Торги понедельника нефтяные цены завершили в незначительном минусе, а сегодня, 16 января, стоимость «черного золота» демонстрирует волатильную динамику. Конфликт на Ближнем Востоке продолжает обостряться, увеличив риски безопасного прохода нефтяных и СПГ-танкеров через Красное море. Дело дошло до того, что поддерживаемые Ираном йеменские боевики поразили вчера баллистической ракетой принадлежащее США коммерческое судно, а иранский КСИР (Корпус стражей исламской революции, являющийся элитным подразделением ВС Ирана) в ночь с понедельника на вторник нанес удар по американской базе Харир и международному аэропорту Эрбиль в Ираке.
Также вчера стало известно о том, что не менее четырех танкеров для перевозки сжиженного природного газа, принадлежащих QatarEnergy, приостановили свое движение через Красное море. При этом, по оценкам Reuters, основанным на данных аналитической компании Kpler и фондовой биржи LSE, уже порядка 15 коммерческих судов либо изменили свой курс, либо вовсе остановились перед входом в южную часть Красного моря после нанесенных по Йемену ударов.
Какие риски существуют на нефтяном рынке? Что будет с ценами на нефть и газ ввиду обострения конфликта? Чего ожидать инвесторам? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.
Волатильность сохраняется
Из-за продолжающихся нападений хуситов на корабли в Красном море стоимость нефти марки Brent преодолевала сегодня отметку в $79 за баррель, а цены на нефть марки Light превышали $73 за баррель. Тем не менее, несмотря на рост напряженности в ближневосточном регионе, который поставляет треть мировой нефти, фьючерсы на «черное золото» сталкиваются с понижательным давлением. «Продолжающееся игнорирование нефтью последнего всплеска напряженности на Ближнем Востоке действительно кажется немного удивительным. Это показатель того, насколько ухудшился взгляд на глобальные фундаментальные показатели нефти», - заявляет Вандана Хари, основатель сингапурской аналитической компании Vanda Insights, слова которой приводит Bloomberg.
Как пишет агентство, в конфликте между Израилем и Хамасом в стоимость нефти уже была включена премия за военный риск, однако она исчезла буквально через пару недель. Атака объектов хуситов, которая произошла на прошлой неделе под руководством США в ответ на продолжающиеся удары по судам, снова усилила напряженность. При этом главный риск заключается в том, что Иран будет напрямую втянут в конфликт, но на сегодняшний день нефтяной рынок, похоже, не принимает во внимание такую возможность.
Европейские цены на природный газ, в свою очередь, вчера снизились, поскольку запасы газа в регионе остаются на высоком уровне. Известия о том, что Катар приостановил движение танкеров с СПГ через Красное море, не оказали заметного влияния на котировки, и фьючерсы на эталонные марки упали в понедельник на 5,6% после повышения в пятницу. Как пишет Bloomberg, несмотря на то, что волатильность стала неотъемлемой частью рынка, трейдеры находят утешение в том факте, что этой зимой континент находится в относительно стабильном положении после накопления рекордных объемов газа в прошлом году, тогда как промышленный спрос на топливо остается вялым. «Усиление рисков может привести к задержке поставок СПГ в Европу, однако вряд ли приведет к дефициту топлива, учитывая наличие его крупных запасов, низкий промышленный спрос и довольно теплую зиму», - говорится в статье Bloomberg.
Спокойствие, только спокойствие
Многие эксперты сходятся во мнении, что резкого роста цен на нефть в ближайшее время ожидать не приходится.
По словам аналитика ФГ «Финам» Николая Дудченко, очередной виток эскалации конфликта почти никак не отразился на сырьевых рынках. «После нанесения ударов США и союзников по Йемену Катар принял решение остановить движение танкеров по маршрутам в Красном море. Ключевыми партнерами Катара по покупке СПГ являются Италия и Бельгия. Кроме этого, Катар также экспортирует энергоносители через Красное море в Великобританию, Францию, Польшу, Испанию и Нидерланды. Кстати, сегодня планируется выступление премьер-министра Катара на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Возможно, будет сделано заявление об ограничении проходов через Красное море. Второй крупнейший порт в Европе Антверпен сообщил, что не исключает сбоев в работе из-за ситуации в Красном море. Таким образом, ситуация пока развивается по пессимистичной для ЕС траектории. Возникшие перебои с поставками нефтепродуктов достаточно скоро транслируются в рост цен. При этом повышение и удержание на высоком уровне ключевой ставки не очень поможет, так как в данном случае инфляция будет носить немонетарный характер (инфляция предложения)», - полагает эксперт.
При этом технически, как заявляет Дудченко, цена Brent на срочном рынке консолидируется около своего уровня $78,30 за баррель, и участники заняли выжидательную позицию, не спеша активничать. «Пробой цены ниже $78,30 может снова привести цену на свою локальную трендовую линию (отметка $76 за баррель)», - считает аналитик «Финама».
Если вы желаете изучить поведение инструментов на основе аналитических данных и определить наиболее подходящий момент для заключения сделок, воспользуйтесь качественным теханализом ценных бумаг в приложении для инвесторов FinamTrade. Каждый инструмент снабжен кратким описанием и всплывающими подсказками по сигналам на графике.
Между тем аналитики «Банка «Санкт-Петербург» отмечают, что на нефтяном рынке сохраняются высокие уровни волатильности – опасения слабого спроса на нефть оказывают давление на котировки, но риски перебоев в поставках, наоборот, в моменте способствуют росту цен на нефть. По мнению экспертов, в текущих условиях для котировок остается актуальным широкий диапазон в $77-81 за баррель.
Эксперты Citigroup, чье мнение приводит Bloomberg, заявляют, что хотя объемы добычи нефти не теряются, перенаправление танкеров в Европу по более длинному маршруту вокруг Африки косвенно ужесточает ситуацию на рынке, приводя к накоплению запасов нефти. Тем не менее, это не является базовым сценарием аналитиков банка, согласно которому удары США и Великобритании по объектам хуситов в Йемене и проблемы в Красном море приведут к существенному росту цен.
При этом сокращение транзита через Суэцкий канал не означает физического исчезновения с мирового рынка соответствующего объема нефти. Об этом заявляет директор аналитического департамента ИК «РЕГИОН» Валерий Вайсберг. Эксперт подчеркивает, что ставки фрахта выросли, однако издержки от использования более длинного маршрута (суда плывут на полторы-две недели дольше) не столь значительны, если учесть, например, более низкую стоимость судового топлива. Потому, по его словам, рынок нефти сейчас вновь сосредоточился не перспективах изменения спроса, а они не столь блестящие, учитывая ожидаемую МВФ «мягкую посадку» мировой экономики. Учитывая вышесказанное, Валерий Вайсберг полагает, что до конца первого квартала цены на нефть вряд ли устойчиво перешагнут отметку в $80 за баррель Brent, а вот если нестабильность на Ближнем Востоке продолжит нарастать и затронет нефтедобывающие районы, тогда цены могут мгновенно преодолеть отметку в $100 за баррель.
Среди основных факторов, которые в настоящее время влияют на котировки нефти, Сергей Пигарев, старший аналитик Freedom Finance Global, выделил геополитическую напряженность на Ближнем Востоке, ограничения добычи в рамках ОПЕК+, а также ожидания замедления мировой экономики в 2024 году. Отвечая на вопросы Finam.ru, он заметил, что, безусловно, наибольшее влияние на краткосрочном горизонте может оказать ситуация на Ближнем Востоке, однако текущий уровень котировок не полностью учитывает возможные негативные последствия военных действий для предложения нефти на рынке. «Тем не менее, стоит отметить, что спрос на нефть и газ во второй половине весны сезонно слабый, поэтому в случае если Иран не будет напрямую участвовать в военном противостоянии с западной коалицией, можно ожидать снижения котировок в марте-мае в район $60-$65 за баррель по марке WTI. Мы ожидаем, что среднегодовая цена нефти марки WTI может составить $70-75 в текущем году, что ниже показателя 2023 года ($77,6)», - заявил эксперт.
Что касается котировок газа, то, по словам Пигарева, наибольшее влияние на них в настоящее время оказывают все же погодные условия. «США являются основным поставщиком СПГ в Европу. На прошлой неделе объем поставок газа на СПГ-мощности в Штатах достиг исторического максимума на уровне 14,7 млрд куб. футов в сутки, а запасы газа в ЕС находятся на высоком уровне (79% по состоянию на 14 января). Поэтому котировки газа на крупнейшем газовом хабе ЕС - нидерландском TTF - находятся у $10 за миллион британских термальных единиц (БТЕ), тогда как перед началом отопительного сезона цена превышала $16 (на 30 октября 2023 года). На наш взгляд, котировки газа могут показать минимальные уровни в апреле-мае 2024 года. Котировки голубого топлива в США могут уйти ниже $2 за млн БТЕ, что на треть ниже текущего уровня», - подчеркнул эксперт Freedom Finance Global.
В то же время автор Telegram-канала «Инвестируй или проиграешь» Юрий Козлов уверен в том, что восходящий тренд на мировом нефтяном рынке может продолжиться в среднесрочной перспективе. Среди основных аргументов эксперт привел не сработавший введенный «потолок цен» на российскую нефть, а также сделку ОПЕК+, которая успешно приносит свои плоды. «Именно благодаря сокращению добычи углеводородов странами ОПЕК+ мировой нефтяной рынок в итоге перешел из профицитного состояния в дефицитное: по итогам 3 кв. 2023 года дефицит предложения черного золота на мировом рынке составил 0,84 млн б/с», - подчеркнул он. Более того, как заявляет эксперт, необходимо следить и за позициями хедж-фондов на рынке нефтяных фьючерсов, которые всегда играли важную роль в формировании цен на нефть. «После продолжительного периода продаж нефтяных контрактов они снова начали покупать их. На наш взгляд, этот тренд со стороны хедж-фондов продолжится, что будет поддерживать котировки цен на нефть», - заключил Козлов.
Также вчера стало известно о том, что не менее четырех танкеров для перевозки сжиженного природного газа, принадлежащих QatarEnergy, приостановили свое движение через Красное море. При этом, по оценкам Reuters, основанным на данных аналитической компании Kpler и фондовой биржи LSE, уже порядка 15 коммерческих судов либо изменили свой курс, либо вовсе остановились перед входом в южную часть Красного моря после нанесенных по Йемену ударов.
Какие риски существуют на нефтяном рынке? Что будет с ценами на нефть и газ ввиду обострения конфликта? Чего ожидать инвесторам? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.
Волатильность сохраняется
Из-за продолжающихся нападений хуситов на корабли в Красном море стоимость нефти марки Brent преодолевала сегодня отметку в $79 за баррель, а цены на нефть марки Light превышали $73 за баррель. Тем не менее, несмотря на рост напряженности в ближневосточном регионе, который поставляет треть мировой нефти, фьючерсы на «черное золото» сталкиваются с понижательным давлением. «Продолжающееся игнорирование нефтью последнего всплеска напряженности на Ближнем Востоке действительно кажется немного удивительным. Это показатель того, насколько ухудшился взгляд на глобальные фундаментальные показатели нефти», - заявляет Вандана Хари, основатель сингапурской аналитической компании Vanda Insights, слова которой приводит Bloomberg.
Как пишет агентство, в конфликте между Израилем и Хамасом в стоимость нефти уже была включена премия за военный риск, однако она исчезла буквально через пару недель. Атака объектов хуситов, которая произошла на прошлой неделе под руководством США в ответ на продолжающиеся удары по судам, снова усилила напряженность. При этом главный риск заключается в том, что Иран будет напрямую втянут в конфликт, но на сегодняшний день нефтяной рынок, похоже, не принимает во внимание такую возможность.
Европейские цены на природный газ, в свою очередь, вчера снизились, поскольку запасы газа в регионе остаются на высоком уровне. Известия о том, что Катар приостановил движение танкеров с СПГ через Красное море, не оказали заметного влияния на котировки, и фьючерсы на эталонные марки упали в понедельник на 5,6% после повышения в пятницу. Как пишет Bloomberg, несмотря на то, что волатильность стала неотъемлемой частью рынка, трейдеры находят утешение в том факте, что этой зимой континент находится в относительно стабильном положении после накопления рекордных объемов газа в прошлом году, тогда как промышленный спрос на топливо остается вялым. «Усиление рисков может привести к задержке поставок СПГ в Европу, однако вряд ли приведет к дефициту топлива, учитывая наличие его крупных запасов, низкий промышленный спрос и довольно теплую зиму», - говорится в статье Bloomberg.
Спокойствие, только спокойствие
Многие эксперты сходятся во мнении, что резкого роста цен на нефть в ближайшее время ожидать не приходится.
По словам аналитика ФГ «Финам» Николая Дудченко, очередной виток эскалации конфликта почти никак не отразился на сырьевых рынках. «После нанесения ударов США и союзников по Йемену Катар принял решение остановить движение танкеров по маршрутам в Красном море. Ключевыми партнерами Катара по покупке СПГ являются Италия и Бельгия. Кроме этого, Катар также экспортирует энергоносители через Красное море в Великобританию, Францию, Польшу, Испанию и Нидерланды. Кстати, сегодня планируется выступление премьер-министра Катара на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Возможно, будет сделано заявление об ограничении проходов через Красное море. Второй крупнейший порт в Европе Антверпен сообщил, что не исключает сбоев в работе из-за ситуации в Красном море. Таким образом, ситуация пока развивается по пессимистичной для ЕС траектории. Возникшие перебои с поставками нефтепродуктов достаточно скоро транслируются в рост цен. При этом повышение и удержание на высоком уровне ключевой ставки не очень поможет, так как в данном случае инфляция будет носить немонетарный характер (инфляция предложения)», - полагает эксперт.
При этом технически, как заявляет Дудченко, цена Brent на срочном рынке консолидируется около своего уровня $78,30 за баррель, и участники заняли выжидательную позицию, не спеша активничать. «Пробой цены ниже $78,30 может снова привести цену на свою локальную трендовую линию (отметка $76 за баррель)», - считает аналитик «Финама».
Если вы желаете изучить поведение инструментов на основе аналитических данных и определить наиболее подходящий момент для заключения сделок, воспользуйтесь качественным теханализом ценных бумаг в приложении для инвесторов FinamTrade. Каждый инструмент снабжен кратким описанием и всплывающими подсказками по сигналам на графике.
Между тем аналитики «Банка «Санкт-Петербург» отмечают, что на нефтяном рынке сохраняются высокие уровни волатильности – опасения слабого спроса на нефть оказывают давление на котировки, но риски перебоев в поставках, наоборот, в моменте способствуют росту цен на нефть. По мнению экспертов, в текущих условиях для котировок остается актуальным широкий диапазон в $77-81 за баррель.
Эксперты Citigroup, чье мнение приводит Bloomberg, заявляют, что хотя объемы добычи нефти не теряются, перенаправление танкеров в Европу по более длинному маршруту вокруг Африки косвенно ужесточает ситуацию на рынке, приводя к накоплению запасов нефти. Тем не менее, это не является базовым сценарием аналитиков банка, согласно которому удары США и Великобритании по объектам хуситов в Йемене и проблемы в Красном море приведут к существенному росту цен.
При этом сокращение транзита через Суэцкий канал не означает физического исчезновения с мирового рынка соответствующего объема нефти. Об этом заявляет директор аналитического департамента ИК «РЕГИОН» Валерий Вайсберг. Эксперт подчеркивает, что ставки фрахта выросли, однако издержки от использования более длинного маршрута (суда плывут на полторы-две недели дольше) не столь значительны, если учесть, например, более низкую стоимость судового топлива. Потому, по его словам, рынок нефти сейчас вновь сосредоточился не перспективах изменения спроса, а они не столь блестящие, учитывая ожидаемую МВФ «мягкую посадку» мировой экономики. Учитывая вышесказанное, Валерий Вайсберг полагает, что до конца первого квартала цены на нефть вряд ли устойчиво перешагнут отметку в $80 за баррель Brent, а вот если нестабильность на Ближнем Востоке продолжит нарастать и затронет нефтедобывающие районы, тогда цены могут мгновенно преодолеть отметку в $100 за баррель.
Среди основных факторов, которые в настоящее время влияют на котировки нефти, Сергей Пигарев, старший аналитик Freedom Finance Global, выделил геополитическую напряженность на Ближнем Востоке, ограничения добычи в рамках ОПЕК+, а также ожидания замедления мировой экономики в 2024 году. Отвечая на вопросы Finam.ru, он заметил, что, безусловно, наибольшее влияние на краткосрочном горизонте может оказать ситуация на Ближнем Востоке, однако текущий уровень котировок не полностью учитывает возможные негативные последствия военных действий для предложения нефти на рынке. «Тем не менее, стоит отметить, что спрос на нефть и газ во второй половине весны сезонно слабый, поэтому в случае если Иран не будет напрямую участвовать в военном противостоянии с западной коалицией, можно ожидать снижения котировок в марте-мае в район $60-$65 за баррель по марке WTI. Мы ожидаем, что среднегодовая цена нефти марки WTI может составить $70-75 в текущем году, что ниже показателя 2023 года ($77,6)», - заявил эксперт.
Что касается котировок газа, то, по словам Пигарева, наибольшее влияние на них в настоящее время оказывают все же погодные условия. «США являются основным поставщиком СПГ в Европу. На прошлой неделе объем поставок газа на СПГ-мощности в Штатах достиг исторического максимума на уровне 14,7 млрд куб. футов в сутки, а запасы газа в ЕС находятся на высоком уровне (79% по состоянию на 14 января). Поэтому котировки газа на крупнейшем газовом хабе ЕС - нидерландском TTF - находятся у $10 за миллион британских термальных единиц (БТЕ), тогда как перед началом отопительного сезона цена превышала $16 (на 30 октября 2023 года). На наш взгляд, котировки газа могут показать минимальные уровни в апреле-мае 2024 года. Котировки голубого топлива в США могут уйти ниже $2 за млн БТЕ, что на треть ниже текущего уровня», - подчеркнул эксперт Freedom Finance Global.
В то же время автор Telegram-канала «Инвестируй или проиграешь» Юрий Козлов уверен в том, что восходящий тренд на мировом нефтяном рынке может продолжиться в среднесрочной перспективе. Среди основных аргументов эксперт привел не сработавший введенный «потолок цен» на российскую нефть, а также сделку ОПЕК+, которая успешно приносит свои плоды. «Именно благодаря сокращению добычи углеводородов странами ОПЕК+ мировой нефтяной рынок в итоге перешел из профицитного состояния в дефицитное: по итогам 3 кв. 2023 года дефицит предложения черного золота на мировом рынке составил 0,84 млн б/с», - подчеркнул он. Более того, как заявляет эксперт, необходимо следить и за позициями хедж-фондов на рынке нефтяных фьючерсов, которые всегда играли важную роль в формировании цен на нефть. «После продолжительного периода продаж нефтяных контрактов они снова начали покупать их. На наш взгляд, этот тренд со стороны хедж-фондов продолжится, что будет поддерживать котировки цен на нефть», - заключил Козлов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба