Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Почему цены на нефть подозрительно стабильны? Три причины » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Почему цены на нефть подозрительно стабильны? Три причины

1 апреля 2024 ИХ "Финам" | Нефть

Война вернулась на Ближний Восток. Танкеры в Красном море, через которое перевозится около 12% нефти, подвергаются атакам боевиков-хуситов. ОПЕК ограничивает добычу. Госсекретарь США Энтони Блинкен вспомнил призрак 1973 года, когда война Судного дня привела к арабскому нефтяному эмбарго, в результате которого цены выросли в четыре раза всего за три месяца. Не должны ли цены на нефть сейчас расти? Таким вопросом задается The Economist.

Нефтяные рынки остаются относительно спокойными, торгуясь в основном в диапазоне $75–85 за баррель на протяжении большей части прошлого года. Хотя исключения все же были.

Фьючерсы на нефть марки Brent поднимались выше $85 за баррель прошлой весной, после того как ОПЕК+, в которую входит и Россия, заявила о сокращении добычи. Когда в сентябре Саудовская Аравия продлила сокращение добычи, цены достигли почти $100. Рынок снова вырос после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября. Однако каждый раз цены быстро возвращались в диапазон $75–85. Цена Brent завершила 2023 год на уровне $78, что на $4 ниже, чем в начале года.

Есть три причины, по которым трейдеры ожидают продолжения этой тенденции в 2024 году.

Во-первых, это предложение, которое в течение многих лет было крупнейшим фактором роста цен. Добыча нефти сейчас менее сконцентрирована на Ближнем Востоке, чем на протяжении большей части последних 50 лет. Добыча в этом регионе выросла с 37% в 1974 году до 29% на сегодняшний день. Производство также менее сконцентрировано внутри стран-членов ОПЕК. Частично это связано со сланцевым бумом 2010-х годов, который превратил США в чистого экспортера энергоносителей впервые с 1949 года. Вклад стран-производителей вне ОПЕК, таких как, например, Гайана, которая установила в прошлом году рекорд добычи, также помогает диверсифицировать поставки. Международное энергетическое агентство (МЭА) рассчитывает, что новые источники, наряду с увеличением объемов из США и Канады, покроют большую часть роста мирового спроса в 2024 году.

Нефть из России, третьего по величине производителя в мире, продолжает поступать, несмотря на ограничения со стороны Запада, который в 2022 году ввел «ценовой потолок» в $60 за баррель на российский экспорт нефти морским транспортом. Трейдеры, базирующиеся в Дубае и Сингапуре, оперативно перенастроили танкерный флот, чтобы отправлять огромные объемы нефти со скидкой через индийские нефтеперерабатывающие заводы, меняя устоявшиеся маршруты с поразительной оперативностью. Сейчас российская нефть широко торгуется выше ценового предела, установленного Западом. Тем не менее, по крайней мере, в одном отношении политика Запада сработала: сохраняющаяся доступность российской нефти помогла предотвратить резкий рост цен, которого многие опасались в 2022 году.

Еще одной причиной для спокойствия являются достаточные свободные производственные мощности ОПЕК (т.е. количество нефти, которое можно добыть на простаивающих мощностях в кратчайшие сроки). Когда производство ограничено, как это было в начале 2000-х годов, у стран-экспортеров практически нет возможностей реагировать на рост спроса. Это может привести к резкому росту цен. Сегодня ситуация иная. По оценкам Управления энергетической информации США (EIA), основные члены ОПЕК имеют около 4,5 млн баррелей в день свободных мощностей, что больше, чем общая ежедневная добыча в Ираке. На данный момент трейдеры делают ставку на то, что «подушка» ОПЕК сможет смягчить удар от перебоев в поставках.

Наконец, сам спрос. Мир по-прежнему сохраняет большой аппетит к нефти: по данным EIA, спрос достиг рекордного уровня в 2023 году и будет еще выше в 2024 году, отчасти благодаря экономическому росту в Индии. Это вряд ли сильно скажется на ценах. Темпа роста мировой экономики далеки от уровня начала 2000-х годов. Китай, долгое время являвшийся крупнейшим в мире импортером нефти, переживает замедление. Структурные изменения в экономике страны также уменьшают ее жажду нефти: например, в следующем году половина всех новых автомобилей, проданных в стране, как ожидается, будет электромобилями. В других регионах климатическая политика будет иметь аналогичный эффект. В долгосрочной перспективе отказ мира от нефти обеспечит большую устойчивость рынка к геополитическим потрясениям и сокращению добычи, даже если этот переход, скорее всего, будет разрушительным.