Столкновения в Красном море бьют по мировой торговле и политике » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Столкновения в Красном море бьют по мировой торговле и политике

22 февраля 2024 ИХ "Финам" | Нефть Братерский Александр
Конфликт в акватории Красного моря, где радикальные племена хуситов из Йемена обстреливают торговые корабли в пику операции Израиля в секторе Газа, может нанести серьезный урон мировой торговле и повысить цены на нефть на 40%. Несмотря на сосредоточение в акватории Красного моря сил ВМС США и европейских союзников, операция против хуситов серьезных результатов не принесла. Политическое давление на Иран, основного спонсора хуситов, может оказать КНР, но это поставит под удар внешнеполитическое значение США.

«Кризис имеет далеко идущие экономические последствия, затрагивая глобальную торговлю и логистику», - отмечают представители датской транспортно-логистической компании Maersk в докладе, опубликованном на сайте Всемирного экономического форума (ВЭФ).

В докладе отмечается, что по Красному морю, которое соединено с жизненно важной артерией - Суэцким каналом, - проходит 30% мирового движения контейнерных перевозок и более 1 млрд долларов объема мировой торговли. Теперь часть компаний была вынуждена найти обходные маршруты. «Эта ситуация привела к немедленному сокращению емкости рынка и резкому росту тарифов на морские перевозки, что оказало существенное влияние на глобальные торговые сети и экономическую стабильность», - говорится в экспертном комментарии Maersk.

В свою очередь, старший научный сотрудник Pacific Forum International Стивен Олсон отмечает на сайте ВЭФ, что сбой в цепочках поставок может привести к закрытию ряда производств в автомобильном секторе. «Стоимость доставки выросла иногда вдвое или втрое. Ракеты, запускаемые по основным мировым торговым маршрутам, резко повышают риск и неопределенность, что снижает деловую активность. Менеджеры по логистике работают в кризисном режиме, отвлекая свое внимание от обычных операций, пытаясь жонглировать множеством мячей», - сказал Олсон.

Ситуация с конфликтом в Красном море резко сократила количество переходов кораблей через связанный с этой артерией Суэцкий канал, пишут в своем докладе эксперты Института международных финансов (Institute of International Finance, IIF). Напоминая в докладе, что на долю канала приходится 12% мировой торговли, они отмечают, что количество проходящих через канал судов резко снизилось. Если в ноябре 2023 года через канал ежедневно проходили 75 судов, то в январе 2024 года - только 45.

При этом авторы полагают, что, если исходить из базового сценария, нынешние беспорядки в регионе остаются кратковременным событием без серьезных последствий для перспектив мировой экономики. «Хотя эскалация конфликта привела к увеличению стоимости доставки, стабильные поставки и более слабый спрос на товары (особенно в США и Китае) должны поддерживать давление со стороны предложения на низком уровне», - говорится в докладе.

Однако пессимистический сценарий экспертов IIF рисует менее приглядную картину: из-за нарушения поставок через Суэцкий канал глобальный экономический рост окажется на 0,4 процентных пункта ниже, чем в базовом сценарии. К тому же эксперты предполагают, что при пессимистическом сценарии Иран, который стоит за йеменскими хуситами, может саботировать поток поставок через Ормузский пролив.

Эксперты напоминают, что именно через него проходит 30% нефтяного экспорта, причем львиная доля приходятся на Саудовскую Аравию. «Потенциальное влияние перебоев в поставках на цены на энергоносители зависит от продолжительности и серьезности кризиса. Хотя трудно предсказать, насколько и как долго будут расти цены на энергоносители. Мы предполагаем, что в 2024 году цены на углеводороды вырастут на 40%. Вместе с ростом цен на нефть и газ вырастут расходы на фрахт и страхование», - пишут авторы доклада.

США и ЕС наступают, но хуситы не сдаются
В США и странах Европы осознают подобные риски, но начатая ранее операция ВМС США и Великобритании в акватории Красного моря пока результатов не принесла.

Мощные и хорошо вооруженные военные корабли оказываются во многом бесполезными против хуситов, которые обстреливают суда с берега, а затем скрываются в пустынях. Во вторник, 20 февраля, повстанцы заявили, что смогли поразить очередное судно, следующее из ОАЭ в Болгарию под флагом Белиза. Команде удалось благополучно эвакуироваться с корабля. Британское издание Guardian отмечает, что атака на корабль произошла в тот же день, когда США внесли хуситские вооруженные группировки в список террористических формирований. В этот же день решение присоединится к операции против хуситов приняли лидеры Евросоюза.

Это решение выглядит логичным, учитывая зависимость Европы от транспортных коридоров в Красном море. Впрочем, это скорее символичный шаг, так как в операции США, названной «Хранитель процветания», с самого начала принимали участие ряд государств ЕС - Франция, Италия, Нидерланды, Испания.

Пока остается неясным, смогут ли США и их союзники оказать серьезное давление как на хуситов, так и на Иран, учитывая, что главная причина - операция Израиля в Газе - еще не подошла к концу. Часть наблюдателей за ситуацией считает, что возможно точка, поставленная в Газе, сведет на нет и атаки хуситов, так как Иран вряд ли захочет меряться силами с США.

При этом, как отмечает в недавней статье на портале Unheard эксперт Asia Society Policy Institute Натан Левин, главным бенефициаром ситуации в Красном море становится Китай. Хотя Пекин также страдает от проблем с контейнерными перевозками, и большие операторы КНР перестали пользоваться этим путем, речь идет о геополитической роли. США, как отмечает автор, неоднократно обращались к Китаю с просьбой повлиять на Иран, своего союзника в регионе, и само по себе это обращение означает, что «США как мировой полицейский уходит на пенсию».

«Именно в этом контексте чиновникам Вашингтона следует задуматься над тем, что будет означать, если Пекин прислушается к их мольбам и фактически возьмет на себя роль Америки в качестве гаранта безопасности. Если бы страны мира начали обращаться к Китаю, а не к Соединенным Штатам всякий раз, когда их торговые суда нуждаются в защите, это решительно ознаменовало бы переход от американского века к китайскому», - пишет автор.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter