Выше ожиданий - министр финансов подвел итоги года » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Выше ожиданий - министр финансов подвел итоги года

27 декабря 2023 ИХ "Финам" Колесникова Алла
Бюджетная система России устойчива, поступления от налога на сверхдоходы превысили ожидания, доли в 30 госкомпаниях можно будет приватизировать в следующем году - такие итоги года привел министр финансов России Антон Силуанов в интервью телеканалу "Россия 24".

Finam.ru предложил экономистам прокомментировать основные тезисы интервью главы Минфина.

Рост экономики
ВВП России по итогам 2023 года вырастет на 3,5%, оценил министр финансов Антон Силуанов. По прогнозу Минэка ВВП в этом году вырастет «всего» на 2,8%. Это нетипично для российской экономики, средний результат последних лет которой - 1%. Дефицит бюджета России в 2023 году составит порядка 1,5% ВВП, что лучше ожиданий самого Минфина. В 2024 году запланирован дефицит бюджета менее 1%.

«Мы сейчас [по итогам 2023 года] ожидаем дефицита около 1,5% к ВВП. Но все зависеть будет от того, какой объем ВВП мы получим после всех уточнений, пересчетов, поэтому дефицит может быть поменьше, чем 1,5%. Но исходя из текущих оценок номинального объема внутреннего валового продукта - это около 1,5% ВВП, что меньше, чем изначально планировали», - сказал Силуанов.

Треть доходов бюджета дает нефтегазовый сектор. При этом в 2023 году дополнительные доходы ненефтегазового сектора превысят 3 трлн рублей. Силуанов подчеркнул, что ключевая задача Минфина - развивать экономику таким образом, чтобы она могла меньше зависеть от конъюнктуры.

Экономическая активность в России растет, но в отраслевой динамике заметны «перекосы». «Структурная трансформация» отражена в данных Росстата за сентябрь и 9 месяцев 2023 года. В сентябре рост промпроизводства ускорился до 5,6% в годовом выражении после августовских 5,4%. В основе роста – обрабатывающая промышленность (+10,9% г/г) при снижении в добывающих отраслях (-0,7% г/г). Внутри обрабатывающей промышленности лидируют направления, часто связываемые с гособоронзаказом («компьютеры, оптика и электроника» +33,5%, «прочие транспортные средства и оборудование» +45,6%, «готовые металлические изделия и конструкции» +47,5%). Иными словами, рост показывает поддерживаемый властями промышленный сектор, а прочие отрасли - стагнируют.

«Следует иметь ввиду, что меньший, чем ожидалось, относительный уровень дефицита федерального бюджета по итогам 2023 года (1,5% против 2% к ВВП ) обусловлен, прежде всего, пересмотром в большую сторону ожидаемого номинального объема ВВП, а также определенным ростом его ненефтегазовых доходов за период январь-ноябрь к их утвержденному объему (почти на 550 млрд руб. в абсолютном объеме). Однако следует иметь в виду, что оценка Минфином России сальдо бюджета в 2023 году исходит из объема расходов, утвержденных законом №466-ФЗ от 05.12.2022 (то есть 29,1 трлн руб.). Вместе с тем, фактические расходы федерального бюджета в 2023 году будут значительно выше утвержденных 29 трлн руб. в связи с тем, что в течение года Минфин России увеличил их объем до 32,6 трлн руб. Часть дополнительных расходов будет профинансирована посредством «забалансового метода», то есть за счет средств Фонда национального благосостояния для сохранения первичного структурного баланса федерального бюджета. С учетом увеличенного объема расходов федерального бюджета по уточненной бюджетной росписи (32,6 трлн) против уточненного объема доходов (26,3 трлн) отрицательное сальдо может составить 6,3 трлн руб. или 3,7% к ожидаемому уровню ВВП. Правда, за последний ряд лет кассовое исполнение расходов редко совпадает со сводной бюджетной росписью, то есть с запланированным их уровнем: последний всегда оказывается больше фактических кассовых расходов, что отражается на снижении бюджетного дефицита», - комментирует Алла Чалова, доцент, к.э.н., доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова.

«Бюджет 2024 года очень амбициозен, и есть большие сомнения в его исполнимости. Весьма вероятно, что придется и увеличивать налоговую нагрузку, и наращивать госдолг. Весьма вероятна и девальвация рубля, и использование части ФНБ», - комментирует экономист, финансовый аналитик и доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Windfall tax превысил ожидания
Федеральный бюджет России получил от компаний 315 млрд руб. в виде налога на сверхприбыль, план перевыполнен.

«В бюджете было заложено 300 миллиардов, на сегодняшний день эта цифра - 315, то есть 315 миллиардов уже поступило в федеральный бюджет от этого налога», - сказал Антон Силуанов. Министр также добавил, что большинство компаний воспользовалось опцией уплатить налог со скидкой, то есть по ставке 5% досрочно вместо 10-ти.

Налог на сверхприбыль для крупного бизнеса власти ввели в августе 2023 года. Разовое изъятие коснулось компаний, у которых средняя прибыль за 2021-22 годы превысила 1 млрд рублей. Налог должен быть уплачен до 28 января 2024 года.

Несмотря на заверения властей, что windfall tax является единовременным налогом и повторять его не будут, равно как и не планируют менять налоговую модель, эксперты не разделяют уверенность Минфина.

«Бюджет 2024 года предполагает расходы на рекордные 36,6 трлн рублей (примерно +12-15% к уровню 2023 года), профинансировать которые правительство рассчитывает мощным ростом доходов на 22% — до 35 трлн рублей. Возможность собрать эти доходы вызывает сомнения и у многих экспертов, и даже у Счетной палаты – она отмечала риски непоступления примерно 119 млрд рублей доходов, в основном в виде НДС на продажу товаров внутри России. Пока нет определенного понимания, как в случае необходимости будет пополняться доходная база – это может быть как очередное ослабление рубля, так и в той или иной мере повышение налоговой нагрузки», - комментирует Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам".

Глава РСПП Александр Шохин в ноябре высказался о том, что крупный бизнес не против увеличения ставки налога на прибыль в обмен на новые инвестиционные вычеты и расширение существующих, и это было бы лучше, чем спонтанные и непредсказуемые «временные» решения 2023 года, такие как внезапные экспортные пошлины, привязанные к курсу рубля, windfall tax на сверхдоходы прошлых лет и так далее.

«Действительно, ожидания Минфина России по перечислению российскими компаниями в федеральный бюджет так называемого «налога на сверхприбыль» ранее установленного периода (то есть до конца января 2024 года) полностью оправдались: с целью двухкратного снижения ставки по этому налогу организации перечислили обеспечительный платеж по нему уже в ноябре 2023 года, что является еще одним источником роста доходов федерального бюджета- 2023. Однако, во-первых, досрочно перечислить платеж успели не все компании, во-вторых, ввиду распространения практики дополнительных сборов с бизнеса с начала 2022 года гарантий не введения новых платежей в случае недобора утвержденных бюджетных доходов никто не даст», - отмечает Алла Чалова.

Налоговые и таможенные новации стали неприятным для бизнеса прецедентом, констатирует Хестанов.

Приватизация, но частичная
На минувшей неделе Минфин России внес в правительство список из 30 крупных компаний с долей государства более 50% для возможной частичной приватизации. Подготовленный Минфином список для приватизации правительство рассмотрит в 2024 году. «Сбербанка» в этом списке нет.

«Если речь идет о каких-то крупных компаниях стратегического значения, то государство должно сохранить контрольный пакет. У нас достаточно компаний, где можно было бы чуть снизить долю участия государства и сделать эти компании более рыночными», - сказал Антон Силуанов.

Как отмечает Алла Чалова, средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, относятся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не к доходам, а к источникам финансирования бюджетного дефицита. В сравнении с 2022 годом, когда объем средств от приватизации госимущества составил 7,8 млрд руб., поступления от нее, начиная с 2023 года сокращены до 1,5 млрд руб. в 2023 году и до 1,2 млрд руб. в 2024-2026 гг. Это указывает на то, что правительство РФ не планирует расставаться с привлекательными госактивами, сохраняя свой контроль над ними.

В числе возможных кандидатов эксперты называют «АЛРОСА», «Аэрофлот», ВТБ, «Почту России», РЖД, «Россети», «Русгидро», «Росспиртпром». При этом в проект бюджета на 2024 год Минфин заложил довольно скромные 1,23 млрд рублей. Стоит также отметить, что с февраля 2022 года прокуратура подала более 55 исков с требованием передать в пользу государства частные активы. В числе таких компаний - ТГК-2, «Сибэко», «Метафракс Кемикалс», агрохолдинг «Покровский». Внешнее управление введено в иностранных Fortum и Uniper, Danone и «Балтика» (Carlsberg). В сентябре на проблему обращал внимание глава РСПП Александр Шохин: «никто не знает, кто в очереди может быть следующим».

«Для приватизации сейчас довольно сложное время: иностранные инвесторы почти отсутствуют, многие отечественные - испытывают сомнения в перспективах отечественной экономики. Тем не менее, акции некоторых крупных госкомпаний за счет дивидендной доходности выглядят достаточно привлекательными для частных инвесторов. Некоторое количество акций могут приобрести и крупные банки. Но в целом перспектива масштабной приватизации в настоящее время выглядит несколько сомнительной», - комментирует Сергей Хестанов.

Приватизация – вроде бы логичный способ пополнения доходов бюджета, однако минус для государства состоит в том, что это единоразовый доход, в то время как дивиденды от госкомпаний можно получать в течение продолжительного времени, отмечает Ольга Беленькая.

У эксперта также есть много вопросов к уровню спроса и ценам, по которым могут быть реализованы активы, если не удастся привлечь крупных иностранных инвесторов.

«Госчиновники часто говорят, что дело даже не в уровне доходов, а в институциональном эффекте – выходе государства из неэффективно управляемых активов с тем, чтобы туда пришли частные инвестиции. Но активы, неинтересные для государства, могут быть не особо привлекательны и для частных инвесторов. В целом тема приватизации стратегически важна для российской экономики, но может выглядеть довольно сомнительно для потенциальных инвесторов с учетом практики отношения государства к итогам предыдущих приватизаций», - комментирует Беленькая.

О приватизации власти говорят постоянно, однако материализуются эти разговоры нечасто, отмечает Константин Тузов, научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС. «Приватизация является эффективным инструментом наполнения бюджета за счет единовременного поступления от продажи государственного имущества. Вполне понятно, что в случае выпадения части доходов приватизация позволит преодолеть риски увеличения бюджетного дефицита при сохранении планового уровня государственных расходов. Вместе с тем, успешность приватизационной кампании будет связана с наличием спроса на предлагаемый актив и реального интереса со стороны крупных инвесторов», - считает Тузов.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter