, которые до сих пор импортировались в РФ. ФГУП «ГНЦ «НИОПИК» создает мощности для производства субстанций химического синтеза, необходимых для выпуска препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших. В 2023 году предприятие начнет производить 7 таких субстанций.

Сложнее дело обстоит с биологическими препаратами. Создание биосимиляров представляется трудновыполнимой задачей для отечественных предприятий и требует больших вложений. Гораздо более реалистичным выглядит направление дженериков — более доступных аналогов оригинальных препаратов. Китай и Индия «съели собаку» на этом рынке, и России тоже имеет смысл развивать производство дженериков в нынешних условиях.

Спрос на жизненно важные и базовые препараты будет расти, и они должны быть доступными по цене, поэтому снижение зависимости российской фармотрасли от импортного сырья является задачей первостепенной важности.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter