Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Дело Маркса пока еще живет » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Дело Маркса пока еще живет

23 января 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр

23 января 1924 года в Москве началась церемония прощания с основателем СССР Владимиром Лениным. «Ленин умер, но дело его живет» - с такими лозунгами выходили в тот день советские газеты. Под «делом» имелась в виду политическая и экономическая теория, названная впоследствии «марксизмом-ленинизмом». Несомненно, великий философ и экономист прошлого Карл Маркс давно воспринимается в мире в отрыве от СССР. К его наследию обращаются не только левые интеллектуалы, но и либеральные экономисты.

Столетие смерти основателя советского государства Владимира Ленина не прошло мимо мировой печати. Статьи с анализом его личности и политического наследия появились в таких мировых изданиях как Guardian, Washington Post и Barron.

Однако издающаяся в Гонконге South China Morning Post отмечает: в Китае, где у власти находится коммунистическая партия, не было никаких громких событий в связи с этой датой. Издание напоминает, что когда в КНР праздновалось 200-летие со дня рождения Карла Маркса, в стране даже выпустили марку с его изображением. В 2018 году председатель КНР Си Цзиньпин выступил со специальной речью, посвященной британскому экономисту и философу. «Поднять марксизм на флаг Коммунистической партии Китая было абсолютно правильным, неустанно говорить о значимости и современности марксизма — абсолютно правильно», - заявлял глава КНР, слова которого приводило агентство Reuters.

Однако, как пишут исследователи КНР, руководство страны хотя и с уважением относится к автору «Манифеста коммунистической партии», скорее рассматривает его как философа. Партийные лидеры, используют некоторые его постулаты, критикующие западный мир. Известно, что активно использовал ссылки на Маркса даже «отец новой китайской экономики» Дэн Сяопин. «Практика — критерий истины», - эти слова Маркса были его любимой цитатой.

Отношение к Марксу, несомненно одной из величайших фигур в истории философии, в мире долгое время было критичным. Во многом это происходило из-за СССР, где Маркс стал частью теории «марксизма-ленинизма», которая имела мало отношения к реальности и служила идеологической подкладкой для советского режима. C иронией к марксизму относились и сами советские лидеры. В своей книге «Брежнев», посвященной советскому лидеру, публицист Леонид Млечин приводит эпизод общения советского лидера с помощниками. Он просит их не делать много ссылок на Макса, так как вряд ли «кто-то поверит, что Леня Брежнев читал Маркса».

Как отмечает в своем блоге Conversable Economist американский экономист Тимоти Тейлор, Макса сегодня «редко цитируют экономисты». «Столетие спустя Маркс пользуется огромным научным авторитетом, хотя и почти полностью за пределами экономики. Его критика капитализма преподается как основополагающий текст в социологии, политической теории, философии и литературной критике, а его социально-экономические доктрины отчуждения, классового сознания и исторического материализма оказывают сильное влияние через модные в академической среде аналитические рамки критической теории», - пишет автор.

Впрочем, в последнее время в мире вновь наблюдается интерес к изучению экономического наследия Маркса и его главной книги «Капитал», где говорилось о кризисе капитализма. В 2008 году во время финансового кризиса книга вновь приобрела популярность у читателей. «Есть молодое поколение ученых, которые ставят трудные вопросы и ищут ответы на них у Маркса", - рассказывал Associated Press немецкий издатель Йорн Шютрумпф.

«Выживание «Капитала» свидетельствует о том, что он обладает ключом к разгадке многих затруднений современного капитализма. Действительно, удивительное возрождение «Капитала» в последнее десятилетие свидетельствует о том, что она по-прежнему рассматривается как инструмент, способный обеспечить прекрасное предвидение…», - пишет о книге Маркса индийский публицист Ниланджан Мухопадхьяя.

В США как о «марксисте» критики говорят о экс-кандидате в президенты Берни Сандерсе. При этом он сам называет себя «демократическим социалистом», которому близки идеи регулированной рыночной экономики в стиле Франклина Рузвельта. Некоторые экономисты левых взглядов считают, что не устарел и знаменитый лозунг Маркса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», просто теперь под «пролетариатом» подразумевают работников, которые относятся как к рабочим, так и «низшему среднему классу».

Впрочем, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает натянутым сравнение современного рабочего с пролетарием прошлого. «Сегодня рабочий класс, с точки зрения доходов, живет гораздо лучше, такой эксплуатации, как в XIX веке сегодня нет», - говорит он в интервью Finam.ru.

Остапкович называет Маркса талантливым экономистом, но отмечает, что тот ставил политико-экономические вопросы релевантные для того времени, но не сегодняшнего дня. «У Маркса красной линией проходит мысль, что капитализм рухнет, съест сам себя. Частная собственность не нужна, пролетариат победит и надо бороться с капиталистами. После исчезновения частной собственности наступит общее благо. Правда, он так и не написал, что будет, когда пролетариат выгонит всех собственников», - говорит Остапкович.

По словам экономиста, несмотря на многие «трезвые мысли», в том числе теорию прибавочной стоимости, Маркс нигде кроме СССР ни обрел популярности.

«Современным Карлом Марксом» в СМИ нередко называют французского экономиста Томаса Пикетти, который исследовал проблемы неравенства в своей книге «Капитал в XXI веке».

«Томас Пикетти переворачивает Маркса в своей голове», - пишет в рецензии на его книгу The New York Times. Сам экономист признается в одном интервью, что не читал главный труд классика. «Коммунистический манифест 1848 года — короткая и сильная статья. «Капитал», я думаю, очень трудно читать, и на меня он не оказал большого влияния», - рассказывал Пикетти.

Претензии, впрочем, можно предъявить и к трудам самого Пикетти, замечает Остапкович из ВШЭ. Согласно коэффициенту Джини, уровень неравенства во многих странах все же снижается. Если средний уровень Джини ранее был равен 0,7, то сегодня он уже около 0,6.

«Общемировое неравенством сокращается, причем высокими темпами. Это вполне логично, потому что такие страны как Индия и Китай выходят из низких заработных плат, поэтому сокращается и уровень неравенства», - отмечает Остапкович.

Однако экономисты, даже те, кто не является поклонником Маркса, отмечают, что в борьбе с неравенством есть куда стремиться: 1% сверхбогатых все еще владеет 48,2% всех активов домохозяйств.

В чистом виде марксизм как экономическая теория вряд ли имеет будущее. Однако несомненно, что идеи Маркса будут оказывать влияние на современных экономистов. Правда, подход к Марксу должен отличаться от того, как видел его Ленин. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».