Путин запускает новую трассу Москва-Казань, но дороги по-прежнему дороги » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Путин запускает новую трассу Москва-Казань, но дороги по-прежнему дороги

21 декабря 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
Президент России Владимир Путин вскоре откроет движение по автомобильной дороге М-12, которая должна связать Москву и Казань, а в перспективе может быть продлена до Екатеринбурга и Тюмени. Этот крупный инфраструктурный проект, несомненно, прибавит президенту очков во время предвыборной кампании. Хотя в России строится больше дорог, чем раньше, проблема их дороговизны и качества стоит достаточно остро. Особенно это касается региональных трасс.

Платная автомобильная магистраль, строительство которой началось в 2020 году несколькими российскими компаниями и китайским подрядчиком, обошлась в 922 миллиарда рублей. Это на 300 миллиардов больше, чем планировалось. Стоимость проезда по трассе составит около 3000 рублей. Добраться от Москвы до Казани можно будет за 6,5 часа.

При этом трассу открывают досрочно. В беседе с журналистами вице-премьер Марат Хуснуллин назвал это «эпохальным событием для страны». Власти дают понять, что хотели открыть трассу до того, как Россия примет в Казани саммит БРИКС, который пройдет в октябре 2024 года.

Стоит отметить, что ранее у Счетной палаты были вопросы по поводу финансирования трассы. Как ранее писала Газета.ru, на стадии начала строительства из государственных средств было направлено 91,5 млрд руб. Из них госкомпания «Автодор» израсходовала 65,8 млрд руб. Однако подтвердить, что эти средства были потрачены на документацию и строительство, аудиторы не смогли. На проектную документацию не было положительных заключений экспертизы, отмечал по итогам проверки аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

Несмотря на распространение системы государственно-частного партнерства (ГЧП) в области дорожного строительства, трасса строилась на бюджетные средства. В последние годы ГЧП пользуется популярностью в транспортной инфраструктуре. В 2022 году объем вложений частного бизнеса в подобные проекты превысил 3 трлн руб. (160 проектов), отмечается в исследовании платформы «Росинфра», данные которой приводят «Ведомости».

Вложения в дорожное строительство выгодно для бизнеса, так как в нем задействованы различные смежные производства. Правда, аналитики предупреждают: в текущих условиях половина транспортных проектов, связанных с ГЧП, может вырасти в стоимости на 20-40%. Строительство дорог в России, как известно, удовольствие не из дешевых. Как отмечала «Независимая газета», проанализировав данные «Автодора» и «Росстата», стоимость 1 километра автодороги может существенно различаться и составлять от 18 млн до 49 млн руб.

Как рассказывают в Счетной палате, недостатки проектно-счетной документации приводят к увеличению дорожного строительства. Проблема и в использовании некачественных материалов, а также в том, что из-за санкций импортная дорожная техника стала недоступной - многие компании ушли из России.

По данным «Российского дорожного научно-исследовательского института», 40% дорожно-строительной техники – импортные. Проблема роста цен на импорт – один серьезных вызовов для дорожного строительства. Среди других эксперты отмечают высокую процентную ставку, увеличение стоимости материалов, импортозамещение, потребность в софинансировании из госбюджета.

Дорог больше, но в регионах по-прежнему проблемы

Развитие дорог всегда было проблемой для России, однако эксперты отмечают, что в последние годы ситуация стала улучшаться. Как отмечал ранее глава правительства России Михаил Мишустин, с начала 2023 года в стране было построено и реконструировано около 650 км федеральных и региональных трасс – это почти в три раза больше, чем годом ранее. Всего за 10 лет было построено почти 7 тысяч дорог высшей категории, в том числе 1,8 тыс. км платных, рассказал в сентябре 2021 года помощник президента России Игорь Левитин.

Если многие федеральные трассы действительно построены с применением современных материалов и выглядят не хуже, чем в других странах, то дороги в регионах по-прежнему оставляют желать лучшего. По данным рейтинга РИА «Новости», чуть более половины дорог в регионах могут быть названы качественными. Лидер по-прежнему Москва. В числе аутсайдеров Архангельская область, откуда с рыбьим возом отправился в столицу знаменитый Михаил Ломоносов. Там лишь 13% дорог соответствуют нормативам.

При этом по экспертным оценкам потери российской экономики от некачественных дорог по-прежнему огромны и составляют от 2 до 3 триллионов рублей, что составляет 2-3% ВВП. Несмотря на увеличение финансирования различных проектов, состояние инфраструктуры в России пока не на высоком уровне. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), в 2022 году по уровню развития инфраструктуры Россия оказалась на 62 месте из 132 развитых экономик, рядом с такими государствами, как Мексика, Монголия, Уругвай и Колумбия, отмечает РБК, которое приводит эти данные.

Общая изношенность коммунальной инфраструктуры тоже представляет собой серьёзные вызовы, отмечают эксперты. По данным Счетной палаты, она составляет 60%. Согласно Росстату за 2021 год, в необходимости замены нуждалось около 44% городской водопроводной сети, 45% канализационной, около 30% сетей теплоснабжения.

Впрочем, любители философии «плюс-минус» любят в связи с инфраструктурными проблемами кивать на США, где их, правда, тоже признают. Речь даже об американских дорогах, которые ранее казались небом и землей по сравнению с российскими. Согласно исследованию, проведенному аналитической компанией Inrix, проблемы в дорожной инфраструктуре приводят к массовым пробкам и обошлись экономике США в 2018 году в $87 миллиардов. На состояние американских дорог серьезно влияет меняющийся климат, отмечают инженеры. По данным Американского общества инженеров-строителей, более 45 000 мостов в США находятся в плохом состоянии. Как отмечает Белый дом, государственные инвестиции в инфраструктуру упали с 1960-х годов на 40% в виде доли от ВВП. Всемирный банк в своих оценках ставит США на 13 место в мире по качеству инфраструктуры. Впрочем, в 2021 году Конгресс направил на улучшение инфраструктуры более $1 триллиона.

С тех пор запущено более 40 000 проектов, но пока не ясно, помогут ли они президенту США переизбраться на должность снова. Все дело в том, что многие проекты осуществляются штатами, и местные жители предъявляют претензии к тем или иным объектам. И если бы американский президент проводил «прямые линии», как его российский коллега, на которых мог сразу, к примеру, решить вопрос по поводу ремонта спортзала, лишних проблем бы было меньше.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter