Adieu, adieu! my native shore
Fades o?er the water blue;
The night-winds sigh, the breakers roar,
And shrieks the wild sea-mew.
Дж. Гордон Байрон.
Когда политики раз за разом уверяют вас в "устойчивости фундаментальных экономических показателей" - это настораживает. А если они говорят еще и об "отсутствии необходимости спешить к спасательным шлюпкам", следует незамедлительно проверить месторасположение этих самых шлюпок, особенно, если вы сомневаетесь в способностях команды действовать в экстренных ситуациях. В 1997г. мой самолет приземлился в Сеуле в тот самый момент, когда вона отправилась в свободное падение. Министры и чиновники, как заведенные постоянно твердили про "устойчивые показатели" до самого последнего момента, когда Южная Корея была вынуждена принять помощь, предложенную МВФ. Гордон Браун не так давно провел свой мини саммит с коллегами по Большой Восьмерке из европейских стран - Ангелой Меркель, Николя Саркози и только что вышедшим в отставку Романо Проди, как знак своего лидерства на мировой арене: "Мы обсуждали возможности сохранения экономической стабильности? Мы полагаем, что сможем убедить все международное сообщество в необходимости предлагаемых нами реформ". Однако Европейский Союз не смог утаить шила в мешке. "Мы можем быть уверены. Уверены в устойчивости фундаментальных показателей экономики ЕС... О рецессии в Европе не может быть и речи". На самом же деле, основной задачей этого собрания было найти крайнего, во всем виноватого стрелочника: проблема в глобальных факторах, а слабые стороны внутренних экономических структур тут вовсе даже не причем; и европейские лидеры усердно трудились над снижением рисков заражения американской болезнью.
Этот скромный парад уверенности на Даунинг Стрит вовсе и не был обнадеживающим - в особенности, когда ФРС прямо признавала существование "рисков охлаждения экономики", которые способствовали многократному снижению процентной ставки. Как и все политики, они большую часть времени провели, изобретая велосипед - укрепление законодательной базы, более тесное сотрудничество, более высокая степень прозрачности на финансовых рынках, в общем, и в кредитных рейтинговых агентствах в частности (для обеспечения надежности "посредством нормативных действий, в случае отсутствия прогресса"). В конце концов, они все-таки призвали к проведению реформы "мировой финансовой архитектуры". Данная реформа является навязчивой идеей Брауна. Его грандиозный замысел заключается в превращении Всемирного банка во внешнюю кредитную организацию (Неужели ему никто не сказал, что Всемирный Банк занимается внешним кредитованием в течение десятилетий?), а также в модернизации МВФ в качестве мировой финансовой системы раннего оповещения.
Это сага о генерале, отправившемся на свою последнюю войну. Г-н Браун любит конструкции и механизмы так же сильно, как маленькие мальчики любят конструкторы Лего, однако ответственность за управление крупными и сложными экономиками нельзя просто свалить на МВФ. Безусловно, система регулирования должна быть более прозрачной, чтобы гарантировать эффективное функционирование рынков. И, конечно же, регулятивные органы должны действовать сообща. Однако большая часть подобной риторики "мирового управления" - не более чем красивые слова. Когда рынки перегреты, они всегда находят способы обойти ограничения, установленные регулирующими органами после предыдущей встряски. Кризис субстандартного кредитования и сопутствующие ему проблемы появились по ряду причин: дешевые деньги, неправильная оценка риска, мотивация банков перекошена. И основная масса регулирующих органов была в курсе происходящего. Пока все в порядке, неважно, насколько эффективна система предупредительных сигналов и оповещений, поскольку на них все равно никто не обращает внимания. Это так называемый синдром Societe Generale. И, почему кто-то должен ожидать, то МВФ услышит исходящие от Northern Rock сигналы бедствия, которые не приняли во внимание ни Казначейство, ни Управление по финансовым услугам?
Спасение мира гораздо более интересное занятие, чем установка сантехники у себя дома. Однако даже сантехнические работы требуют усердия и внимания. И тут вновь становится очевидным контраст между быстрой финансовой реакцией США и правительствами большей части Европы, наполовину парализованными неудачами в монетарной политике и отсутствием места для маневра. С учетом высокой инфляции в Еврозоне, которая, вероятно не собирается сдавать свои позиции в ближайшее время: об этом свидетельствуют индексы PPI, а также рост зарплат во Франции и Германии, не следует ожидать особых милостей со стороны ЕЦБ. Тем более, что государственный долг и дефициты уже зашкаливают, поэтому на серьезную государственную помощь рассчитывать не приходится. Пока что все представляется очень знакомым. Однако на этот раз нет места для британского злорадства, поскольку и сама британская экономика сворачивает с пути.
Особым предметом гордости г-на Брауна на посту Канцлера было "отсутствие в будущем и бума, и краха". Это мысль будет преследовать его и в дальнейшем. "Благоразумная" финансовая политика, по его словам, заключается в накоплении сбережений на черный день в ясные дни. На небе же начинают сгущаться тучи. А г-н Браун ничего не накапливает. Государственные финансы выглядят также жалко, как и намокший попугай. У Алистера Дарлинга, кажется, есть наготове средство, однако, пациент может его не вынести. Согласно прогнозам, в течение последующих пяти лет государственные расходы сократятся до 8-летнего минимума относительно национального дохода, тогда как налоги, вероятно, вырастут до 24-летнего максимума. Целью Казначейства является получение прибыли от текущих расходов в 2009?10, что соответствует известному, но залежалому золотому правилу г-на Брауна относительно сбалансирования текущего бюджета на экономический цикл. А также в плане удержания государственного долга ниже 40% от ВВП - еще одного золотого правила Брауна. Не менее 48% "прибыли от роста" польются в государственную казну. Однако "прибыль от роста" будет невысока, поскольку налоги растут, а государственные расходы падают на фоне снижения стоимости жилья и сокращения доходов от налогов в Сити. Институт финансовых исследований, который проводит подсчеты на основе собственных экономических моделей Казначейства, недавно заметил, что для реализации целей Казначейства, Алистер Дарлинг должен будет поднять налоги в бюджете на следующие месяцы на 8 млрд. фунтов. Он не сделает этого по политическим причинам, и не должен делать этого по экономическим. Однако даже Гордон Браун не осмелится больше повторять, что экономические показатели Британии являются устойчивыми.
Розмари Райтер
Times Online
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу