Новый геополитический риск в 2023 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Новый геополитический риск в 2023 году

18 января 2023 Тинькофф Банк

Пожалуй, самые важные выборы для мирового геополитического ландшафта в 2023-м пройдут 18 июня в Турции. Список кандидатов на пост главы страны пока не определен. Но в нем, скорее всего, будет действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган, который управляет страной с августа 2014-го (до этого еще 11 лет занимал пост премьер-министра). После обновления законодательства в 2017-м он получил право выдвигать свою кандидатуру на выборах в 2018 и 2023 годах. Если он победит в июне, то сможет управлять страной еще в течение пяти лет.

❓Что будет означать победа Эрдогана

Западные страны вряд ли заинтересованы в победе действующего президента. Да, Эрдоган выступил посредником в зерновой сделке летом 2022-го, благодаря чему стал возможен вывоз украинского зерна. Но вместе с тем Турция под руководством Эрдогана:
➖заблокировала членство Швеции и Финляндии в НАТО;
➖закупила системы ПВО у России (НАТО опасается, что это подорвет безопасность альянса);
➖угрожает ЕС наводнить миллионами беженцев (ЕС и Турция заключили соглашение, согласно которому Турция задерживает у себя беженцев из Сирии, а ЕС предоставляет гражданам Турции безвизовый режим, однако ЕС так и не реализовал свое обязательство, выдвигая все новые требования);
➖вернулась к угрозам в отношении Греции (напряженность между странами существует ни один век, последний ее виток — из-за Эгейского моря).

В западных медиа говорят о том, что Эрдоган стремится противостоять американскому и европейскому влиянию на соседей Турции. Отношения с США обострились уже до такой степени, что турецкие чиновники регулярно обвиняют американских властей в поддержке госпереворота против Эрдогана и в пособничестве террористическим группировкам.

Для России победа Эрдогана выглядит предпочтительной. Действующие власти обеих стран сотрудничают друг с другом много лет. Но это сотрудничество стало особенно ценным в прошлом году, когда Турция не стала поддерживать западные санкции против России (и это при том, что Турция входит в НАТО). Конечно, дело тут не только многолетнем партнерстве, но еще и в выгоде, которую Турция может извлечь для себя. Товарооборот между странами за первые 9 месяцев 2022-го подскочил вдвое в годовом выражении — до $47 млрд. Новым витком в торговых отношениях России и Турции может стать создание газового хаба в Турции для поставки российского газа в Европу. Таким образом Россия сможет сохранить экспорт газа, а Турция — заработать на посредничестве. Новые источники доходов нужны экономике Турции как никогда. Она испытывает огромные проблемы из-за нетрадиционного подхода Эрдогана к управлению процентными ставками (его метод даже получил название “Эрдоганомика”).

ℹ️Эрдоган оказывал давление на финансовых регуляторов, чтобы снизить ставки и стимулировать экономику. Снижение ставок на фоне и без того высокой инфляции привели к тому, что инфляция в Турции в 2022 году разогналась еще больше и превышала 80%, а турецкая лира за год обвалилась на 40% к доллару.

Да, победа Эрдогана может еще больше усилить напряженность в отношениях России с западными странами, которых не устраивает политика Эрдогана. Но приход к власти в Турции более прозападной оппозиции может создавать больше неопределенности для России.

❓Кем представлена оппозиция

Основной конкурент партии Эрдогана — старейшая партия в Турции, Народно-республиканская партия (НРП), которую создал основатель современной Турции Ататюрк Кемаль. В этой партии есть последователи самых разных политических взглядов, но в большинстве своем они ориентированы на Европу. НРП может выдвинуть в президенты своего главу Кемаля Кылычдароглу. Это ветеран турецкой политики. В прошлом году он не раз обвинял действующую власть в том, что она поставила Турцию в зависимость от России в вопросах сельского хозяйства и энергетики.

По харизме Кылычдароглу уступает более молодому мэру Стамбула — Экрему Имамоглу. Его тоже относят к прозападным политикам, но стоит отметить, что ранее он пытался выстраивать контакт с Россией. Именно на него оппозиция возлагала самые большие надежды. Но в декабре 2022-го его приговорили к двум годам и семи месяцем тюрьмы, а также запретили ему вести политическую деятельность в течение пяти лет. Имамоглу обвиняется в оскорблении представителей власти, а именно ЦИК после назначения повторного голосования за мэра Стамбула в 2019 году (на повторном голосовании он вновь победил). Теперь Имамоглу подает апелляцию, с учетом которой приговор может не успеть вступить в силу. В таком случае политик сможет баллотироваться, поэтому турецкие аналитики пока не списывают его со счетов. Напротив, говорят об объединении оппозиции вокруг его фигуры и мощном импульсе на его стороне.

❓Почему Эрдоган может победить

Турецкие аналитики отмечают, что сейчас общество Турции расколото пополам на “за” и “против” действующей власти. Внешняя политика Турции последних лет вызывает у турков меньше вопросов (по их мнению, Турция стала более суверенной). Но вот внутренняя политика, особенно экономика разочаровывает. Если весной экономика Турции продемонстрирует признаки восстановления, больше сил может быть все-таки на стороне Эрдогана. Действующий президент рассчитывает на инвестиции и банковские депозиты из ОАЭ, а также на то, что Турция станет центром экспорта российского газа. Эрдоган даже заявлял о собственных запасах газа Турции в Черном море, поддерживая спекуляции о новых доходах для экономики. А еще он недавно повысил минимальный размер оплаты труда на 55% и зарплат и пенсий госслужащим, а также пообещал миллионам рабочим право на досрочный выход на пенсию. Это, вероятно, добавит очков в его пользу.

Ну и что?
Выборы президента в Турции могут изменить баланс сил в геополитике.

➖Приход к власти оппозиции, вероятно, сыграет на руку западному миру. В таком случае отношения России и Турции могут стать более напряженными, товарооборот между странами может сократиться, российским экспортерам (в первую очередь энергоносителей и сельхозпродуктов) придется искать альтернативы.
➖Победа Эрдогана более выгодна российской стороне. В таком случае западные страны могут усилить давление на Турцию. В прошлом году США уже угрожали турецкому бизнесу санкциями за сотрудничество с Россией. Не исключено и наращивание западной поддержки курдов в Сирии, которых действующая власть Турции называет террористической угрозой.
➖Что касается турецкой экономики и валюты, пока непонятно, какая из сторон сможет восстановить их. Оппозиция пока не предоставляла детального плана по реанимации экономики, но обещала восстановить независимость финансовых регуляторов. А вот Эрдоган от идеи низких ставок пока не отказывался. Поэтому разворот денежно-кредитной политики Турции куда более вероятен с приходом оппозиции к власти. Но даже в таком случае восстановление лиры может произойти далеко не сразу — прежде инвесторам нужно увидеть повышение процентных ставок и признаки реального и устойчивого возрождения экономики. Пока об этом речи и не идет. В декабре инфляция в Турции замедлилась до 64% с 84% в ноябре, но это замедление вряд ли стоит расценивать как позитивный сигнал. Оно связано с высокой базой конца 2021 года (именно тогда инфляция начала ускоряться). То же самое можно ожидать и в этом году — годовой рост цен будет ниже, но во многом из-за баснословных цифр 2022 года. Омрачает ситуацию еще и то, что государственные расходы будут расти в преддверии выборов, чтобы реализовать инициативы Эрдогана (только досрочный выход на пенсию для миллионов рабочих обойдется госбюджету в $13 млрд).

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter