Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Украинские качели » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Украинские качели

За последние 11 месяцев курс гривны к доллару США менял свои тренды несколько раз: достигнув пика в феврале 10 грн. за доллар, в мае доллар уже стоил 7,3, в сентябре 8,9, а в декабре опустился до 8,0 грн. Каждый квартал ситуацию на валютном рынке Украины нагнетала необходимость расчетов за газ
15 декабря 2009
За последние 11 месяцев курс гривны к доллару США менял свои тренды несколько раз: достигнув пика в феврале 10 грн. за доллар, в мае доллар уже стоил 7,3, в сентябре 8,9, а в декабре опустился до 8,0 грн. Каждый квартал ситуацию на валютном рынке Украины нагнетала необходимость расчетов за газ. Отсутствие реформ в энергосекторе привело к тому, что самым большим контрагентом Нафтогаза Украины стало правительство страны, которое вынуждено жертвовать бюджетной дисциплиной и, как оказалось, стабильностью курса гривны ради своевременных расчетов с Газпромом.

Газовый вопрос

Украина гораздо легче переносила бы кризисные явления в экономике, если бы каждый месяц ей не нужно было проводить расчеты с Газпромом. За финансовой дисциплиной теперь приходится следить, поскольку отсутствие своевременной оплаты предусматривает штрафные санкции для Нафтогаза. Действующего премьер-министра Украины Юлию Тимошенко довольно сильно критиковали за подписанный с Газпромом контракт: ее политических оппонентов не устраивала ни цена, ни штрафные санкции, ни условия фиксации объемов поставок. Через 11 месяцев после подписания контракта становится понятно, что данный контракт остается для украинской экономики непосильной ношей, которая плавно перерастает в основной фактор страха. А бояться есть чего. При цене на газ выше 200 долл. за 1000 кубов крупнейшие украинские компании химической отрасли оказываются нерентабельными. Например, за первое полугодие 2009 г. выручка одного из крупнейших в Украине производителей удобрений ОАО «Стирол» упала более чем на треть.

Очень серьезно цены на энергоносители ударили и по украинским металлургам, которые оперативно один за другим стали отказываться от использования газа в производственных процессах. Москва поставила Киев в жесткие рамки. В итоге платеж, который был проведен Нафтогазом в начале декабря за потребленный в ноябре газ в размере почти 0,5 млрд. долл., был фактически сделан за счет средств МВФ. Печально, что деньги МВФ использовались для покрытия кассового разрыва, фактически оплата была произведена в форме скрытого кредита Нафтогазу.

В 2010 г. за потребленный даже в декабре 2009 г. газ рассчитываться уже нечем. МВФ пока не объявил о своем решении выделить четвертый транш кредита, который должны были предоставить в первой декаде ноября. Из-за принятия популистского закона о повышении минимальной зарплаты МВФ отложил оглашение своего решения на неопределенное время. Представители международной организации в Украине дали понять, что четвертого транша страна может и не получить вплоть до оглашения результатов президентских выборов, т.е. не раньше марта 2010 г. В первой декаде декабря правительство направило делегацию на переговоры в МВФ с просьбой предоставить 2 млрд. долл. в форме экстренного кредита еще в 2009 г. Запрос официального Киева остался без ответа.

Напомним, что в ноябре Киев использовал квоту, которую МВФ выделил Украине в рамках помощи развивающимся рынкам в размере 250 млрд. долл. В течение одной недели Минфин Украины попросил обменять выделенные СДР на доллары США и фактически отправил их Газпрому.

Гривна – друг рубля

Киев должен признать, что в настоящий момент его монетарная стабильность обеспечена исключительно деньгами МВФ и других международных организаций. Именно они сегодня обеспечивают основной приток валюты в страну и оказывают влияние на курс гривны к доллару США. Анализируя платежный баланс Украины, следует отметить, что в 2010 г. она войдет с позитивным сальдо торгового баланса. Девальвация сделала свое дело: экспорт товаров и услуг растет, импорт снижается. К примеру, ожидается, что в 2010 г. Украина сократит закупки газа у Газпрома в физических объемах вдвое.

Официальное обращение Нафтогаза в Газпром было еще в сентябре: Киев хочет сократить закупки с 52 млрд. до 33,75 млрд. кубических метров. И, скорее всего, даже заявленный новый контрактный объем будет меньше. Ведь за девять месяцев 2009 г. промышленное производство в Украине сократилось на 28,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. По нашим оценкам, после перехода на рыночные цены основные потребители не только стали искать возможности перехода на другое сырье, но и вынуждены были сократить производство, поскольку их продукция стала неконкурентоспособной на мировом рынке.

Косвенно рост цен ударит и по Газпрому, но произойдет это в 2010 г., ведь падение спроса на газ происходит не только в Украине, но и по всей Европе, и выглядит оно угрожающим. Оценить точно энергетическую угрозу от снижения спроса на газ и другие энергоносители для России сейчас сложно. Ориентироваться на катастрофические показатели по Украине за девять месяцев 2009 г. нельзя, ведь эта страна более всего пострадала от кризиса в Восточной Европе. По итогам третьего квартала ясно, что за 18 лет независимости украинским властям так и не удалось сделать экономику Украины более автономной. Но в этом сегодня основное преимущество Киева. Ситуация наглядно показала, что резкое повышение цен на газ приводит к кратному снижению спроса, т.е. действия газового монополиста хотя и причиняют вред монетарной стабильности в стране, но ударяют и по Газпрому, правда, уже в форме сокращения будущих поставок.

Логическое объяснение простое – очевидно в Госплане СССР, выстраивая план развития промышленности лет 50 назад, не учитывали, что Украина может стать экономически самостоятельной и потому именно здесь сконцентрировали основные перерабатывающие мощности. За годы независимости в Украине и России по сравнению с советским периодом было сделано очень мало инвестиций в развитие промышленных мощностей, во всяком случае, характер взаимосвязей экономик, заложенный во времена СССР, перебороть не удалось. Вот почему Москве следует более внимательно относиться к проблеме формирования цены на газ. Большая цена не всегда приводит к максимизации выручки, более того она бьет по стабильности гривны, результат же для Газпрома остается весьма спорным.

Танцы монетаристов

Если даже решить газовый вопрос в краткосрочной перспективе, это не спасет экономику Украины. Национальному банку Украины не удалось выстроить систему антикризисного рефинансирования так, чтобы оно доходило до реального сектора. Буквально за последние три месяца в стране сложилась порочная цепочка: НБУ предоставляет рефинансирование, оно поступает либо на валютный рынок, либо на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Доходность по ОВГЗ в сентябре-ноябре 2009 г. на вторичном рынке составляла более 30%. Именно такая доходность давала возможность банкам хорошо зарабатывать, но делали они это фактически за счет государства. В НБУ закрывали на это глаза, поскольку исполнение бюджета не лежало в зоне ответственности чиновников из Нацбанка, в свою очередь Минфину ничего не оставалось, как брать деньги в долг «по чем дают».

В итоге получалось, что даже те крохи, которые падали на рынок в форме рефинансирования, до реального сектора не доходили, а доставались Минфину, да и то слишком дорого. Такая организация «стимулирования» экономики не давала никаких надежд на выздоровление частного сектора. В результате мы наблюдали картину, при которой за счет средств МВФ поддерживалась монетарная стабильность, но такая стабильность не оказывала влияния на реальный сектор, где рецессия уже шла полным ходом. Вот поэтому решение газового вопроса постепенно отходит на второй план и в перспективе уже не способно повлиять на глубину падения украинской экономики. В долгосрочной перспективе, что бы ни делал НБУ или МВФ, гривна обречена на девальвацию. Вероятнее всего, уже в 2010 г. украинская валюта вернется к отметке 10 грн. за доллар

Дмитрий Ефимов