Рубль в опасности. Кто пострадает от нефтяного «потолка»? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рубль в опасности. Кто пострадает от нефтяного «потолка»?

5 декабря 2022 ИХ "Финам" | Рубль Никитин Дмитрий
Западным странам до сих пор не удается договориться по поводу «потолка» цен на российскую нефть, который должен вступить в силу 5 декабря, одновременно с запретом на продажу нефти из РФ в страны Евросоюза морским путем. Однако появился конкретный ориентир «потолка» - 60 долларов за баррель. Как сообщил Reuters, страны G7 «очень близки» к согласованию ограничения на этом уровне с возможностью дальнейшего пересмотра. По данным газеты The Wall Street Journal, до сих пор договориться не могут в Евросоюзе из-за позиции Польши, которая предлагала намного более низкий «потолок». Чтобы урегулировать вопрос, ЕК предложила пересматривать уровень каждые два месяца, начиная с января, и удерживать его на 5% ниже фактической цены российского экспорта. Об окончательном решении пока нет данных, но эксперты предполагают, что «потолок» получится согласовать.

Стоимость нефти в настоящее время находится в районе 86 долларов за баррель Brent и более 80 долларов по WTI. Что касается российской Urals, то, по данным Минфина, ее средняя цена в ноябре 2022 года сложилась в размере 66,47 доллара за баррель.

Россия неоднократно заявляла, что считает «потолок» неприемлемым и будет работать только на рыночных условиях. Однако эксперты полагают, что мера все-таки будет иметь ряд последствий для РФ, в том числе возможно снижение добычи нефти и ослабление курса рубля. При этом последствия меры для российских компаний могут быть различными, больше всех зависит от западного рынка «ЛУКОЙЛ».

Рынку придется понервничать

Евгений Коган, инвестбанкир и профессор НИУ ВШЭ, полагает, что «Польша все же сдастся, и потолок-таки объявят». «И будет он не ниже $60. Рынок закладывает в цены такой сценарий, но понервничать придется. Ведь без громких заявлений от всех заинтересованных сторон не обойтись», - считает Коган.

Аналитики ИФК «Солид» ожидают небольшого перебоя в поставках нефти в первые недели после 5 декабря, что в целом может поднять стоимость нефти. Однако при этом произойдет перенаправление объемов российской нефти в другие страны, также будет работать механизм своповых поставок в дружественные страны.

Рынки в настоящее время ожидают заседания ОПЕК+, которое состоится 4 декабря. Касаясь вопроса о том, как будет действовать альянс в сложившейся ситуации, ведущий эксперт ФНЭБ и научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович высказал мнение, что ОПЕК+ по крайней мере не будет увеличивать свою добычу.

«Они понимают, что увеличение добычи может привести к падению цен довольно серьезному. Кроме того, увеличение добычи может привести американцев к осознанию того, что они по-прежнему управляют всем нефтяным рынком, и американцы могут решить, что, отработав price cap («потолок») на России, дальше можно применить его и против Саудовской Аравии, например. Поэтому Саудовская Аравия осознает, что если слишком сильно идти на поводу у американцев, то сейчас можно заложить бомбу под свое будущее благополучие», - пояснил Finam.ru эксперт.

Транспортировка обходится дороже

Как пишет Bloomberg, уже сейчас грядущие ограничения приводят к росту стоимости транспортировки российской нефти. По данным агентства, некоторые владельцы танкеров отказываются от ее перевозки, а те, которые готовы продолжать работать, пытаются взимать более высокую плату за риск.

По словам судовых брокеров, ставки между Балтийским морем и Индией обсуждаются на уровне около 15 миллионов долларов, или 20 долларов за баррель, при погрузке после 5 декабря, когда вступят в силу новые ограничения ЕС. Это резкое увеличение с прежнего диапазона 9-11,5 миллиона долларов, пишет агентство.

«Меньшее количество доступных судов и необходимость перенаправления российской нефти от традиционных покупателей в Европе к новым покупателям в Азии и на Ближнем Востоке способствуют повышению ставок <…> Недостаток ясности по поводу ограничений открывает путь к переходу на так называемый «темный флот» - танкеры, принадлежащие неизвестным владельцам, которые готовы продолжать перевалку российской нефти, несмотря на угрозу санкций. Эти корабли в основном состоят из старых судов, и многие из них имеют опыт работы со странами, находящимися под санкциями, такими как Иран», - добавляется в материале.

Пока неясно, останутся ли фрахтовые ставки из Балтики в Индию на уровне около 15 миллионов долларов, если цена на нефть марки Urals упадет ниже «потолка», также неясно, были ли заключены какие-либо заказы на этом уровне.

Последствия меры для России

Назначенный потолок цен близок к текущей стоимости нефти марки Urals, а сам механизм отслеживания потолка цен допускает возможность сохранения большей части российского нефтяного экспорта, рассуждает аналитик ФГ «Финам»Александр Потавин.

«При этом мы пока не видели указа президента РФ насчет потолка цен и российских поставок. Поэтому есть надежды на сохранение значительной доли нефти Urals на мировом рынке», - подчеркнул он.

Как напоминает эксперт, вице-премьер Александр Новак в кулуарах 4-го Российско-Китайского энергетического бизнес-форума в Москве предупредил, что ценовой потолок неизбежно приведет к падению инвестиций, снижению и дефициту предложения нефти на рынке. «Это означает признание того, что добыча нефти в РФ пострадает от санкций и введения эмбарго. В конце декабре станут понятны масштабы», - ожидает Потавин.

Российским нефтяникам придется столкнуться с ростом логистических издержек, ведь путь танкера из Приморска (крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы) в европейские порты составлял 3-4 дня, а путь до Индии – около месяца, добавляет эксперт. «В итоге, грузооборот снижается, фрахт растет. И растет он заметно, так как в преддверии эмбарго цены на аренду танкерных мощностей взлетели более чем в два раза. По данным Bloomberg, стоимость транспортировки российской нефти из Балтики в Индию подросла до $20 за бочку. Если сюда добавить себестоимость добычи и налоги, при том, что ценник сейчас снизился (покупатели просят существенные скидки), получается, у компании остается весьма незначительный профит», - оценил аналитик «Финама».

Что будет с ценой российской нефти и рублем

Потавин приводит данные МЭА, согласно которым с мая поставки танкерной российской нефти в США, Великобританию и страны ЕС сократились на 2,2 млн баррелей в сутки, однако две трети этого объема было перенаправлено в Китай, Индию и Турцию.

«Базовый сценарий на ближайшую перспективу: нефть марки Urals остается в районе $60/барр., а объемы ее производства в РФ снижаются на 0,3-0,5 млн барр./сутки. При негативном сценарии: нефть снижается до $50/барр., при этом, добыча падает на 1,2-1,7 млн барр./сутки. Позитивный сценарий: российская нефть поднимается в цене до $70/барр., а объемы добычи не падают относительно текущих уровней (10,8 млн барр./сутки)», - поделился прогнозом Потавин.

При этом, по его словам, в зависимости от реализации этих сценариев будет себя вести и курс рубля. «В госбюджет России на 2023 год заложен сценарий, что объем добычи нефти будет составлять около 10 млн барр./сутки, при этом, бочка нефти будет стоить $70/барр., а курс составит 68 руб. за доллар. Если нефтяные цены будут ниже, а объемы добычи и экспорта из РФ сократятся, то курс рубля явно не будет таким крепким», - предупредил аналитик.

Последствия для российских компаний будут различными

Как отмечает Антон Весенний, автор Telegram-канала «Ленивый инвестор», больше всех зависит от западного рынка «ЛУКОЙЛ». «Европа - ключевой рынок, особенно нефтепереработка - до 40% сбыта. Активы в Италии, Болгарии, Румынии плюс доля 45% НПЗ в Нидерландах, сбытовая сеть еще в десятке стран. Плюс для «ЛУКОЙЛа» в том, что если нефть переработана в существенной степени за рубежом, эмбарго на нее не распространяется. «ЛУКОЙЛ» делает ход конем: с 1 января переводит все доходы и налоги из Нидерландов и Швейцарии в Болгарию. Там - Бургасский нефтехимический комбинат - 9% ВВП страны. В Италии тем временем государство хочет выкупить "золотую акцию" и взять контроль над НПЗ на Сицилии. В любом случае, поставлять нефть в Европу будет сложнее, так что потерь не избежать», - оценил перспективы Весенний.

У «Роснефти» есть доли в трех НПЗ в Германии, она третий по объемам игрок на рынке страны, добавляет эксперт. Есть проблемы с национализацией активов. В целом зависимость от западных рынков меньше, быстро растет доля Азии.

«У «Газпром нефти» и «Татнефти» исторически основа выручки формируется за счет внутреннего спроса, особенно в части нефтепродуктов и розничной сети. Они зависят от эмбарго в наименьшей степени», - подчеркнул Весенний.

Долгосрочные перспективы – придется переходить на «все свое»

Пока что стоимость нефти особенно не увеличилась. Видимо, рынок посчитал, что российская нефть будет в достаточном количестве приходить потребителям даже после 5 декабря, отмечает Станислав Митрахович. По его словам, если окажется, что «потолок» будет выше фактической цены поставок российской нефти, то в краткосрочной перспективе «по большому счету ничего не изменится».

«Ну а в долгосрочной перспективе, конечно, американцы и их союзники будут увеличивать давление на Россию и будут пересматривать price cap в сторону понижения, будут пользоваться всей той информацией, которую они собрали за время применения price cap, чтобы давить на перевозчиков и на страховщиков, чтобы они не занимались перевозками российской нефти», - полагает Митрахович.

По его мнению, «ценовой компромисс» на рынке может продержаться несколько месяцев, а потом России все равно придется перейти на иных страховщиков и перевозчиков. «Желательно, чтобы эти компании были российскими, надо было этим еще раньше заниматься, но сейчас вот в экстренном режиме имеет смысл договариваться со страховщиками и перевозчиками, которые зарегистрированы не только в России, но и, например, в странах Азии и Ближнего Востока», - добавил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, останется ли у России возможность поставлять нефть по цене выше «потолка», он подчеркнул: «Если Россия в перспективе создаст своих перевозчиков и страховщиков и будет договариваться о том, что их будут признавать наши покупатели и страны, которые контролируют какие-нибудь транзитные проливы или каналы, – наверное, тогда можно будет продавать и вне зависимости от того, что делает G7 и Евросоюз».

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter