Дисконт Urals к Brent. Правительство не бросает попыток спасти бюджет » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дисконт Urals к Brent. Правительство не бросает попыток спасти бюджет

13 февраля 2023 ИХ "Финам" | Нефть Аседова Наталия
Правительство направило в Госдуму законопроект, предусматривающий изменение ряда параметров налогообложения нефтяной отрасли, что должно способствовать пополнению российского бюджета. В качестве одной из новых мер решено зафиксировать дисконт Urals к Brent при расчете нефтяных налогов.

Максимальную скидку будут понижать поэтапно и плавно, чтобы дать компаниям время адаптироваться: в апреле она составит $34 за баррель, в мае - $31, в июне - $28, а к июлю дисконт будет снижен до $25 за баррель. Таким образом, нефтяным компаниям предоставлено несколько месяцев для того, чтобы договориться с покупателями Urals о снижении дисконта, иначе им придется выплачивать больший размер налогов в казну. Из нового законопроекта при этом следует, что у российской нефти будет два налоговых бенчмарка - среднемесячная цена Urals, как в действующем законодательстве, или цена North Sea Dated минус $25 за баррель (оба по данным агентства Argus). Применяться будет большее значение.

Напомним, что отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов России от ожидаемого месячного объема составило в январе минус 52,1 млрд рублей, при этом Минфин заявил, что размер недополученных нефтегазовых доходов в феврале может составить 108 млрд рублей. Очередные меры правительства вполне очевидно указывают на стремление государства решить проблему с дефицитом бюджета, который достиг в январе 1,76 трлн рублей – рекордного с 1998 года уровня.

Помимо установления дисконта Urals к Brent принято решение добровольно сократить объемы добычи нефти в марте на 5% или же на 0,5 млн баррелей в сутки. Таким образом, власти РФ стремятся повысить мировые цены на «черное золото», что позволит увеличить размер нефтегазовых доходов за счет цены.

Насколько эффективны очередные меры правительства для пополнения бюджета? Позволит ли это решить проблему с нехваткой нефтегазовых доходов и как отразится на компаниях нефтегазового сектора РФ? В этих и других вопросах Finam.ru решил разобраться вместе с экспертами.

Что дает порог скидки на Urals?

Многочисленные сообщения в прессе в последние недели уже указывали на то, что правительство изменит базовую цену для начисления налогов на добычу нефти и экспортных пошлин с нефти марки Urals (ставшей неликвидным и ненадежным индикатором после начала украинского кризиса) на Brent или какой-то иной надежный международный бенчмарк, отмечает Рональд Смит, аналитик «БКС Мир инвестиций». Поэтому данная новость не вызывает удивления, хотя и предполагает небольшой негатив. «Основной вопрос, по всей видимости, заключался не в новом базисе (Brent всегда казалась логичным выбором, поскольку она сопоставима с Urals по качеству, причем последняя обычно торговалась с дисконтом в $1-2 за баррель в последние пару десятилетий), а в том, насколько большой дисконт следует допустить в текущей ситуации, учитывая эмбарго ЕС на российскую нефть и связанный с ним потолок цен G7 на российскую нефть в $60 за баррель», - заявляет эксперт.

По оценкам Рональда Смита, предлагаемый дисконт в $34/барр., скорее всего, приведет к тому, что цена Urals изначально будет ниже потолка в $60/барр., но к середине лета достигнет этого уровня при текущих ценах на нефть марки Brent. Такая мера даст нефтяникам России некоторое время на адаптацию к новому механизму, укрепит переговорные позиции с нынешними покупателями (при поддержке соответствующего решения правительства о сокращении добычи на 500 тысяч баррелей в день с марта), поставит под вопрос сам потолок цен в течение следующих 4-5 месяцев, а также поддержит поступления в бюджет за счет повышения налогов в ближайшие месяцы.

Некоторые эксперты при этом полагают, что такое решение правительства выглядит даже довольно мягким. Так, Дмитрий Донецкий, главный аналитик ИФК «Солид», подчеркивает, что ранее обсуждалась смена привязки расчета НДПИ с Urals на Brent или Dubai, что радикально бы решило проблему с нехваткой нефтегазовых доходов, однако теперь выбран приемлемый диапазон дисконта, который будет плавно снижаться с текущих значений.

Кроме того, исходя из сообщений в СМИ, обсуждалось ограничение дисконта на уровне $20/барр. или $25/барр. В итоге выбран более мягкий вариант – $25/барр., с растянутым до конца июня переходным периодом. По мнению Ольги Беленькой, руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», решение было ожидаемым, особенно после выхода данных Минфина об исполнении бюджета за январь, и является сбалансированным, поскольку ожидается постепенное сокращение дисконта цены российской экспортной нефти к стоимости Brent по мере адаптации экспортеров и перевозчиков к новым условиям. Иными словами, устанавливаемый правительством в административном порядке максимальный дисконт может не сильно отличаться от рыночного.

Решение является одной из форм пополнения наметившегося дефицита государственного бюджета, и вопрос был лишь в том, в какой форме это будет сделано. Таким мнением с Finam.ru поделился старший риск-менеджер «Алго Капитал» Виталий Манжос. «Совсем недавно были озвучены планы взимания разового добровольного взноса в федеральный бюджет, который должны будут сделать крупные предприятия, имевшие конъюнктурные сверхдоходы в 2021-2022 годах. Для реализации такой меры не требуется даже внесение изменений в действующее законодательство. По-видимому, правительство будет «добирать» необходимые суммы дополнительных налогов по мере необходимости. Согласно реалистичным экспертным оценкам, годовые нефтегазовые доходы бюджета РФ могут сократиться на четверть, или примерно на 3 трлн. руб. По-видимому, государство изымет эту сумму из экономики в виде дополнительных налогов и сборов, а также в форме дивидендов со стороны компаний с государственным участием», - полагает эксперт.

Насколько эффективны новые меры?

Аналитики «Росбанка» считают, что решение позитивно с точки зрения повышения устойчивости федерального бюджета, но его эффект на горизонте до конца текущего года не выглядит решающим. По грубым оценкам экспертов, выгода для доходов Минфина вряд ли превысит 0,5 трлн рублей (для сравнения, январский дефицит бюджета составил 1,8 трлн руб., плановый дефицит по итогам всего года – 2,9 трлн руб.).

Более позитивно настроены аналитики УК «Арикапитал». Эксперты отмечают, что на объем нефтегазовых доходов бюджета влияют три фактора: стоимость нефти на мировом рынке, курс доллара к рублю и объем нефтедобычи. «Динамика с начала месяца курса доллара (рост на 6%) и котировок нефти (рост Brent на 3%) полностью компенсируют сокращение добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки, но еще вряд ли позволят перевыполнить план по нефтегазовым доходам. Однако при сокращении дисконта до $25 за баррель в июле гарантируют выполнение бюджетных заданий, а заодно переход Минфина от продаж к покупке валюты в ФНБ», - полагают они. При этом эксперты подчеркивают, что проблему российскому правительству может создать резкое падение мировых цен на нефть, но пока большинство западных инвестбанков все же считают, что «черное золото» будет только дорожать.

Ольга Беленькая между тем подчеркивает, что пока непонятно, смогут ли российские компании экспортировать нефть по морю без существенной потери объемов, если расчетная цена Urals окажется выше установленного значения потолка (сейчас – $60/барр.). При нормативном дисконте $25/барр. это может случиться, если цена Brent превысит $85/барр. По итогам января, дисконт средней цены Urals к цене Brent составил около $35/барр., средняя цена Urals равнялась $49,48/барр. По мнению эксперта из «Финама», если бы максимальный размер дисконта $25/барр. был бы установлен на весь 2023 год, то для доходов бюджета это условно было бы эквивалентно повышению цены Urals на $10/барр. «Исходя из матрицы Минфина, при прочих равных условиях это эквивалентно увеличению нефтегазовых доходов примерно на 1 трлн руб. Однако с учетом переходного периода, если допустить, что в феврале-марте дисконт сохранится на уровне января ($34-35/барр.), а с апреля максимальный дисконт будет постепенно снижаться с $34/барр. до $25/барр. к июлю, среднегодовой дисконт может составить около $29/барр., т.е. вследствие налоговых изменений средняя цена Urals для бюджета может вырасти примерно на $6/барр. по отношению к дисконту, сложившемуся в январе. Таким образом, при допущении среднегодовой нефти Brent вблизи $85/барр. в текущем году, средняя цена Urals для бюджета может составить около $56/барр. При объеме добычи нефти около 10 млн баррелей в сутки объем нефтегазовых доходов может составить 7,4 трлн руб. Напомним, в бюджет этого года заложены нефтегазовые доходы 8,9 трлн руб., а базовый уровень НГД на 2023-2025 гг. составляет 8 трлн рублей», - заявляет Беленькая.

В то же время компенсирующее влияние на нефтегазовые доходы может оказать возможное сокращение объемов экспорта и добычи. Помимо уже объявленного Александром Новаком сокращения добычи РФ с марта на 500 тыс. баррелей в день, новый механизм усиливает налоговую нагрузку для компаний, продающих нефть с более высоким дисконтом, чем определено в формуле Минфина, что может привести к дополнительным сокращениям экспорта. В этом случае возможны варианты поведения нефтяных компаний – сохранение добычи с увеличением внутренней переработки (но с учетом эмбарго ЕС на нефтепродукты этот вариант представляется сейчас менее вероятным) или же сокращение добычи. В этом случае нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться меньше. Если же компании смогут решить проблему экспорта нефти морским путем и по ценам выше потолка – в этом случае дополнительных сокращений объемов, возможно, удастся избежать, объясняет Ольга Беленькая.

Оптимистично оценивает новые меры правительства главный аналитик «Промсвязьбанка» Денис Попов. По его мнению, в текущих условиях решение компромиссное и верное. «Реформа защищает ресурсную базу бюджета от более сильной просадки нефтегазовых доходов за счет установления четкого порядка определения ценовых бенчмарков в условиях потери индикативности цен Urals, а также мотивирует компании ускорить адаптацию и снижение размера скидок на российскую нефть (возможно через сокращение объемов добычи)», - подчеркивает он. При этом его прогноз нефтегазовых сборов в бюджет в 2023 году с учетом среднегодовой цены Brent на уровне $84 за баррель и среднего дисконта на российскую нефть в районе $25 за баррель составляет около 7,8 трлн рублей.

Нефтяной сектор остается привлекательным

По словам Ольги Беленькой, решение правительства должно увеличить нефтегазовые доходы бюджета, однако для компаний, продающих нефть ниже цен, установленных для целей налогообложения, налоговая нагрузка возрастет, а прибыль уменьшится, т.е. финансовая модель может существенно измениться. Такой эффект, по мнению эксперта, может быть неравным для компаний, и его сейчас трудно оценить, поскольку экспортные цены российской нефти в настоящее время существенно различаются в зависимости от марки нефти и пункта ее отгрузки.

Тем не менее, аналитики инвестиционного банка «Синара» заверяют, что опасения, связанные с потенциальным усилением налогового давления, являются преувеличенными, и нефтяной сектор остается привлекательным для инвесторов. «В самом главном аспекте, бенчмарке для налогообложения, негативных для компаний изменений в ближайшие месяцы не произойдет. Дисконт к Brent в $34/барр., предложенный в апреле, в точности совпадает с фактическим дисконтом Urals января этого года. Поскольку мы ожидаем в течение года восстановления цены Brent и сужения дисконта Urals (наш прогноз: Brent - $100, Urals - 75), то применение со второго полугодия дисконта в $25 за баррель не скажется на финансовых показателях компаний. Несущественна для них и экономия бюджета на выплатах демпфера (109 млрд руб.). Наши фавориты - бумаги «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа» (в обоих случаях рейтинг - «Покупать»), однако стоит учитывать, что «ЛУКОЙЛ» может стать объектом новых ограничений со стороны ЕС», - полагают они.

Нейтральным для нефтегазового сектора считает данное решение и Дмитрий Донецкий из ИФК «Солид». По его словам, налоговая нагрузка на компании возрастет только в том случае, если все же дисконт сам по себе не уменьшится.

Виталий Манжос при этом отмечает, что сильного падения акций отечественных нефтяных компаний в связи с указанным фактором не ожидается. «Эта ситуация неприятна для их акционеров. Но она вполне предсказуема. Такой сценарий стал понятен после недавнего индивидуального повышения НДПИ для компаний «Газпром» и «АЛРОСА»», - заключил эксперт.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter