24 июля 2024 БКС Экспресс
Новоиспеченные эмитенты, которые только вышли на биржу, могут воспользоваться возможностью заморозить торги своими ценными бумагами. Такой период называется локапом. Зачем к нему прибегать и как это работает.
Что это
Локап-период (от англ. lock up — блокировать) — специальный ограничительный срок, в течение которого первичные инвесторы (владельцы, менеджмент и прочие крупные акционеры) не могут совершать сделки с бумагами, купленными на IPO (первичном публичном размещении). Это закрепляется в контракте, который подписывается новыми держателями ценных бумаг и эмитентом.
Обычно локап устанавливается на этапе проведения IPO и длится от нескольких месяцев до полугода.
Такая заморозка необязательна, но может применяться по инициативе эмитента или организатора IPO.
Зачем нужно
Локап-период работает как защитный механизм: он не позволяет крупным инвесторам продать акции сразу после начала торгов. Таким образом эмитент исключает риск сильного навеса продавцов, держатели больших пакетов не смогут обвалить котировки в первые дни торгов, что может отпугнуть других потенциальных инвесторов.
У локапа есть несколько преимуществ: он снижает волатильность рыночной цены, защищает интересы миноритарных инвесторов, а также гарантирует, что крупные акционеры не будут давить на рыночную цену акций какое-то время.
Для крупных держателей есть и риски: локап «замораживает» возможность инвесторов реализовать их инвестиции, кроме того, в период его проведения могут произойти изменения на рынке, в том числе те, которые скажутся на новых бумагах негативно.
После локапа котировки ведут себя по-разному: нередко случается так, что во время ограничительного периода бумаги растут, а после оказываются под давлением. Но все индивидуально в каждой ситуации. Если после окончания локапа цена на акции падает, а инвестор при этом верит в перспективы компании, то может рассмотреть ее акции для покупки на привлекательном уровне.
Стоит иметь в виду: локап не гарантирует, что во время торгов не произойдет скачков цены.
Кто проводит
Раньше локап не так активно использовался на рынке РФ, в отличие от западного. Но российские эмитенты, которые вышли на биржу во время последнего бума IPO, в основном предусматривают такой период. Например:
• В апреле этого года завершился локап-период по акциям Астры, после чего компания провела SPO, увеличив free-float с 5% до 15%.
• В мае завершились локапы ЕвроТранса (185 дней) и ЮГК (180 дней).
• В июне истекли локап-периоды по Совкомбанку (180 дней) и Мосгорломбарду (180 дней).
Что это
Локап-период (от англ. lock up — блокировать) — специальный ограничительный срок, в течение которого первичные инвесторы (владельцы, менеджмент и прочие крупные акционеры) не могут совершать сделки с бумагами, купленными на IPO (первичном публичном размещении). Это закрепляется в контракте, который подписывается новыми держателями ценных бумаг и эмитентом.
Обычно локап устанавливается на этапе проведения IPO и длится от нескольких месяцев до полугода.
Такая заморозка необязательна, но может применяться по инициативе эмитента или организатора IPO.
Зачем нужно
Локап-период работает как защитный механизм: он не позволяет крупным инвесторам продать акции сразу после начала торгов. Таким образом эмитент исключает риск сильного навеса продавцов, держатели больших пакетов не смогут обвалить котировки в первые дни торгов, что может отпугнуть других потенциальных инвесторов.
У локапа есть несколько преимуществ: он снижает волатильность рыночной цены, защищает интересы миноритарных инвесторов, а также гарантирует, что крупные акционеры не будут давить на рыночную цену акций какое-то время.
Для крупных держателей есть и риски: локап «замораживает» возможность инвесторов реализовать их инвестиции, кроме того, в период его проведения могут произойти изменения на рынке, в том числе те, которые скажутся на новых бумагах негативно.
После локапа котировки ведут себя по-разному: нередко случается так, что во время ограничительного периода бумаги растут, а после оказываются под давлением. Но все индивидуально в каждой ситуации. Если после окончания локапа цена на акции падает, а инвестор при этом верит в перспективы компании, то может рассмотреть ее акции для покупки на привлекательном уровне.
Стоит иметь в виду: локап не гарантирует, что во время торгов не произойдет скачков цены.
Кто проводит
Раньше локап не так активно использовался на рынке РФ, в отличие от западного. Но российские эмитенты, которые вышли на биржу во время последнего бума IPO, в основном предусматривают такой период. Например:
• В апреле этого года завершился локап-период по акциям Астры, после чего компания провела SPO, увеличив free-float с 5% до 15%.
• В мае завершились локапы ЕвроТранса (185 дней) и ЮГК (180 дней).
• В июне истекли локап-периоды по Совкомбанку (180 дней) и Мосгорломбарду (180 дней).
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба