Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Под знаменами Обамы – вперед, к Великой Депрессии-2 » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Под знаменами Обамы – вперед, к Великой Депрессии-2

14 причин, почему любовь Обамы к Уолл-стрит спровоцирует вторую Великую Депрессию
16 декабря 2009
14 причин, почему любовь Обамы к Уолл-стрит спровоцирует вторую Великую Депрессию

Прежде всего: помашите ручкой ралли, советует Джереми Грэнтэм (Jeremy Grantham), легендарный основатель и управляющий международного инвестиционного фонда GMO, стоимость активов которого превышает $100 млрд. Почему? Да потому что рынок переоценен на 25%. В 2010 г. нас ожидает коррекция как минимум на 15%. Она вернет индекс Dow в диапазон 8 000-9 000. S&P 500? Ну, не 666, как прошлой весной… возможно, 800. В чем причина отскока? Черная Пятница? Дубай? Тайгер Вудс? Конец цивилизации в 2012 г.? Хватит гадать. Хронометраж разворотов рынка – процесс иррациональный.

А вот разворот Грэнтэма от бычьего настроя к медвежьему вполне рационален. Вспомните: в начале года Dow торговался у отметки 6 000, банки находились на грани банкротства, а мы молились на нового, еще неизведанного президента, который должен был изменить Америку. Грэнтэм говорит о тех временах: «Вне зависимости от фундаментальных факторов, стремительное ралли должно было состояться. После очень резкого падения и периода слепой паники, это было совершенно естественно, на уровне природных инстинктов». Уловили? Это ралли было прогнозируемым, основанным на истории смены циклов.

Верить ли Грэнтэму? На все 100%. Еще в начале 2007 г. он предупреждал: «Первый настоящий Мировой Пузырь… от лесного хозяйства до инфраструктур, от «мусорных» облигаций до почтенных «голубых фишек»… Это время пузырей. Все и повсеместно подстегивают друг друга… Взрыв пузыря произойдет во всех странах и активах… Никогда раньше не было ничего подобного масштаба».

Грэнтэм был одним из немногих представителей делового мира, которые разглядели приближение кризиса еще в 2000 г. Но политические лидеры страдали от идеологической слепоты. Царь ФРС Бен Бернанке утверждал, что падение на рынках «сдерживается». Царь Казначейства Генри Полсон запудривал мозги Судьбе и всей Америке: «Это вне всякого сомнения самая сильная мировая экономика из всего когда-либо виденного мною». Бывший царь ФРС Алан Гринспен корпел над мемуарами на тему «Как я смастерил модель «Нового Мира» из рейганомики, утопических фантазий Эйн Рэнд и нерегулируемого рынка деривативов стоимостью $670 трлн.». Три никчемных лидера…

Коррекция в краткосрочной перспективе, катастрофа – в долгосрочной



И вот Грэнтэм снова предупреждает нас: иррациональный кошмар Америки повторится. Сначала это будет коррекция, на 15-25%. Однако в долгосрочной перспективе эксперт дает более категоричный прогноз: нас ждет катастрофа. Почему? – Потому что Америка «ничему не научилась», и поэтому мы «обрекаем себя на еще один серьезный финансовый кризис в не столь уж отдаленном будущем».

Да, американцы предсказуемо иррациональны и обречены переживать повторение истории. Грэнтэм приводит в качестве подтверждения свой «любимый пример последней вспышки эйфории после первой волны краха 1929 г.». Сходство между 1929-30 г.г. и нашим временем очевидно. «После резкого спада осенью 1929 г., индекс S&P 500 устроил ралли на 46% от ноябрьского минимума к максимуму от 12 апреля 1930 г., откуда и обвалился потом на 80%». Знакомо? Еще бы. Мы свое ралли уже откатали. Теперь на очереди обвал. Гарантированный нашей иррациональностью вкупе с историей…

Год назад Америка была в опасной близости от Великой Депрессии – 2. Мы «ничему не научились». Когда в 2002 г. психолог Дэниел Канеман стал лауреатом Нобелевской премии по экономике «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности – при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности» - появилась надежда, что бихевиористская (поведенческая) экономика поможет стать Мейн-стрит «менее иррациональной», что открытия бихевиоризма превратят нас всех в хороших инвесторов, хороших потребителей, хороших граждан. Обама даже всерьез поднял вопрос тесного сотрудничества с учеными-бихевиористами для сведения к минимуму иррационального поведения в Америке.

Обама провалил курс по поведенческой экономике



Но все это обернулось против нас. Ученые-бихевиористы, экономисты-бихевиористы и финансовые эксперты-бихевиористы, стали заклятыми врагами американской Мейн-стрит. Одно из двух. Все эти бихевиористы или без устали гнобят нас, непрестанно напоминая, насколько мы иррациональны (глупы), или же используют свои мозги, инструментарий и методики против нас, помогая Уолл-стрит превращать нас в безликую целевую аудиторию для инвестирования своих продуктов, банковских комиссий, пропаганды налогообложения и т.п.

Они стали наёмниками, помогающими Уолл-стрит вытягивать из американцев миллиарды долларов. Им нельзя доверять, они утратили свою независимость и забыли о принципах деловой этики. Они не в состоянии выявить и обозначить самые токсичные источники иррациональности, каковыми являются Уолл-стрит, Конгресс и Белый Дом.

Именно поэтому человек, подобный Джереми Грэнтэму, решившийся выступить и привлечь наше внимание к этой токсичной иррациональности, процветающей среди правящей верхушки Америки, заслуживает звания одного из лучших поведенческих экономистов страны. Он – один из немногих честных бихевиористов, выставивших на всеобщее обозрение иррациональность американских правителей.

Поэтому просим вас вдумчиво отнестись к предлагаемому им списку из 14 пунктов, анализирующему проявления иррациональности нынешних властей США, поскольку он говорит о реальной угрозе новой катастрофы.

1. Уклон Обамы в «предсказуемо иррациональную» экономику



Если Грэнтэм когда-либо и был фанатом нового президента, то сейчас он уже вне всякого сомнения утратил иллюзии на сей счет, представляя в данном анализе ряд доказательств крайне иррационального поведения Обамы, который нарушает свои обещания, передавая правительство под контроль Уолл-стрит, то есть тех самых жуликов, которые и учинили весь этот беспорядок. Это ошибка, которая может стоить нам второй Великой Депрессии.

2. Переназначение Бернанке – всецело иррациональный ляп



«Самый преданный фанат всех безрассудств Гринспена… абсолютно некомпетентный». Эта ошибка «сродни повторному назначению на должность капитана «Титаника» и упущенная возможность».

3. Саммерс, Гайтнер: троянские кони с Уолл-стрит



Лари Саммерс «не подал никаких сигналов тревоги о нависшей угрозе в 2006 и 2007 г.». Ранее, в должности министра финансов он «пресекал все попытки урегулирования» деривативов. Тим Гайтнер может похвастаться тем, что находился в самом машинном отделении, когда Америка налетела на скалы, и собственноручно помогал скорректировать повернее направление удара, будучи главой ФРБ Нью-Йорка. Однако же иррациональный Обама сделал его министром финансов под бурные овации Уолл-стрит

.
4. Идиотические, иррациональные, алчные заемщики ипотечных кредитов



«Чем сильнее сбиты с толку или безрассуднее заемщики, тем решительнее усилия по их спасению», хотя «такие попытки имеют ограниченный эффект». Краткосрочные недальновидные стратегии, слабая экономика.

5. Опрометчивые, иррациональные, глупые строители



Они годами «величественно возводили и перевозводили» дома. И тем не менее наш иррациональный президент стимулировал «увеличение объемов строительства, посулив каждому покупателю нового дома $8 000».

6. Нация иррациональных растратчиков и мотов



В течение последних 15 лет американцы «занимались опасным чрезмерным потреблением». Тем не менее, иррациональное правительство «поощряет потребление и наказывает тех, кто занимается накоплением, поддерживая искусственно низкие ставки», разжигая тем самым иррациональные спекуляции, подобные тем, что и стали причиной обвала.

7. «Слишко-иррациональная-чтобы-обвалиться» банковская система Америки



Наша банковская система «демонстрирует все признаки выхода из-под контроля». Ее надо упростить, раздробить, так, «чтобы им можно было позволить банкротиться». Отделить «хедж-фонды с опасным стремлением к риску от банковской системы». Но вместо этого Обама реализует необъяснимую политику, «вынуждающую их укрупняться». Теперь их «склонность к риску практически эквивалентна отвесному склону скалы!»

8. Бессовестные жульнические мега-бонусы на Уолл-стрит



«Две трети гигантских прибылей Goldman ушло на выплату бонусов… крупнее которых еще не было». В прошлом году «те же самые парни были на грани изъятия инвесторами всех вкладов из банка, и только вмешательство правительства спасло их». Наш иррациональный президент «вмешался в никогда ранее не подводившие внутренние механизмы капитализма и нарушил их».

9. Переплачиваемые CEO корпоративной Америки



Грэнтэм считает это вопиющим. В 1964 г., когда он попал в Америку, «соотношение зарплаты управляющего к зарплате среднего работника составляло от 20/1 до 40/1». Такое «положение дел сохранялось в течение предыдущих 30 лет. Но к 2006 г. этот коэффициент раздулся до 400/1 - 600/1… просто неприлично».

10. Иррациональные компании-зомби с чрезмерной долей заемного капитала



Уолл-стрит «настолько перестимулировал тягу к риску, что бросовые, слабые, малорентабельные компании и банки-зомби» процветают. «Хлам побеждает голубые фишки». Мы позволяем лузерам «жить и соперничать с компаниями, действительно достойными выживания». Это «нездоровая тенденция для долгосрочного процветания экономики».

11. Иррационально управляемый автопром США



«Самая недальновидная отрасль промышленности за последние 20 (40?) лет, и одна из самых плохо управляемых».

12. Нацию, «подсевшую» на автомобили, «ломает» от нехватки нефти



«Мы поглощаем опасно большое количе6ство ближневосточной нефти… это разрушительно для нашего мирового политического благосостояния (и способности избегать войн) и плохо для перегревающегося мира». И несмотря на это, власти субсидируют покупки большего числа автомобилей

.
13. Акционерные опционы дают CEO законное право обкрадывать акционеров



Они грабят нас. Благодаря форме поощрения сотрудников, дающей им право покупать определенное количество акций компании по фиксированной цене, даже если эти акции стремительно дорожают, управляющие корпорациями получили легализованное право на воровство акционерного капитала. Если руководство напортачит и акции упадут, они «просто переписывают опционы по новым низким ценам…. никак не стремясь согласовывать опцион на акции с формированием долгосрочной стоимости удержания клиента. Вместо этого они практикуют девиз: хватай и беги!».

14. И, наконец, «главный враг» Грэнтэма – Гринспен



Титулованный мэтр, произведенный в рыцари королевой Великобритании Елизаветой… «за разрушение финансовой системы США. Он открыто игнорировал угрозу образования пузырей активов и, по сути дела, провоцировал их развитие. Он, опираясь на идеи Эйн Рэнд, способствовал последовательному демонтажу государственных ограничений на финансовое поведение, он намеренно годами удерживал реальные процентные ставки на нулевой отметке, и т.д., и т.п. Все это вы слышали и раньше… В старые добрые времена я стоял бы в первых рядах, Алан, с очень спелыми помидорами».

В заключение Грэнтэм рекомендует инвесторам следовать афоризму Уоррена Баффетта: «Инвестируйте лишь в бизнес, которым может управлять даже идиот, потому что рано или поздно он и будет им управлять». Я же, перечитывая мудрость Баффетта, думаю: а вдруг Америка – это «бизнес», которым никто не может управлять? Ни лучшие и умнейшие. Ни идиот. И уж точно это не по зубам нашим премудрым ученым-бихевиористам.

Более того, люди не представляют собой проблемы. Согласно исследованиям, в основе 85% организационных неудач лежат проблемы системного характера, а не человеческий фактор. «Глупы не люди, а система». Это означает, что Америка, наша экономика, наши рынки, наша капиталистическая система стали слишком большими, слишком сложными, слишком вышедшими из-под контроля и слишком неуправляемыми.

Наша правящая элита уже поняла это и спешит стянуть все, что еще осталось. А массы «идиотов» могут восстановить контроль над ситуацией, но лишь посредством революции в стиле 1776 г. – если только они не окажутся слишком прирученными и слишком иррациональными для того, чтобы восстать.

Пол Б. Фаррелл,

MarketWatch

Перевод Соболевой Натальи