Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Февральский рост оптимизма в китайской экономике » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Февральский рост оптимизма в китайской экономике

Показатели производственной активности в КНР вернулись к уровню 2012 года
14 марта 2023 Открытие | Открытый журнал Скворцов Дмитрий
Обнародованные 1 марта данные по индексу PMI свидетельствуют о том, что рост производственной активности в КНР в феврале превзошёл все ожидания и стал самым быстрым с апреля 2012 г. Так, по данным Национального бюро статистики Китая, индекс менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности увеличился с 50,1 в январе до 52,6 в феврале, намного превысив прогноз аналитиков в 50,5. А составной PMI, который включает как производственную, так и непроизводственную деятельность, вырос с 52,9 до 56,4. Увеличилось производство электрооборудования, мебели, изделий из металла. Индексы производства и новых заказов в этих отраслях превысили 60 пунктов.

Публикация этих данных произвела сильный эффект, так как производственный сектор Китая ещё в начале года находился под существенным давлением. На фоне американских санкций против КНР и падения спроса в странах — основных потребителях китайского экспорта, многие эксперты видели начало 2023 г. не очень оптимистичным для китайской индустрии.

Кризис на рынке недвижимости Китая в 2022 г. удалось купировать благодаря беспрецедентным государственным субсидиям. Но это не давало оснований надеяться на строительство как на драйвер индустриального роста. В результате в январе заводские цены упали. По мнению экспертов, это произошло из-за всё ещё осторожного внутреннего потребления и неопределённого внешнего спроса.

При этом, по данным Национального бюро статистики КНР, в январе 2023 г. производственные компании также столкнулись с ростом закупочных цен в сталелитейной и смежных отраслях промышленности на фоне сокращения спроса.

Как показали данные опросов менеджеров по закупкам в январе, из-за осторожного внутреннего потребления и неопределённости внешнего спроса надежды на улучшение конъюнктуры были слабые — только 50,1% опрошенных менеджеров зафиксировали рост закупок.

Что же повлияло на столь быстрое улучшение настроений? И насколько устойчивым может быть рост, учитывая то, что февральский PMI Китая серьёзно контрастировал с более пессимистичными февральскими показателями производственной активности других азиатских экономик?

Отмена ковидных ограничений и эффект низкой базы

Основным фактором улучшения экономической конъюнктуры в КНР многие называют отмену драконовских ковидных ограничений в конце 2022 г. после завершения работы XX съезда Компартии Китая (КПК).

При этом из-за строгих карантинных мер в 2022 г. китайская экономика, одна из первых по величине мире, зафиксировала один из худших показателей роста почти за полвека. Но как только были сняты ограничения на передвижения людей, оживился потребительский сектор, предприятия ускорили возобновление своей деятельности. Национальное бюро статистики Китая объясняет это как эффект политики экономической стабилизации и уменьшение негативного влияния мер по борьбе с COVID-19.

Китайские PMI превзошли рыночные ожидания по всем направлениям, чему способствовало открытие после снятия ограничений, связанных с COVID-19, и возобновление деятельности после лунного Нового года, — приводит Reuters мнение Дункана Ригли, аналитика лондонской консалтинговой компании Pantheon Macroeconomics.

Джулиан Эванс-Притчард, глава отдела экономики Китая в крупной международной (базирующейся в Лондоне) консалтинговой компании Capital Economics, считает основой этого роста эффект низкой базы и полагает, что он вскоре будет исчерпан. «Высокие показатели PMI частично отражают слабую отправную точку экономики в этом году и, вероятно, вскоре упадут, поскольку темпы восстановления замедлятся», — приводит Reuters его мнение. Но рост может оказаться и более продолжительным.

Мы уже ожидали быстрого краткосрочного восстановления, но последние данные показывают, что даже наши прогнозы роста, которые были выше консенсуса на 5,5%, в 2023 г. могут оказаться слишком консервативными, — поясняет эксперт.

Впрочем, не все эксперты разделяют этот оптимизм. Аналитики Reuters Лянпин Гао и Джо Кэш обращают внимание на то, что контраст февральского PMI Китая с более пессимистичными показателями производственной активности других азиатских экономик за тот же месяц могут указывать на неблагоприятные экономические условия в данных странах. Поэтому, по их мнению, «перспективы китайской экономики остаются неоднозначными, поскольку её основные торговые партнёры сталкиваются с растущими процентными ставками и ценовым давлением».

Риски американо-китайского экономического противостояния

Сомнения в перспективах китайской экономики укрепляются по мере усиления антикитайских санкций США. Эти санкции уже заставляют многие глобальные компании переносить своё производство из Китая в Америку или страны Индо-Тихоокеанского региона (в первую очередь в Индию, Малайзию и Вьетнам). Китайские компании, которые стремятся сохранить доступ на американский рынок, тоже начали переносить свою деятельность в Малайзию и Индонезию.

Отсюда возникают вопросы: насколько серьёзными окажутся потери для экспортно ориентированных отраслей китайской экономики и хватит ли внутреннего спроса в Китае для обеспечения дальнейшего экономического роста?

Индексы PMI в производственном и непроизводственном секторах китайской экономики достигли десятилетнего максимума

Февральский рост оптимизма в китайской экономике


Графики индексов PMI для производственного и непроизводственного секторов китайской экономики показывают, что в непроизводственной сфере колебания сильнее. Однако, являясь ведущей экспортной державой, Китай сильно зависит от внешнего спроса. Доля в мировом промышленном экспорте у КНР почти в два раза больше, чем у США и находящейся на третьем месте Германии, и в четыре с лишним раза больше, чем у Японии, которая располагается на четвёртом месте.

Это значит, что в прогноз роста надо закладывать и вероятность обострения торговой войны с США, и прогнозы по экономическому росту в странах — ведущих импортёрах китайских товаров.

Внутренний спрос, внешний рынок или внутренние инвестиции в развитие?

Кризисные явления в экономиках европейских стран — одного из важнейших экспортных рынков для Китая — негативно влияют на прогнозы экономического роста в КНР. Впрочем, поскольку значительная часть китайских потребительских товаров относится к среднему и низкому ценовому сегменту, в условиях снижения покупательной способности европейцев часть из них может переключиться с более дорогих европейских товаров на более бюджетные китайские.

Другой вопрос — торговые санкции, которые под американским давлением начинают принимать против Китая и европейские страны. Huawei практически изгнана с европейского рынка телекоммуникационной аппаратуры. Есть проблемы и с другим китайским технологическим экспортом. Руководство КНР предпринимает усилия по поиску новых направлений для него. Наиболее ярким примером таких действий стало достижения соглашения о создании в Саудовской Аравии и странах Персидского залива кластера по развитию передовых технологий. При этом переговоры Китая о технологическом сотрудничестве с Ираном и Россией в максимальной степени непубличны.

Но львиную долю в китайском экспорте занимают потребительские товары. В случае сокращения внешних рынков или ограничения доступа на них найти применение для таких товаров внутри страны — задача непростая. Переориентировать экспорт на внутренний рынок Китая за счёт масштабных субсидий для населения, как это делали США в 2020 г. в разгар пандемии COVID-19, теоретически возможно, но на самом деле неосуществимо. Да, население КНР превышает население Евросоюза и США. Но это население с другим уровнем доходов, другой структурой и культурой потребления. Провозглашённая КПК цель достижения Китаем к середине XXI в. уровня среднеразвитых стран по среднедушевому ВВП ещё не осуществлена до конца. А объявленная в 2017 г. достигнутой цель построения «общества средней зажиточности» означает лишь устранение вопиющей бедности. Средняя зажиточность в понимании китайцев неравнозначна уровню жизни среднего класса в странах-бенефициарах экономической глобализации.

До сих пор в КНР стимулировали экономическое развитие, субсидируя за счёт бюджета большие расходы провинций и муниципалитетов на инфраструктуру и строительство. Насколько велик запас прочности китайской финансовой системы и сможет ли она субсидировать ещё и потребительский спрос?

Но есть и третий вариант. В условиях распада мира на экономические макрорегионы и разрыва многих производственных цепочек Китаю придётся обеспечивать собственную технологическую безопасность и производственную самодостаточность.

США переносят к себе ключевые звенья технологических цепочек производства полупроводников, параллельно вводя санкции за поставки в КНР высокопроизводительных процессоров и оборудования для полупроводниковой промышленности.

В ответ Китай принял беспрецедентную программу поддержки национальной полупроводниковой отрасли объёмом в 143 млрд долл. И это не единственный проект. Существуют планы по созданию спутниковой группировки из 12 992 спутников для обеспечения доступа к широкополосному интернету и для создания системы спутниковой связи, аналогичной Starlink Илона Маска и в чём-то даже превосходящей её.

Причём в условиях китайской экономики инвестиции в тот или иной сектор (а значит, и соответствующее экономическое оживление) могут начаться ещё до выделения бюджетных денег. Государство негласно информирует крупные китайские конгломераты, в составе которых есть профильные компании, и те начинают работать на результат, который, как им пообещали, будет востребован.

Экономические планы Китая на 2023 год

На первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва, открывшейся 5 марта, в преддверии формирования нового состава китайского правительства премьер Госсовета КНР Ли Кэцян обнародовал экономические планы Китая на 2023 год.

Целевые показатели развития Китая в 2022 году и планы на 2023 год



Заявленные цели мало отличаются от целей, установленных китайским правительством на прошедший год. Планируется ещё большее увеличение количества рабочих мест. Незначительное сокращение квот на выпуск инфраструктурных облигаций провинциями и муниципалитетами сочетается с некоторым ростом дефицита бюджета.

При этом рост ВВП на 2023 год запланирован чуть ниже, чем на 2022-й. И хотя в 2022 г. целевые показатели не были достигнуты из-за локдаунов, на текущий год запланировано увеличение в размере 5%.

Что это — оптимизм или разумная осторожность руководителей экономического блока Госсовета КНР в условиях ужесточения санкций США против китайской экономики? Эксперты, опрошенные Bloomberg, прогнозируют рост китайского ВВП в 2023 г. от 5,1% до 6% — в среднем на 5,3%.

Темпы роста экономики Китая, % год к году


https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу