Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Китай и Google » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Китай и Google

Решение не цензурировать результаты поиска в Китае делает компанию лидером медиаотрасли
14 января 2010
Китай и Google: американская мечта в опасности

Почтовые ящики китайских правозащитников подверглись хакерским атакам. На беду, эти самые правозащитники пользовались службой Gmail, и теперь честь мирового поискового гиганта задета. Промолчать в такой ситуации никак нельзя, и юридический директор Google поспешил сделать заявление о том, что компания может покинуть китайский рынок. Интрига: верить или нет?

Попробуем разобраться. Ни для кого не секрет, что между США и Китаем, несмотря на то, что они являются давними и успешными бизнес-партнерами, частенько возникают разногласия, политики обмениваются обвинениями и уколами в адрес друг друга. Обвинения в основном носят декларативный характер, работают на сложившийся имидж стран и при этом мало сказываются на товарно-денежных отношениях. Часто это всего лишь мишура, пыль в глаза обществу, а на деле выходит что-то вроде игры в хорошего и плохого полицейского: характеры разные, а по сути, задачи и интересы общие. Стоит ли путать бизнес с идеологическими вопросами, и насколько одно мешает другому?

Боюсь, поиски ответа для Google могут оказаться мучительными. Вся сложность в той самой «американской» мечте, которую принято иронично обсуждать, хвалить, ругать, над которой часто смеются и которая так чужда жителям СНГ.

Google, выходя на китайский рынок в 2006 году, шла на серьезные компромиссы ради денег и дальнейших перспектив роста. Google.cn ничуть не хуже китайского поисковика Baidu выполнял работу строгого цензора и выдавал отфильтрованные поисковые результаты. Американская мечта манила и заставляла год за годом забывать о репутационных потерях и свободе слова. Бизнес есть бизнес, а деньги есть деньги. Деньги, кстати, заработанные вполне честно, пусть и в среде, чуждой для американской идеологии. Это обычная практика: деловая и политическая сферы мало соприкасаются, политики соревнуются в красноречии, а корпорации продолжают преспокойно зарабатывать. Беда китайского Google в том, что он оказался на пересечении этих сфер.

И вот теперь, как бы этого на самом деле и не хотелось руководству компании, придется выбирать. На одной чаше весов 350 миллионов китайских интернет-пользователей и перспективнейший растущий рынок, а на другой – красивые слова, человечность и основные американские принципы.

Что выберут Ларри Пейдж и Сергей Брин?

Олег Сотников

Китайский пиар-ход Google

Протест Google – в духе «Баба-яга против»

Все прекрасно понимают, что значение Китая в современном мире чрезвычайно велико. По силе и влиянию Китай вполне сравним с США, и де-факто мир постепенно перестает быть однополярным. Когда Google заявляет о том, что может уйти с китайского рынка, а поводом становятся хакерских атаки на почтовые ящики китайских правозащитников, в это верится, честно говоря, с трудом. Китай со своими 350 миллионами пользователей является одним из самых перспективных и динамично растущих рынков, и отдавать его на растерзание местных поисковых систем было бы стратегически неверно.

В Google работают прекрасные стратеги, и они всегда отлично понимали, что Китай – это настоящее золотое дно. И Google пришел в Китай, заработал по местным правилам, научился «фильтровать базар» и выдавать информацию так, чтобы у властей Поднебесной было как можно меньше претензий.

Прошло три года, и на самом деле ничего не изменилось. Китай все так же важен, интересен и привлекателен для американской корпорации, и отказываться от этого рынка с точки зрения долгосрочной стратегии развития было бы крайне нелогично.

На мой взгляд, заявление следует рассматривать лишь как формальную, хотя совершенно необходимую для сохранения лица компании и минимизации имиджевых потерь ноту протеста в духе «Баба-яга против».

На самом деле, заявления о возможности ухода с китайского рынка – это не только попытка минимизировать имиджевые потери и ответ на хакерские атаки ящиков китайских правозащитников в службе Gmail, это еще и прекрасный пиар-ход: люди будут верить, что Google всерьез борется за свободу слова и искренне переживает за судьбу китайской зоны интернета. Переживает настолько, что заявляет об уходе с рынка, – красивые слова, о которых, скорее всего, скоро забудут, а Google останется в Китае.

Денис Кусков

Google отрекся от зла

Решение не цензурировать результаты поиска в Китае делает компанию лидером медиаотрасли

Не так давно медиамагнат Руперт Мердок вступил в борьбу с Google, которая, не являясь производителем контента, предоставляет к нему бесплатный доступ. Мол, а как же журналистский труд, который стоит денег?

Я как журналист был в чем-то солидарен с доводами Мердока (хоть и не верил, что с бесплатным распространением информации сейчас можно успешно бороться). Теперь, с моей точки зрения, Google ответил асимметрично, но сверхубедительно. И настоящим лидером мировой медиаиндустрии с 13 января 2010 года можно считать не News Corp. Мердока, а именно Google. Компания Сергея Брина и Ларри Пейджа объявила (а вот здесь – русский перевод), что перестанет цензурировать результаты поиска на сайте google.cn, потому что в середине декабря была вынуждена противостоять атаке из Китая, направленной на получение доступа к почте китайских правозащитников и диссидентов. В Google понимают, что этот шаг может привести к закрытию китайского бизнеса компании. И чего может стоить акционерам потеря такого рынка. Но решение принято и оглашено. И это такое решение, которое сделало бы честь любой новостной организации – и которое почти любая бизнес-организация сочла бы для себя неприемлемым.

В прошлогоднем интервью Fox News Мердок объяснял, почему. Ему задали вопрос, не нарушают ли американские компании вроде Dell и HP бизнес-этику, соглашаясь на предустановку на продаваемые в Китае компьютеры программ, блокирующих некоторые сайты, и Мердок ответил: «Нельзя ожидать от великих компаний... что они скажут: не будем, мол продавать компьютеры в Китае. Он слишком большой». Бизнес-логика понятна, и сам Мердок в 1994 году согласился выкинуть неприятное китайским коммунистам BBC из пакета своей спутниковой платформы Star, работающей в Китае, а потом, пишет биограф магната Уильям Шоукросс, даже вложил $4 млн в создание сайта пропагандистской газеты People's Daily.

Google тоже действовал в этой логике. В 2006 году, чтобы не отдавать огромный китайский рынок поиска местной Baidu, компания согласилась создать сайт google.cn, на котором поисковая выдача фильтровалась в угоду властям. Наглядный пример этой цензуры тут же представил блог Searchenginewatch: по запросу Tiananmen «локализованный» Google и сейчас выдает «лакированные», открыточные картинки, а «глобальный» – гораздо более жесткие.

Пожалуй, этот идеологический фильтр был главным отступлением от декларированного принципа Google – «Don't Be Evil». И моей главной проблемой с этой компанией, сервисы которой Slon.ru широко использует в работе своей безофисной редакции.

И вот, компания все взвесила и сделала то, на что не отважился бы больше никто из рыночных игроков сравнимого масштаба. Ничего удивительного, что акции Google после ее объявления заметно упали, а Baidu – выросли.

Ура, Google! Моральная победа IT-компании на чужом, казалось бы, медийном поле будет полной, если китайские власти позволят Google продолжать работу уже без всяких фильтров. Но даже если этого не случится, поисковик рано или поздно вернется в Поднебесную. Режимы приходят и уходят – да и деньги тоже, – а правильные принципы остаются и в итоге, я уверен, побеждают.

Леонид Бершидский