Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Апокалипсис в мировой экономике. Вероятность рецессии нарастает » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Апокалипсис в мировой экономике. Вероятность рецессии нарастает

27 февраля 2024 ИХ "Финам" Аседова Наталия
Мировая экономика все больше приближается к состоянию рецессии, при этом замедление темпов роста глобального ВВП преимущественно связано с геополитическими событиями и, как следствие, нарушением цепочек поставок. Сохранение высоких ставок центральных банков для борьбы с тревожным уровнем инфляции создает дополнительные риски. Впервые за последние пять лет Япония столкнулась с технической рецессией, ВВП Великобритании также падал два квартала подряд. Не отстает в этой «грустной гонке» Германия. Не утихают и разговоры о вероятном наступлении рецессии в США на фоне агрессивной политики ФРС.

Что же ждет мировую экономику? Насколько велика вероятность рецессии в крупнейших экономиках мира? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Тревожные сигналы…
ВВП Японии в четвертом квартале упал на 0,4% в годовом исчислении после снижения показателя на 3,3% в третьем квартале. Данные за 4 квартал оказались неожиданными для рынка, поскольку многие эксперты, опрошенные Reuters, прогнозировали рост ВВП на 1,4%. «Что наибольшим образом поражает, так это вялость потребления и капитальных затрат, которые являются основными составляющими внутреннего спроса. Экономике по-прежнему не будет хватать импульса еще какое-то время без каких-то ключевых факторов роста», - заметил старший экономист Dai-ichi Life Research Institute Йошики Шинке. Как следствие, Япония уступила Германии место третьей по величине экономики мира в долларовом выражении.

Но и в самой Германии ситуация складывается не лучшим образом. Предварительные данные Destatis показали, что ВВП сократился в 4 квартале на 0,3% в квартальном выражении. При этом по оценкам Бундесбанка, экономика Германии в первом квартале текущего года может вступить в техническую рецессию. Так, ожидается, что ВВП страны в январе-марте, скорее всего, вновь незначительно снизится. Среди ключевых факторов, которые негативно отражаются на экономике, Бундесбанк отмечает значительное снижение спроса на промышленный экспорт, вероятное сохранение сдержанности потребителей в расходах, возросшую неопределенность касательно климатической политики, сокращение портфелей заказов в промышленности и строительстве, а также забастовки в ряде отраслей.

Сложный этап в развитии переживает и Великобритания. По официальным данным, ВВП страны снизился в 4 квартале на 0,3% к/к после сокращения на 0,1% к/к в июле-сентябре 2023 года. При этом темпы падения показателя в 4 квартале оказались глубже, чем прогнозировали аналитики, опрошенные Reuters (ожидалось снижение ВВП на 0,1%). Что касается экономики еврозоны в целом, то ей пока удалось избежать рецессии. Уверенные темпы роста ВВП в Италии и Испании позволили нивелировать слабость германской экономики. В результате, в годовом выражении экономика еврозоны увеличилась на 0,1%, что совпало с усредненными ожиданиями экспертов.

Между тем, как пишет Bloomberg, ежеквартальный опрос Института ifo и Швейцарского института экономической политики показал, что вероятность падения ВВП в течение двух кварталов подряд самая высокая в Германии и Нидерландах и составляет 38%. Для сравнения, в США такая вероятность оценивается в 26%.

По данным Bloomberg, перспективы быстрого улучшения ситуации в еврозоне невелики, да и ЕЦБ прогнозирует сохранение слабости экономики в краткосрочной перспективе. Конфликт на Украине продолжает бушевать, а напряженность на Ближнем Востоке угрожает вновь нарушить цепочки поставок, включая поставку энергоносителей. Такая неопределенность рискует подорвать расходы и инвестиции, в то время как ценовое давление может усилиться в ответ.

…но паниковать рано
Во многом рецессия – это формальный показатель. Например, два отчетных периода изменения ВВП может не быть, а потом произойти в третьем благодаря факторам сезонности или другим. Об этом заявляет начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев. По словам эксперта, и Япония, и Германия, и Великобритания имеют признаки экономического роста. «Уровень инфляции практически вдвое превышает целевые показатели центральных банков этих стран. Валюты этих стран могут войти в число успешных валют, особенно фунт. Макроэкономические показатели на самом деле улучшаются, а деловая активность подрастает. Композитный индекс менеджеров по закупкам от Markit (Markit Composite PMI) в Германии и Великобритании находится на самых высоких уровнях за последние 8 месяцев. Розничные продажи тоже растут. В Великобритании отмечен самый высокий ежемесячный рост в рознице за последние три года», - подчеркивает эксперт. Кроме того, устойчив и рынок труда. «Уровень безработицы в Великобритании - 3,8% (данные Национального статистического управления (ONS) страны). Это исторический минимум», - отмечает Абелев. В целом, по мнению эксперта, нет предпосылок катастрофической ситуации ни по одному направлению в экономике этих стран.

В периоды неопределенности инвесторам становится сложнее выбирать доходные инструменты для вложений. Нефть, золото, валюта, акции — в каких инструментах наиболее перспективные инвестидеи? Узнайте прогнозы аналитиков «Финама» в инвестиционной стратегии на 2024 год. Получите исследование бесплатно.

При этом руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая отмечает, что в нескольких крупнейших экономиках мира – Япония, Германия, Великобритания – по предварительным данным, действительно могла наступить так называемая техническая рецессия в 4 квартале. «Ее основной критерий – последовательное сокращение ВВП в течение 2-х кварталов. В данном случае речь идет не о серьезном экономическом кризисе, со скачком безработицы и массовыми банкротствами, а о мягкой, умеренной рецессии, когда ВВП сокращается на десятые доли процента, а при последующих пересмотрах оценок может оказаться, что это была не рецессия, а стагнация (так было в случае с экономикой еврозоны, которая в 3 квартале 2023 года сократилась на 0,1% (кв/кв), и такого же снижения ждали в 4 квартале, но по факту две предварительные оценки за 4 квартал показали нулевой рост, поэтому считается, что экономика еврозоны пока избежала рецессии)», - заявляет эксперт.

Что касается Великобритании, то, по словам Беленькой, спад экономики в стране затронул торговлю, промышленность и строительство, а по структуре расходов в минус в 4 квартале ушло потребление домохозяйств, госрасходы и чистый экспорт, в то же время выросли инвестиции в основные активы. Между тем за весь 2023 год британская экономика выросла всего на 0,1%. Если исключить кризис пандемии 2020 года (падение ВВП на 10,4%), это худший результат с 2009 года. В 2021 году экономика Великобритании выросла на 8,7%, в 2022 году на 4,3%. Таким образом, сейчас ВВП Великобритании лишь на 1% превышает уровень доковидного 2019 года.

Германия, как заявляет Беленькая, по некоторым оценкам вошла в техническую рецессию в 4 квартале 2023 года впервые с 2020-21 гг., а по другим – очень близка к ней. По секторам больше пострадал промышленный сектор (-2%), тогда как по структуре расходов отрицательный вклад в динамику ВВП внесли потребление домохозяйств, инвестиции и госрасходы, и лишь чистый экспорт внес положительный вклад (импорт упал сильнее, чем экспорт).

Между тем в Японии в основе технической рецессии, по словам аналитика «Финама», лежит сокращение внутреннего спроса третий квартал подряд. Так, потребительские расходы в октябре-декабре уменьшились на 0,2% (кв/кв), капиталовложения бизнеса и объем госрасходов – на 0,1% (кв/кв). Лишь чистый экспорт внес небольшой положительный вклад (+0,2 п.п.) в изменение ВВП. По итогам 2023 года экономика Японии выросла на 1,9% (2022 год +1,0%).

Что стало причиной технических рецессий?
Отвечая на этот вопрос, Ольга Беленькая заметила, что общие причины для Германии и Великобритании – негативное влияние высокой инфляции (пик которой пришелся на 2022 год) на покупательную способность населения, угнетающее воздействие рекордных за десятилетия процентных ставок центробанков на кредитование, инвестиции и потребление, слабость внешнего спроса.

Для Японии, в свою очередь, эти проблемы не столь актуальны. Как заявляет эксперт, хотя инфляция превышает целевые 2%, в течение большей части года она держалась в среднем в районе 3-3,5% (г/г), снизившись в декабре до 2,6%, а ДКП Банка Японии до сих пор оставалась ультрамягкой, с отрицательной базовой процентной ставкой (-0,1%). Однако одно из последствий этой ультрамягкой ДКП и расширившегося дифференциала процентных ставок с ФРС – сильное обесценение курса йены к доллару (с начала 2022 года – примерно на 30%), что негативно отразилось на росте стоимости импорта (энергоресурсы, продукты питания). Так, продуктовая инфляция в Японии еще в сентябре достигала 9% (г/г), а к декабрю замедлилась лишь до 6,7% (г/г).

«В то же время рынок труда в большинстве крупных экономик сейчас, в отличие от классических рецессий, находится в сильной форме, безработица на низком уровне, что поддерживает рост зарплат и может постепенно улучшить динамику потребления. В условиях замедляющейся инфляции реальные зарплаты вернулись к росту - в Германии во 2 квартале 2023 года они выросли на 0,1%, в 3 квартале 2023 года уже на 0,6% (максимум за 2 года), в Великобритании зарплаты растут быстрее инфляции уже 7 месяцев. А вот Япония пока отстает – уже почти 2 года рост зарплат отстает от инфляции», - подчеркивает Беленькая.

Между тем, по ее словам, высокие процентные ставки и ослабленный внешний спрос, скорее всего, будут негативно влиять на темпы роста Германии, еврозоны и Великобритании и в этом году. ЕЦБ и Банк Англии, как ожидается, начнут снижать процентные ставки в этом году, но эффект от повышения стоимости заимствования в течение 2022-2023 гг. еще будет ощущаться. Банк Японии впервые за много лет может начать повышать базовую ставку.

«Здесь скорее представляют интерес более долгосрочные, структурные уязвимости этих трех экономик», - считает аналитик «Финама». В Великобритании период 2021-2022 гг. часто называют «кризисом стоимости жизни» - это результат тяжелого кризиса в экономике и в системе здравоохранения в период пандемии, а также до конца не изжитых негативных последствий Brexit (рост тарифов, транзакционных и логистических издержек, дефицит дешевой рабочей силы). Инфляция в Великобритании на пике октября 2022 года превышала 11% (г/г) (максимум более чем за 40 лет), а рост цен на продукты питания в марте 2023 года превышал 19% (г/г). Сейчас продуктовая инфляция замедлилась до 7% (г/г), а общая держится около 4% (что еще вдвое выше цели Банка Англии). Динамика реальных зарплат вернулась к росту, индекс потребительских настроений вернулся к максимуму с начала 2022 года. По итогам 2024 года МВФ (январский прогноз) ожидает слабый рост (0,6%) с ускорением до 1,6% в 2025 году.

В Германии, по словам Беленькой, часть факторов, негативно повлиявших на динамику ВВП в прошлом году, носили циклический характер (например, последствия энергокризиса 2022 года для инфляции и промышленного выпуска и рестриктивная ДКП ЕЦБ). В этом плане есть определенный прогресс – если в начале 2023 года инфляция превышала 8%, то в декабре она опустилась до 3,7%, а в январе – по предварительным оценкам, до 2,9%, в частности, благодаря резкому снижению стоимости энергоресурсов. Это способствует улучшению ситуации с реальными доходами населения и, как ожидается, позволит ЕЦБ начать снижение процентных ставок в этом году. Индикатор деловой активности в промышленности (индекс PMI) растет в последние месяцы, хотя и пока остается ниже границы 50, отделяющей рост от спада. Однако долгосрочные структурные проблемы немецкой экономики связаны со снижением доступности энергетики (потерю относительно дешевого трубопроводного газа из России приходится замещать более дорогими источниками). Наиболее сильно от этого страдают энергоемкие промышленные отрасли – химическая промышленность, где спад производства в прошлом году составил около 10%, металлургия. Одновременно напряженная демографическая ситуация, дефицит рабочей силы, недовольство работников снижением уровня жизни в предыдущие периоды и сильные профсоюзы в последние месяцы привели к постоянным забастовкам, в частности, на общественном транспорте, что также наносит ущерб экономике. Это может сдерживать темпы роста экономики Германии в ближайшие годы до тех пор, пока не будут найдены компенсирующие механизмы.

Европейская комиссия 15 февраля ухудшила прогнозы роста экономики еврозоны - в 2024 году теперь ожидается рост лишь на 0,8% (ноябрьский прогноз 1,2%), в 2025 году на 1,5% (прежний прогноз 1,6%). В 2023 году экономика еврозоны выросла на 0,5% причем, по мнению ЕК, «экономика едва избежала технической рецессии во втором полугодии прошлого года, и ее перспективы в первом квартале остаются туманными». При этом от экономики Германии и в этом году ждут наиболее слабые результаты: рост составит всего 0,3% в 2024 году, вместо 0,8%, ожидаемых в ноябре, и 1,2% в 2025 году после снижения на 0,3% в прошлом году. Правительство Германии должно в ближайшее время опубликовать прогноз экономического роста на этот год, Reuters, ссылаясь на свой источник, ожидает, что прогноз роста ВВП будет снижен всего до 0,2%. Торгово-промышленные палаты Германии и вовсе ждут второй год рецессии со спадом на 0,5%.

Что касается Японии, то ее «потерянные десятилетия», как заявляет Ольга Беленькая, связаны с негативными демографическими трендами и вытеснением японского экспорта конкурирующими азиатскими экономиками. Какого-то прорыва пока не ожидается – январский прогноз МВФ предполагает замедление роста в текущем году до 0,9% и в 2025 году до 0,8%.

И хотя базовым сценарием для мировой экономики сейчас считается soft landing, по мнению эксперта «Финама», для него есть серьезные риски, прежде всего геополитические. «Так, в свежем обзоре IIF (Институт международных финансов) рассматриваются сценарии глобальных экономических последствий войны на Ближнем Востоке. В негативном сценарии эскалации конфликта (вероятность «лишь» 30%), глобальный экономический рост в этом году замедлится на 0,4 п.п. по сравнению с базовым сценарием (до 2,4%), рост ВВП еврозоны замедлится до 0,4%, экономика США вырастет только на 1,7%. Цены на нефть и природный газ вырастут на 40%, рост объема мировой торговли снизится до 0,8% по сравнению с 1,6% в базовом сценарии, продолжат дорожать перевозки и страхование, инфляция ускорится, что заставит ФРС и ЕЦБ значительно дольше сохранять высокие процентные ставки. Этот год является геополитически весьма сложным еще и с точки зрения необычно высокой концентрации выборов в различных странах, включая Россию, Индию, Великобританию и США. Не стоит забывать и о рисках экономических/финансовых кризисов, связанных с ужесточением финансовых условий на фоне близкой к рекордной долговой нагрузки в мире и напряженным графиком рефинансирования государственных и корпоративных долгов», - предупреждает Ольга Беленькая.