Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как грамотно инвестировать в компанию на стадии IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как грамотно инвестировать в компанию на стадии IPO

20 июля 2023 Financial One
Центр образования и экспертизы ассоциации «НП РТС» и СПБ биржа провели образовательный вебинар «Анализ и риски рынка растущих компаний: как оценивать потенциальных эмитентов на этапе подготовки к выходу на рынок акций или выпуска облигаций».

Изменения на финансовых и фондовых рынках подталкивают инвесторов к поиску новых инструментов для инвестиций. На фондовом рынке интересным становится сегмент высокотехнологичных растущих частных компаний, которые выходят на биржу для привлечения дополнительного финансирования.

Не секрет, что для развития бизнеса на определенном этапе стартапам начинает требоваться дополнительное финансирование. Обычно перед растущими компаниями появляется развилка: проводить первичное размещение акций или же выходить на долговой рынок, выпуская облигации.

У быстрорастущих компаний есть большой бонус: уровень долга стартапов часто не успевает за выручкой и валовой прибылью, отметил Артем Тузов, директор департамента корпоративных финансов инвестиционной компании «ИВА партнерс».
«Хотя США научили нас, что быстрорастущие компании иногда могут быть вообще без прибыли, иногда в плановой убыточности, все-таки в России это не так. Часто быстрый рост сопровождается высокой рентабельностью», – объясняет эксперт.

По словам Тузова, выход компании на долговой рынок можно рассматривать как своего рода трамплин к первичному размещению акций. Для того чтобы провести успешное IPO, эмитенту необходимо заручиться поддержкой лояльной базы инвесторов, которая как раз и сформируется на облигационном рынке.

В качестве успешных примеров выпуска облигаций среди стартапов можно выделить такие компании, как Positive Technologies и Woosh. Среднегодовой темп роста Positive Technologies по выручке за последние пять лет находится на солидном уровне в 41%, а Woosh демонстрирует рост выручки за такой же период времени в среднем аж на 184% в год. При этом коэффициент долг/EBITDA Positive Technologies составляет всего 0,1 и 1,14 у Woosh.
Зачем выходить на IPO?
Несмотря на то, что выход на рынок акций открывает перед компанией множество новых возможностей, перед ней появляются и новые вызовы, в числе которых высокий уровень ответственности, отметил Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК «Риком-траст».

Но, конечно же, IPO обладает целым рядом преимуществ. Успешное размещение ценных бумаг на рынке дает компании перспективу для мощного роста и расширения финансовых возможностей. Эмитент получает шанс привлечь значительное количество средств извне, которые нельзя получить напрямую при обращении к банковским учреждениям.

Кроме того, благодаря проведению контроля со стороны биржевых регуляторов и рейтинговых агентств ценные бумаги фирмы приобретают рейтинг. Повышается и доверие со стороны инвесторов: обычно торговля ценными бумагами сигнализирует о наличии ликвидных средств и активов у компании.

«Как правило, от долгового рынка мы идем к рынку акций. Для того чтобы выйти на рынок акций, компании нужно созреть. Она видит спрос на свои облигации и начинает задумываться о том, нужно ли ей это. Если спрос достаточно высок, компания понимает, что может выйти на новую ступень своего развития», – пояснил эксперт.

Хотя выпуск акций действительно может стать мощным драйвером роста для компании, в настоящее время отечественный рынок IPO выглядит довольно вяло. Сервис аренды самокатов Woosh, уже упомянутый выше, стал единственным эмитентом в России, который провел IPO на Мосбирже в 2022 году. Компании удалось привлечь всего 2,1 млрд рублей при плане до 5 млрд рублей.

Стоит ли инвестировать в стартапы?
«Я двумя руками за то, чтобы у нас были сотни IPO на российском рынке, чтобы эмитенты попадали на биржу. Но я не уверен в том, что физикам надо участвовать в этих IPO. Я за всю жизнь ни в одном IPO не участвовал, потому что мне они кажутся достаточно дорогими историями с фундаментальной точки зрения. Поэтому я предпочитаю подождать, пока компания расторгуется и станет понятно, что происходит с ее бизнесом», – поделился наблюдением Тимофей Мартынов, основатель «Смартлаба».
По мнению эксперта, скорее всего, частный инвестор не сможет самостоятельно провести детальный глубокий анализ эмитента перед тем, как принять решение о вложении средств. Для снижения уровня риска необходимо присутствие квалифицированного посредника в лице профучастника, который будет выполнять роль арбитра, считает Мартынов.

Тем не менее, если вы полностью уверены в успешности бизнеса компании и досконально в нем разбираетесь, можно рассмотреть вариант инвестирования, даже не дожидаясь выхода эмитента на рынок, считает эксперт.

«В какой фазе входить частному инвестору? В той фазе, в которой у вас лично как у частного инвестора появится доверие к данному объекту инвестиций. Если у вас складывается картина еще до того момента, как компания появилась на бирже, если у вас сложилось понимание, что бизнес интересный, он будет расти и приносить деньги, в этом случае, наверное, можно и не ждать фазы IPO, когда акции будут стоить гораздо дороже», – объясняет Тимофей Мартынов. Но как правило средний частный инвестор не в состоянии компетентно оценить бизнес той или иной компании, напомнил он.

Как выбрать эмитента?
Но что же делать, если вы твердо намерены инвестировать в стартап? На какие аспекты обратить внимание в первую очередь?

Во-первых, разберитесь в бизнесе, в который планируете инвестировать. Если у вас находится куча отговорок по типу «нет времени, я лучше пойду к аналитику», задайтесь вопросом о том, а нужно ли вообще вам инвестировать, советует Олег Абелев.
«Если мы говорим о стартапах, то это прежде всего копание в отчетности, в бизнес-модели, возможно, даже встреча с коллективом компании и попытка разобраться. Сейчас, в цифровую эру, все это гораздо проще сделать, чем пять-семь лет назад», – отметил он.

Во-вторых, обратите внимание на то, какую нишу рынку занимает компания. Данный аспект является намного более важным, чем доля рынка, которой владеет компания, считает Абелев. Ниша может быть небольшой, но, если компания хорошо знает своего потребителя, она обязательно найдет, что ему предложить.

Кроме того, важно следить за тем, как привлеченные средства, заявленные компанией в планах, согласуются с ее дорожной картой. «Я могу написать любую дорожную карту. Очень важно подтверждать эту дорожную карту реальными событиями. Как только я, как инвестор, вижу, что на каком-то этапе были отклонения, я откладываю эту историю в утиль», – объясняет эксперт.