Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Хавьер Милей не забывает об аргентинской диктатуре » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Хавьер Милей не забывает об аргентинской диктатуре

12 марта 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр
Недавно вступивший в должность эксцентричный президент Аргентины Хавьер Милей вновь привлек внимание международного сообщества. Его нежелание вступать в БРИКС и обещание долларизации, которая, по его словам, откладывается на следующий год, становятся заголовками новостей по всему миру. Впрочем, противников Милея пугает приуменьшение им числа жертв военной диктатуры Хорхе Виделы, которая оставила тяжелый след в жизни Аргентины. Успешные рыночные реформы, которые осуществили экономисты-технократы при власти диктатора, не помогли ему и его последователям удержаться у власти.

Нового лидера страны сравнивают с не менее эксцентричным президентом США Дональдом Трампом. Последнего упрекают в авторитарных тенденциях, и они не чужды и Милею. Его оппоненты вспоминают, что еще во время дебатов кандидатов в президенты он подверг сомнению количество жертв аргентинской диктатуры генерала Хорхе Виделы. Как рассказал Милей, жертв диктаторского режима в стране было не 30000 человек, а около 9000.

Заявления Милея вызвали бурные дебаты в аргентинском обществе. Несмотря на то, что со дня падения диктатуры прошло более 40 лет, дискуссии о том времени не умолкают. Большинство любителей истории, говоря о прошлом Аргентины, вспоминают ее авторитарного правителя Хуана Перона и его супругу Эвиту. Неоднозначная чета Перон до сих пор пользуется уважением в обществе.

Однако отношение аргентинцев к сменившему «перонистов» в результате захвата власти Хорхе Виделе резко отрицательное. Его правление связывают с жестокими репрессиями, внесудебными казнями и даже бесследной пропажей людей. Этому конкретному эпизоду посвящена знаменитая песня британского певца Стинга о женщинах, «танцующих с портретами своих отцов, мужей и сыновей».

Возвышение кадрового военного Виделы произошло во времена правления третьей супруги Хуана Перона, Изабель Перон. Благодаря лояльности руководству страны и правящим в то время «перонистам» он был назначен на пост главнокомандующего армейскими силами. Однако Видела смог объединить вокруг себя недовольных левой политикой «перонистов» военных и представителей части элиты. В марте 1976 года он сверг президента и встал во главе военной хунты, провозгласив себя лидером страны. Он также воспользовался недовольством, которое многие испытывали к радикальным партизанскими группам, которые сражались против правительства перонистов.

«Недовольство общества вскоре переросло в насилие, когда левые партизанские группы и правые военизированные группы вступили в вооруженную конфронтацию», - пишут авторы книги «Диктаторы и диктатуры. Понять диктаторские режимы и их лидеров» американские профессоры Наташа Эзроу и Эрика Франц.

Война с партизанами велась жестокими методами. Власти устаивали внесудебные казни, и, как позже выяснили правозащитники, сбрасывали своих противников с самолета прямо в океан.

При этом поначалу экономическая политика диктатора принесла свои плоды. Экономисты, работавшие в правительстве, сменили жесткую политику государственного регулирования на более прорыночную, что привело к исчезновению дефицита товаров и черного рынка. Автором аргентинских реформ во времена диктатуры был экономист-неолиберал Хосе Альфредо Мартинес де Ос. Как отмечается в монографии «Экономические достижения аргентинской диктатуры» кабинет де Оса «стал местом, где либералы всех мастей работали вместе».

Используя свои международные связи, в том числе дружбу с американским миллиардером Дэвидом Рокфеллером, он сумел заручиться его помощью в получении кредита в размере 1 млрд долларов. При этом от реформ пострадало немало рабочих, которые были опорой «перонизма»: заработная плата была заморожена, был введен налог на добавленную стоимость.

Хотя в магазинах было товарное изобилие, а инвестиции в бизнес выросли на четверть, зарплата снизилась на 40%. При этом Аргентина с ее недорогой и продуктивной рабочей силой привлекала иностранных инвесторов, несмотря на жестокие репрессии режима, который многие европейские интеллектуалы называли «фашистским».

Впрочем, все это не мешало США вести дела с Аргентиной. Вашингтон поставлял Буэнос-Айресу оружие и обучал военных в своих академиях. Лишь президент-демократ Джимми Картер убедил Конгресс США перестать поставлять Аргентине оружие из-за массовых нарушений прав человека в этой стране. Отношения с Аргентиной того времени поддерживал и СССР, закрывая глаза на преследование диктатурой коммунистов.

«Хорхе Рафаэль Видела указал, что он будет стремиться к укреплению отношений со всеми странами мира, основываясь на принципах взаимного уважения, сотрудничества и невмешательства. Советско-аргентинские отношения продолжаются», - отмечалось в одном из советских внешнеполитических документов 1976 года.

Экономический подъем диктатуры длился на так долго. К началу 1980-х у аргентинской экономики начались проблемы. На посту министра экономики Хосе Альфредо Мартинеса де Оса сменил менее опытный Лоренцо Сиго, который не смог справиться с высокой инфляцией и кризисом внешнего долга страны. «В прошлом (1980) году в аргентинской экономике наблюдались нулевые темпы роста, а в феврале годовой уровень инфляции составил 50%. В преддверии наступившей сегодня девальвации резервы страны сократились с более чем 8 млрд долларов в начале года до 5 млрд долларов», - так описывала ситуацию The New York Times в апреле 1981 года.

Критически издание характеризовало и последствия реформ, которые были проведены при Мартинесе де Осе: «…исчезли сотни мелких компаний, в основном производителей потребительских товаров, неспособных конкурировать с менее дорогим импортом. Более 40 банков также обанкротились, многие из них из-за сочетания высоких процентных ставок для привлечения средств и плохих кредитов обанкротившимся компаниям».

В 1981 году Видела передал власть своему приемнику - генералу Роберто Виоле, который не имел харизмы предыдущего диктатора и не долго смог удержать в руках власть. Кроме этого, падению его популярности способствовало поражение в войне с Великобританией за Фолклендские острова, расположенные в юго-западной части Атлантического океана.

Стоит отметить, что вопрос принадлежности островов, которые в Аргентине называют Мальвинскими, вновь был поднят новым президентом страны Милеем. Он заявил, что острова должны вернуться в страну дипломатическим путем. Официальный Лондон напомнил в свою очередь, что острова принадлежат Великобритании.

Виола, проигравший войну за острова премьеру Великобритании Маргарет Тэтчер, был свергнут своими противниками внутри хунты. Через год страна перешла к демократии. Видела, одетый в гражданский костюм, еще смог проголосовать на новых выборах, однако вскоре был осужден. Его первый срок заключения длился пять лет, в 1990-м году он был помилован, но в 2010 году вновь предстал перед судом по обвинению в гибели 31 заключенного. Реальных жертв его режима было больше, однако не все удалось доказать в ходе многочисленных заседаний. В 2013 году Видела умер в тюрьме.

«Как ни парадоксально, он был человеком, который не любил ничего больше, чем следовать правилам и распорядку дня. Хотя у него не было никаких сомнений в нарушении права на жизнь, он был фанатиком правил. Говорят, что за пять лет военного заключения у него был ключ от двери и свободы. Однако он никогда им не пользовался», - писала в некрологе о диктаторе британская The Guardian.