Точны ли потребительские "ожидания"? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Точны ли потребительские "ожидания"?

31 января 2024
Перевод статьи от The Informationist

Возможно, на прошлой неделе вы уже слышали о том, что по результатам последнего опроса Мичиганского университета настроения потребителей в США выросли, а ожидания инфляции снизились.

Это, конечно, способствовало росту настроений инвесторов и добавило энтузиазма, который подтолкнул рынки к новым историческим максимумам.

Но это не реальные экономические показатели, так что же это такое и почему инвесторы обращают на них внимание?

Справедливые вопросы, на которые мы сегодня ответим, как всегда, легко и просто.

Опрос Мичиганского университета

Прежде всего, опрос потребителей проводится Центром опросных исследований Мичиганского университета, который является частью Института социальных исследований при Мичиганском университете. Он был разработан в 1946 году Джорджем Катоной, психологом и экономистом из Мичиганского университета.

Опросы проводятся ежемесячно и предназначены для измерения экономических и социальных тенденций в США.

Честно говоря, когда я впервые пришел на Уолл-стрит около 30 лет назад, я был удивлен, услышав, что и инвесторы, и экономисты полагаются на эти "данные" и другие опросы при оценке реальных экономических условий.

Однако вскоре я понял, что в этом безумии есть своя причина, о которой мы расскажем чуть позже.

В итоге, опрос потребителей Мичиганского университета закрепился в качестве авторитетного источника данных о настроениях и ожиданиях потребителей.

Как это работает

Опрос разработан таким образом, чтобы отразить широкий демографический состав США, включая разнообразие доходов, возраста, пола, региона и образования.

Для этого при сборе данных используется так называемая "панель ротации", когда часть выборки остается неизменной из месяца в месяц, а новые участники ротируются в выборку, чтобы сохранить некоторую преемственность и в то же время внести свежие данные.

Основное внимание в опросе уделяется сбору мнений потребителей о личных финансах, общих экономических условиях, инфляции и занятости.

Практически все, что действительно важно для среднего потребителя в экономическом плане.

Для обеспечения точности и актуальности выводов данные взвешиваются с учетом пере- или недопредставленности демографических групп и корректируются с учетом сезонных колебаний, чтобы учесть предсказуемые ежегодные изменения.

Так же, как данные о розничных продажах в промышленности и показатели занятости в Министерстве труда.

А опрос в Мичиганском университете проводится по телефону.

Они задают множество вопросов, чтобы выяснить, как люди оценивают свое личное финансовое положение по сравнению с прошлым, а также их общий экономический прогноз в отношении экономики, цен и т. д.

Вопросы могут звучать примерно так:

Личное финансовое положение: Как вы оцениваете свое нынешнее финансовое положение по сравнению с тем, что было год назад? Или, возможно, Каковы ваши ожидания относительно личного финансового положения в течение следующего года?
Общие экономические перспективы: Как вы оцениваете текущее состояние экономики? или Каковы ваши ожидания относительно экономики в ближайшие пять лет?
Условия покупки: Считаете ли вы, что сейчас подходящее время для покупки основных предметов домашнего обихода? Или дом?
Ожидания изменения цен: Каковы ваши ожидания относительно инфляции или изменения цен на товары и услуги в следующем году? В ближайшие пять лет?
Изменения в доходах: Ожидаете ли вы, что в следующем году доход вашей семьи увеличится, уменьшится или останется на прежнем уровне?

Все это имеет смысл и, вероятно, дает достаточно полное представление о том, как люди относятся к своему положению и каковы их ожидания в отношении личной жизни и экономики в целом.

Размер выборки

Одна небольшая проблема может заключаться в размере выборки, которая используется в опросе для оценки экономической ситуации в целом.

Насколько небольшой?

По словам представителей Мичиганского университета: Для предварительного чтения мы выбираем примерно 420 случаев, а окончательное чтение обычно отражает около 600 наблюдений.

600 человек.

Из примерно 254 миллионов потребителей (взрослых старше 18 лет) в США.

Конечно, ничего не имею против Мичиганского университета, но все это требует ресурсов, денег, времени и усилий. Чем больше полотно, тем больше затраты, разумеется.

Но нам нужно рассматривать все это в контексте и понимать, что это значит, если мы собираемся принимать крупные и важные бюджетные и инвестиционные решения на основе данных подобных опросов.

Итак, если мы возьмем футбольное поле NFL и покроем его 254 миллионами травинок (по одной травинке на каждого потребителя), то размер выборки, о которой мы говорим, будет равен примерно 4 на 4 дюйма этого футбольного поля.

Площадь настолько мала, что вы даже не можете увидеть ее на графике ниже.

Точны ли потребительские "ожидания"?


Ого.

Это маленькая, крошечная, микроскопическая выборка из всей популяции потребителей в США.

На графике выше это всего четыре пикселя из 6,912 миллиона.

Прежде чем просто отмахнуться от результатов опроса, нужно сначала рассчитать погрешность подобного исследования.

Посмотрите, насколько близки ответы, которые мы получили бы, если бы задали те же вопросы каждому потребителю, всем 254 миллионам.

Проведя эти расчеты, мы можем предположить, что, опросив 600 из 254 миллионов потребителей, мы получим примерно ±4% от фактического числа.

Мы можем утверждать это с доверительной вероятностью 95%.

Другими словами, 95% опросов должны оказаться в пределах 4% (плюс-минус) от реальных потребительских настроений всей страны.

Конечно, при условии, что выборка остается разнообразной и репрезентативной по отношению к общей совокупности потребителей.

Итак, сам опрос может быть точной или достаточно точной выборкой потребительских настроений.

Итак, что же показал нам последний опрос? Тот самый, который на прошлой неделе заставил Уолл-стрит и всех финансовых телеведущих и аналитиков гудеть целый день?

Последние результаты

Поскольку опрос представляет собой индекс, он работает по шкале, в которой в качестве базового значения используется 100 (т. е. год, когда настроения потребителей считались типичными или средними).

Если значение индекса выше 100, это означает, что настроения потребителей более позитивны по сравнению со средними, а значение ниже 100 означает, что уверенность потребителей ниже среднего.

Поскольку этот показатель больше психологический, чем научный, наиболее важным фактором часто является направление и скорость изменения показателей от периода к периоду.

Для справки, самое низкое значение индекса потребительских ожиданий за всю историю наблюдений было зафиксировано в июле 1979 года, когда индекс упал до 44,2. Вероятно, это было вызвано сочетанием высокой инфляции и экономической стагнации, то есть стагфляции. Потребительское доверие, как говорится, было на волоске.

Для сравнения, самое высокое значение индекса потребительских ожиданий было зафиксировано в феврале 2000 года, когда индекс достиг 107,80.

А, пузырь Дотком. Славные деньки, действительно.

Пока, конечно, пузырь не лопнул всего несколько месяцев спустя.

Верно.

Итак, где мы находимся сегодня?



Ну, сами по себе цифры довольно благостные, не так ли?

Не выше 100, но и не ниже 50.

Теплые 70-80-е.

Но посмотрите на скорость изменений: 13% скачка по сравнению с прошлым месяцем. И более чем на 21% по сравнению с прошлым годом.

Если копнуть еще глубже, то мы увидим, что потребительские настроения (мнение потребителей об экономике в настоящее время) довольно сильно оторвались от своего минимума в 50, зафиксированного еще в июне 2022 года.

Показатель оказался даже ниже 80-х годов, а это уже о многом говорит.



Интересно, что такие ужасные настроения наблюдались в то время, когда мы даже технически не находились в состоянии рецессии.

Если взглянуть на индекс текущих экономических условий, то мы увидим аналогичное развитие событий: минимумы условий для потребителей были достигнуты еще в июне 2022 года на отметке 52,80



В конце концов, инфляция - это чертова туча над средним потребителем, и в то время она составляла 9,1%.

Ужасные условия, действительно.

Но сейчас ситуация снова меняется к лучшему. ФРС говорит о снижении ставок в этом году, что облегчит боль при получении ипотечного кредита или покупке нового автомобиля, а компании начали реально повышать зарплаты, чтобы идти в ногу с инфляцией (не совсем, но мы с этим согласны).

Что приводит нас к потребительским ожиданиям. Это перспективный показатель.

Здесь также произошел очередной скачок, и хотя показатели 2022 года не достигли минимумов 1980 года, они были ничуть не хуже, чем в годы после GFC, в 2011/12 годах.

Тем не менее, мы вернулись к показателю 75,90.



Итак, все замечательно, верно?

Именно так выглядит мягкая посадка, в конце концов, падение доверия, некоторая боль, но не настолько глубокая, чтобы вызвать рецессию, когда люди теряют работу и дома.

Что ж, посмотрите на эти графики еще раз и скажите мне, что вы заметили.

Именно.

Уверенность и ожидания обычно довольно высоки непосредственно перед рецессией.

Забавно.

Но совсем не смешно.

Расчёт инфляции в Мичиганском университете

Есть еще пара показателей, которые публикует Мичиган, а именно инфляционные ожидания. Они делятся на две категории: ожидания на ближайший год и ожидания на ближайшие пять лет.

Представляется разумным поинтересоваться ожиданиями потребителей относительно цен.

В конце концов, некоторые исследования показывают, что инфляционные ожидания могут влиять на фактическую инфляцию и экономические решения, создавая петлю обратной связи между ожиданиями и фактическими темпами инфляции.

Таким образом, инфляционные ожидания могут стать самореализующимися.

Каким образом?

Предприятия ожидают роста инфляции → повышают цены в ожидании этого → работники требуют повышения зарплаты → оба действия приводят к росту инфляции.

Или наоборот.

Конечно, это не главная причина инфляции, которая связана с фискальной безответственностью Конгресса и печатанием денег ФРС и Казначейством.

Но люди порой могут влиять на рост цен и усиливать его.

Судя по последним опросам, это не так, поскольку потребители ожидают инфляцию всего 3,1% в следующем году и в среднем 2,9% в течение следующих пяти лет.

Вопрос в том, насколько осведомлен потребитель, и может ли он действительно предсказать цены, как в вышеприведенном психологическом предложении о причине и следствии?

Если сравнить результаты опроса с фактическими (хотя, по общему признанию, и не совсем корректными) цифрами ИПЦ, то окажется, что потребители в среднем просто повторяют то, что им говорят ФРС и СМИ.

То есть, в среднем ожидается от 2 до 3%, хотя в последние пару лет рост был немного выше.



Но посмотрите, насколько далеки были от реальности средние опросы в период дефляции в 2009 году (никто, конечно, не верил, что их дом может действительно потерять в цене) и во время скачка в 2021 году (кто верил, что денежный принтер ФРС причинит столько боли?).

И все это заставляет 5-летние прогнозы выглядеть просто глупо.

Я имею в виду...



Да, практически ни для чего не пригоден, кроме как для подтверждения того, что ФРС заставила людей смириться и ожидать инфляции от 2 до 3% каждый год во веки веков.

И всегда.

Грустно и абсурдно.

Некоторые наблюдения

Прежде чем закончить, я считаю нужным еще раз отметить, что потребительские ожидания и прогнозы, хотя и являются весьма полезными, могут также вводить в заблуждение, если их тщательно не проанализировать.

Раньше мы называли этот навык критическим мышлением.

Помните, когда все уверены, что мир прекрасен и лучше быть не может (а-ля 2000 год), самое время отстраниться от толпы и оценить ситуацию.

Проще говоря, это может быть сильным и важным противоположным индикатором.

Если все верят, что рынок, в конце концов, пойдет вверх, то, скорее всего, они уже вложили свои деньги, чтобы получить выгоду от ожидаемого движения.

Разумеется, больше денег на рынок не поступит.

Поэтому мне нравится следить за этими ожиданиями, чтобы определить направление движения и, возможно, увидеть вершину.

Хотя я не думаю, что мы уже достигли вершины, меня больше беспокоят другие индикаторы, которые могут сыграть на повышение ожиданий, такие как скорое снижение ставок ФРС, цены на жилье (крупнейший актив на балансе большинства людей) все еще высоки, а инфляция ослабевает.

Но мне трудно быть слишком оптимистичным и в лучшем случае осторожным из-за множества других экономических факторов, о которых большинство из вас слышали.

А именно: рынки достигли исторических максимумов, а ФРС еще даже не начала снижать ставки.

Именно поэтому я сохраняю хорошую диверсификацию своих портфелей и могу спокойно спать по ночам, будучи уверенным в том, что мои активы смогут пережить большинство штормов без особых потерь.

Советую вам поступать так же.

Но, эй, это я и мое мировоззрение.

Я настоятельно рекомендую вам сформировать своё собственное и инвестировать в соответствии с ним.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter