6 декабря 2022 The New York Times | Apple
Apple – самая дорогая компания в мире. Но можно ли назвать ее монополистом? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам посмотреть захватывающее реалити-шоу на YouTube.
Речь идет о судебном слушании продолжительностью в час с четвертью от 14 ноября по делу Epic Games против Apple (AAPL). В нем гениальные юристы ведут битву перед тремя судьями апелляционной инстанции в одном из самых красивых залов суда в США. Ставки высоки как для Apple, так и для всего технологического сектора.
На прошлой неделе Apple и без того пришлось несладко. Марк Цукерберг, генеральный директор Meta Platforms*, сказал по видеосвязи на конференции DealBook The New York Times в среду: «Я действительно думаю, что Apple пытается в одностороннем порядке контролировать, какие приложения попадают на устройства пользователей».
Илон Маск (как будто у него и без того мало дел), также обрушился с критикой на Apple, заявив, что «яблочная» корпорация пытается саботировать деятельность Twitter, компании, которую он недавно купил. Эксцентричный предприниматель также обвинил Apple в угрозах удалить приложение Twitter из App Store. Тем не менее в прошлую среду Маск посетил штаб-квартиру Apple. Результат встречи с Тимом Куком порадовал – технологические гиганты помирились.
Следить за миллиардерами, собачащимися друг с другом, всегда интересно. Но если вы действительно хотите разобраться в том, является ли Apple монополистом с юридической и экономической точки зрения, я рекомендую обратить внимание на дело Epic Games против Apple. Вокруг Apple кружится множество других антимонопольных проблем, включая обвинения Еврокомиссии в отношении Apple Pay. Но важнее всего App Store, о котором твердят Цукерберг и Маск, и именно он находится в центре дела Epic Games против Apple. Apple утверждает, что защищает безопасность своих клиентов; Epic говорит, что это лишь предлог для подавления конкуренции и максимизации прибыли.
Предыстория такова: вскоре после того, как в 2007 году Apple пришла в телефонный бизнес, она разрешила сторонним разработчикам программного обеспечения создавать приложения для iPhone (а позже и для iPad) при условии, что они будут следовать строгим правилам, в числе которых жесткая модерация контента. Лицензионные сделки приносили прибыль сторонним разработчикам, а также пользу Apple, поскольку iPhone и iPad становились все более привлекательными для пользователей благодаря росту числа приложений. Согласно одной из справок, количество приложений увеличилось с 500 в июле 2008 года до 1,8 млн в ноябре 2020 года. Более 99,99% приложений в App Store созданы сторонними разработчиками.
Но некоторые разработчики жалуются, что условия Apple просто драконовские. Apple с самого начала требовала, чтобы приложения для ее операционной системы iOS распространялись только через App Store, и при этом взимала плату за сервис – до 30% от стоимости покупки.
Компания Epic Games, создатель популярной онлайн-игры Fortnite, попыталась обойти платежную систему Apple с помощью скрытого фрагмента кода. Несложно догадаться, что в итоге Apple заблокировала Fortnite в App Store. После этого Epic подала иск против Apple в федеральный суд в 2020 году, обвинив ее в нарушении федерального и государственного антимонопольного законодательства, а также калифорнийского закона о недобросовестной конкуренции. Кстати, Epic одновременно подала в суд и на компанию Google, которая управляет магазином Google Play для устройств Android. Это дело все еще продолжается.
Говоря на жаргоне Fortnite, битва была королевской. Apple подала встречный иск против Epic, обвинив ее в нарушении контракта. Apple отрицала, что является монополистом, указывая на конкуренцию со стороны магазина Google Play для устройств Android. В сентябре 2021 года судья Ивонн Гонсалес Роджерс вынесла решение в пользу Apple по девяти из десяти пунктов, но в пользу Epic по десятому, обязав Apple прекратить запрещать разработчикам приложений направлять клиентов на другие платформы, где они в некоторых случаях могут купить цифровой контент дешевле.
Apple и Epic подали апелляцию в Апелляционный суд девятого округа США в Сан-Франциско. Компания Microsoft (MSFT), которая пытается создать свой собственный магазин приложений, выступила на стороне Epic. Первое слушание состоялось 14 ноября.
Адвокат Epic, Томас Голдштейн, нанес первый удар в ходе слушания. Он оспорил надежность и безопасность так называемой закрытой экосистемы Apple, сообщив следующее: «Единственные, у кого нет доступа в закрытую экосистему Apple – это конкуренты».
Ведущий юрист Apple Марк Перри отверг доводы Голдштейна. «Это просто ложь, и она полностью опровергается материалами судебного процесса, – сказал Перри. – У кого нет доступа к закрытой экосистеме, так это у мошенников, порноактеров, хакеров, вредоносных и шпионских программ, а также иностранных правительств, стремящихся перехватить управление устройством».
Когда Голдштейн получил еще один шанс выступить в конце слушаний, он заявил, что Apple может поощрять использование собственного App Store, но не имеет права препятствовать тому, чтобы клиенты использовали другой магазин приложений.
В последнем финансовом году Apple зарабатывала более $3 тысяч в секунду. Вполне естественно задаться вопросом, не достигает ли она столь впечатляющего успеха за счет подавления конкуренции. Понаблюдав за судебной драмой, разыгравшейся в прошлом месяце, и ознакомившись с некоторыми материалами дела, я пришел к выводу, что Apple права лишь наполовину. Да, закрытая экосистема – это здорово. Но клиенты заслуживают большего выбора.
*Компания Meta Platforms признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Автор: Питер Кой
http://www.nytimes.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба