Никита Корниенко: «Чистая прибыль – это самый бесполезный показатель всей финансовой отчетности» » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Никита Корниенко: «Чистая прибыль – это самый бесполезный показатель всей финансовой отчетности»

15 декабря 2022 Financial One
О том, на какие мультипликаторы обращать внимание при принятии инвестиционных решений, рассказал Никита Корниенко, основатель инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate, ведущим Мураду Агаеву и Назару Щетинину на YouTube-канале «Вредный инвестор».

На какие мультипликаторы обращают внимание аналитики?

Корниенко работал аналитиком в аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young и в инвестиционном банке Goldman Sachs. Исходя из опыта работы, эксперт заявляет: «Мультипликаторы не умирают». Чтобы изучить частную компанию, аналитики обращаются к мультипликаторам похожих зарубежных компаний, которые добились успеха и стали «единорогами». Корниенко признается, что P/E (Price / Earnings Ratio – отношение текущей рыночной стоимости компании к ее чистой прибыли) ни разу не считал: «Чистая прибыль – это самый бесполезный показатель всей финансовой отчетности. Это показатель, который не отражает абсолютно ничего, кроме тех случаев, когда ты оцениваешь финансовую компанию, например, банк, страховую компанию или что-то такое. Во всех других компаниях чистая прибыль – это последнее, на что смотрят аналитики. Я абсолютно понимаю популярность чистой прибыли среди частного инвестора – это самый простой показатель, который показывает, сколько компания заработала денег».

По словам эксперта, манипулировать чистой прибылью легко из-за переоценки активов. По этой причине специалисты больше обращают внимание на такие показатели, как EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов), EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации основных средств и нематериальных активов) и свободный денежный поток.

Еще важными показателями являются enterprise value, который показывает стоимость компании без привязки к структуре капитала, и амортизация. «Амортизация – это бумажный перенос изначальной стоимости основных средств в расходы компании. Когда ты построил завод, ты потратил деньги в самом начале, а потом 20 лет его амортизируешь. И все 20 лет ты списываешь амортизацию, но денег никому не платишь за это. И, соответственно, твой денежный поток не равен чистой прибыли, он равен, грубо говоря, чистая прибыль плюс твоя амортизация», – говорит эксперт.

Остальные показатели, на которые аналитики обращают внимание, зависят от специфики отрасли, в которой работает компания. «Если мы смотрим на какую-нибудь SaaS компанию, предоставляющую софт по подписке, там даже выручка не важна. Есть показатель, сколько у тебя законтрактовано договоров. По ним начисляется выручка по мере оказания услуг. Если заключил договор на 10 лет с условным Microsoft, но ты ему оказывал услуги только два месяца, у тебя выручка будет за два месяца, прибыли, скорее всего, вообще не будет. Но при этом ты законтрактовал с ним 10 лет, и выручка будет на 10 лет вперед», – объясняет Корниенко. Кроме того, значимым показателем является обращение клиентов за услугами компании повторно.

В банковском секторе важна рентабельность капитала. Кроме того, имеют значение и просрочки клиентов по кредитам, дешевые депозиты, доходность по выданным активам. «Я считаю, что у “Сбера” действительно феноменальный результат. Он занимает половину банковской отрасли, у него ниже просрочки, чем у остального сектора, у него одни из самых дешевых депозитов (если не самые дешевые). То есть он дешево фондируется, достаточно дорого выдает кредиты, у него очень надежные эти кредиты – очень маленькая просрочка. И в итоге по этим показателям ты можешь понимать, что будет на годы вперед, потому что кредит ты выдаешь сегодня, он работает на тебя несколько лет. И тем самым ты определяешь свою рентабельность капитала и прочее на годы вперед», – объясняет Корниенко.

Как на мультипликаторы влияет капиталоемкость бизнеса?

По словам эксперта, мультипликаторы капиталоемкого бизнеса всегда будут ниже мультипликаторов некапиталоемких компаний. Преимущество капиталоемкого бизнеса заключается в том, что в случае кризиса капитал (завод, недвижимость) способен приносить доход, например, от сдачи помещений в аренду. Плюс не капиталоемких компаний – они могут масштабировать бизнес без крупных вложений, к примеру, социальная сеть с притоком новых пользователей закупает сервера.

С капиталом связано два мультипликатора: P/E и P/B (Price / Book Value Ratio) – отношение рыночной капитализации компании к ее балансовой стоимости активов. Показатели учитываются при оценке банков, инвестиционных и страховых компаний. «Действительно, банки – это капиталоемкий бизнес. Вольешь туда больше капитала – сможешь выдать больше кредитов, у тебя будет больше прибыли», – поясняет Корниенко. Сегодня многие компании создают стоимость бизнеса посредством технологий, знаний, человеческого капитала в лице сотрудников и лояльности клиентов – того, что не находит отражение в материальном капитале компании. По этой причине коэффициент P/B становится бесполезным.

На какие мультипликаторы обратить внимание инвесторам?

Чтобы принять инвестиционное решение, специалисты проводят анализ рынка, выявляя успешные и неудачные кейсы. Это позволяет оценить перспективы и риски компании, капиталоемкость бизнеса, устойчивость бизнес-модели. «На основе этих факторов, может быть, субъективных, на основе отраслевых показателей принимается решение: это компания крутая или не крутая. Только потом строится инвестиционная модель, чтобы подтвердить, что да, мы на ней сможем заработать столько-то», – делится эксперт.

Помимо мультипликаторов, при покупке акций финансовой компании эксперт советует обращать внимание на денежный поток и темпы роста. При покупке бумаг нефинансового сектора необходимо оценить устойчивость бизнес-модели, порог входа на рынок (чем ниже порог, тем лучше).

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter