CarMoney ставит амбициозные цели » Элитный трейдер
Элитный трейдер


CarMoney ставит амбициозные цели

12 декабря 2023 Тинькофф Банк | CarMoney
Единственный публичный игрок сектора микрофинансовых займов поделился операционными и финансовыми результатами за девять месяцев 2023 года. Обсудим рынок, на котором работает компания, и что было интересного в отчете.

Рынок микрозаймов

Объем выданных микрофинансовыми организациями (МФО) займов в РФ по итогам девяти месяцев 2023 года составил 723 млрд рублей, что на 29% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
За девять месяцев 2023 года портфель вырос на 16% — с 364 млрд рублей до 424 млрд рублей.
В то же время за весь 2022 год рост портфеля составил 11%.
При этом показатель NPL90+ (просроченная задолженность свыше 90 дней) остается стабильным и находится в диапазоне 34—35%.

В 2024 году, по оценкам компании, портфель выдач МФО покажет рост на 10% (против +22% в 2022 году) и составит 850 млрд рублей.

CarMoney ставит амбициозные цели


Кредитная нагрузка заемщиков постепенно возрастает. По данным ЦБ РФ, среднее количество кредитов у заемщиков, получивших необеспеченный кредит во втором квартале 2023 года, составило уже 2,8 против 2,4 в третьем квартале 2022 года.



Это существенный риск, и для его контроля ЦБ установил количественные ограничения на выдачу потребительских кредитов. В ноябре текущего года ЦБ ужесточил макропруденциальные лимиты (МПЛ) по необеспеченным кредитам и займам на первый квартал 2024 года. Теперь для банков и МФО доля заемщиков с предельной долговой нагрузкой (ПДН) 50—80% не может превысить 25% (было 30%) от объема предоставленных потребкредитов без лимитов кредитования.

За период действия введенных мер:

доля кредитов заемщикам с ПДН более 80% снизилась — с 36% в третьем квартале 2022-го до 25% в третьем квартале 2023-го;
уровень займов в МФО упал для таких заемщиков с 41% до 25%;
доля кредитов с ПДН от 50% до 80% увеличилась с 27% до 33%;
по МФО — с 17% до 20%.

При этом Банк России намерен и дальше ужесточать требования к необеспеченным займам, что напрямую затронет большую часть организаций. Более мягкие требования, предъявляемые к МФО, должны способствовать перетоку к ним части банковских заемщиков.

Большая часть МФО работает по беззалоговой модели, в то время как CarMoney — по залоговой.

Если для рынка в целом эти ограничения несут существенные изменения, то на бизнес-модели CarMoney это отражается в меньшей степени.

Клиентами компании, как правило, являются финансово грамотные люди со средним доходом около 119 тысяч рублей в месяц, которые имеют в собственности необремененное транспортное средство и привлекают средства на личные нужды, а также на бизнес-цели (около 40% клиентов — это предприниматели). Платеж в месяц составляет около 19% от дохода заемщика (около 22,5 тысячи рублей ежемесячно).



По основным параметрам продукты CarMoney скорее похожи на банковские: по ставкам и среднему чеку, который, по оценкам компании, больше среднего чека потребкредита, а также по срокам займа, который доходит до нескольких лет.

Компания находится в партнерстве с банками, реализуя в том числе проекты по монетизации отказного трафика (клиентов, не прошедших жесткий скоринг в банках). Банки ужесточили скоринг (требования к клиентам), и достаточно большая часть клиентов осталась без доступных кредитных продуктов. Так как финтех-сервис CarMoney фактически следующий по ставкам после банков, то он получает таких клиентов.

По различным оценкам, в России порядка 50 млн легковых автомобилей. Примерно половина из них подходит под условия залогового продукта CarMoney. По оценке Федеральной нотариальной палаты, в залоге находится около 8 млн легковых автомобилей, остальные не в залоге и доступны для займа. Из них можно выделить ту часть автомобилей, владельцы которых пользуются кредитами, — это порядка 7 млн. Если умножить эту сумму на средний чек займа CarMoney (277 тысяч рублей), то можно получить порядка 2 трлн рублей максимальной потенциальной емкости рынка займов под залог авто в РФ.


Операционные данные CarMoney

За девять месяцев 2023 года портфель займов CarMoney вырос на 7%, а объем выдач показал рекордный рост на 20,8% (после падения в 2022 году на 5%).
Большая часть выдач пришлась на третий квартал 2023-го — 957 млн рублей (+33% г/г).
Финтех-сервис CarMoney сохраняет лидерские позиции на рынке автозаймов по размеру портфеля (около 55% в своей нише залоговой модели со ставками от 40%) по итогам девяти месяцев 2023-го.
По оценкам компании, за весь 2023 год портфель займов увеличится на 12% г/г, до 4,9 млрд рублей, а объем выдач продолжит двузначный рост (+26% г/г), до 3,9 млрд рублей.

Помимо основного продукта (автозаймы до 1 млн рублей), компания также развивает беззалоговые продукты — небольшие суммы на короткий срок и высокую ставку. По итогам третьего квартала 2023-го данное направление не превышает 6—7% по портфелю, но предполагается рост до 15% на горизонте пяти лет.

Беззалоговые займы также драйвят и количество выдач (в штуках). За счет выдачи беззалоговых займов компания увеличивает воронку продаж автозаймов. Конвертация из беззалоговых займов в залоговые автозаймы достигла 8% (5% за аналогичный период 2022-го) по итогам девяти месяцев 2023-го.



Средневзвешенная процентная ставка по автозаймам составила 80,5% за девять месяцев 2023-го. Несмотря на двукратный рост ключевой ставки с июля 2023 года, CarMoney сохранила средневзвешенную ставку на прежнем уровне. Долгосрочная стратегия предусматривает ее снижение при условии снижения ключевой ставки со стороны ЦБ РФ.

Портфельный PD — показатель поведения портфеля, характеризующий скорость выхода кредитов в портфеле в просрочку 90+ (дефолт). Показатель снизился до 26%.



Количество активных займов на конец периода составило 35,2 тысячи штук (+64% г/г).

Финансовые показатели

Выручка группы превысила 2,3 млрд рублей (+17% г/г) за девять месяцев 2023-го. За третий квартал рост составил около 20%. Основные факторы роста — планомерное наращивание портфеля займов и сохранение средней ставки выдач по займам (на уровне более 80%). По итогам 12 месяцев компания ожидает выйти на уровень выручки 3,2 млрд рублей (+19% г/г).



Компания начала рассчитывать показатель OIBDA со второго квартала 2023 года. Этот показатель равен процентным и прочим доходам за вычетом общехозяйственных, административных и прочих расходов, амортизации и расходов, связанных с обесценением прочих активов. За девять месяцев показатель составил 1,4 млрд (+9% г/г), однако за третий квартал 2023 года показатель снизился на 0,6% на фоне опережающего роста расходов.

Залоговая модель доказала свою устойчивость даже в кризисные периоды. Чистая прибыль выросла на 34% за 2020 год, на 28% за 2021 год и на 57% за 2022 год. По итогам третьего квартала 2023 года рост чистой прибыли составил почти 54%, а без учета единоразовых расходов на размещение DPO — 80%. По итогам 2023 года компания ожидает роста чистой прибыли на 36% и на 54% по сравнению с 2022 годом (без учета расходов на DPO).

Рентабельность активов (ROA) за девять месяцев показала уровень в 8,3% (9,9% на скорректированной основе, то есть без учета существенного разового увеличения капитала в результате привлечения средств на DPO).
Рентабельность капитала (ROE) за девять месяцев показала уровень в 16,5% (19,8% на скорректированной основе, то есть без учета разовых (one off) расходов по сделкам pre-IPO и DPO). По итогам года ожидается нарастить значение до 20,2% на скорректированной основе (с 19,7% годом ранее).

Векторы стратегического развития на 2024—2026 годы

Капитализация: 20 млрд рублей
Чистая прибыль: 2 млрд рублей
Клиенты: более 1 млн

Компания намерена развивать свой ключевой продукт (автозаймы) с целью удвоить количество клиентов к 2026 году (c 60 тысяч в 2023-м).

В комплиментарном продукте беззалоговых займов количество клиентов составит 30 тысяч по итогам текущего года (компания планирует увеличить их число в десять раз к 2026 году).

Еще одно направление развития — лидогенерация (продажа отказного трафика CarMoney): компания хочет удвоить данный показатель к 2026 году.

В долгосрочной перспективе компания планирует также предоставлять другим игрокам рынка комплексное IT-решение для аутсорсинга процесса выдачи автозаймов на баланс банков и МФО, а также создавать СП с банками.

Для реализации задач 2-го горизонта CarMoney рассматривает возможность появления в периметре группы IT-компании.

Ну и что?

CarMoney работает в пустующем сегменте рынка между традиционными МФО и банками. Несмотря на текущее ужесточение требований банков к клиентам, обратившимся за получением необеспеченного займа, регулирование не затрагивает сегмент обеспеченных займов, в котором как раз и работает компания.
Компания также видит большой потенциал роста благодаря так называемому отказному трафику банков, который может переместиться в сегмент МФО. Компания намерена монетизировать этот трафик (лидогенерация).
Компания активно наращивает кредитный портфель: по итогам третьего квартала 2023 года объем выдач показал рекордный за последние два года рост.
Компания ставит перед собой амбициозные цели по росту чистой прибыли до 2 млрд рублей на горизонте ближайших трех лет.
Согласно дивидендной политике компании, на выплаты может быть направлено от 25% до 50% чистой прибыли за год.
Акции компании торгуются по мультипликатору P/E за 2023 год в диапазоне 8,6—9,7x (по чистой прибыли и по скорректированной чистой прибыли).

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter