Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Товарный рынок в феврале » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Товарный рынок в феврале

Февраль для товарного рынка выдался исключительно “бычьим”. Если цены сырья не достигли в ходе месяца исторических максимумов, как это сделали котировки нефти, драгметаллов, то продемонстрировать рост и обновить локальные максимумы по итогам месяца удалось большинству товаров.
6 марта 2008 Архив
Лебедев Тимур

Февраль для товарного рынка выдался исключительно “бычьим”. Если цены сырья не достигли в ходе месяца исторических максимумов, как это сделали котировки нефти, драгметаллов, то продемонстрировать рост и обновить локальные максимумы по итогам месяца удалось большинству товаров.

Нефть
Открыли месяц цены на нефть на локальных минимумах, тем не менее, выглядящее на первый взгляд не уверенное открытие не нашло отражение на котировках в ходе месяца, которые закрывались с приростом по итогам каждой недели месяца.

Уже первый день февраля стал большим днем для рынка нефти, так было оглашено решение ОПЕК по поставкам. Некоторые представители картеля высказывались о возможности любого решения, однако в целом проявлялся настрой на сохранение поставок на прежнем уровне, что и стало в результате решением ОПЕК. Причиной такого решения стала неопределенность относительно силы замедления экономики США и мировой экономики, а также не отдаленность следующей встречи, которая была назначена на 5 марта.

Данное решение не стало ключевым в определении направления движения котировок нефти, которые на протяжении первых дней месяца продолжали движение в районе локальных минимумов, попадая периодически под давление внешнего негатива в виде отрицательной динамики фондовых индексов.

Картина рынка нефти в феврале показывала, что поддержка котировкам нефти шла отовсюду, только не от ситуации, связанной с балансом на рынке нефти. Одним из доказательств данной ситуации стали данные по запасам нефти и нефтепродуктов в США, опубликованные 7 февраля. Прирост запасов нефти за неделю, закончившуюся 1 февраля, составил 7,0 млн. баррелей, прирост запасов бензина составил 3,6 млн. баррелей, запасов дистиллятов 100 тыс. баррелей. Все значения оказались хуже ожиданий. Стоит отметить снижение спроса на дистилляты, который на тот временной период был на 0,482 млн. баррелей ниже уровня спроса на нефтепродукт за тот же период в прошлом году. Спрос на дистилляты, пока еще длился зимний период, снижался, и в среднем находился на 84 тыс. баррелей ниже уровня спроса прошлого года, когда спрос рос. При уже замедлившийся экономике США и опасениях рецессии экономики, а также учитывая приближающийся период сезонного выхода НПЗ на профилактику, что влечет за собой сокращение спроса на сырье, фон, связанный с балансом рынка нефти, выглядел медвежьим. . Нейтрально-негативными оказался и отчет Минэнерго США, опубликованный 13 февраля, показавший, что запасы нефти и бензина выросли на 1,1 и 1,7 млн. баррелей соответственно, запасы дистиллятов выросли на 0,1 млн. баррелей.

Тем не менее, котировки не торопились продолжать снижение, а 7 и 8 февраля они вовсе продемонстрировали динамичный рост. Катализаторы роста были разносторонние. Поступали сообщения, что из-за сильных ветров в Северном море был нарушен экспорт нефти Brent с терминала Sullom Voe. Также представитель компании Shell сообщил о том, что компания не может гарантировать поставки нефти из Нигерии в этом и следующем месяце, и что на текущий момент объем экспорта сокращен на 130 тыс. баррелей из-за невозможности закончить ремонт трубопровода, который пострадал от атак повстанцев.

Позже в роли фактора, толкавшего котировки вверх стал конфликт между венесуэльской государственной нефтяной компанией и американской Exxon Mobil Corp., сопровождавшийся угрозами президента Венесуэлы сократить поставки нефти в США.

13 февраля был опубликован отчет МЭА. Был понижен прогноз спроса на нефть. Прогнозное значение мирового спроса на нефть в 2008 г. было понижено на 200 тыс. баррелей в день до 87,6 млн. баррелей в связи с более низкими прогнозами роста ВВП. Однако было отмечено, что, параллельно более низким темпам роста ВВП стран ОЭСР, ожидается здоровый рост экономики Китая и Среднего Востока, «основных центров роста спроса на нефть». Также запасы нефти в странах в ОЭСР в декабре сокращались на 1,15 млн. баррель в день, что выше десятилетней средней и привело к сокращению дней покрытия спроса до минимального с декабря 2004 года уровня. Объем поставок нефти ОПЕК составил в декабре 32 млн. баррелей день. В целом отчет оказался лучше ожиданий и менее медвежьим, что нашло отражение на котировках нефти.

К этому же времени цены на нефть Brent сформировали на дневных графиках техническую разворотную фигуру «двойное дно», которую в последующем удалось успешно отыграть.

Несмотря на то, что геополитические риски во второй половине и в конце месяца еще о себе напоминали, например, Представители Ирана заявляли, что странам, выступившим за введение новой резолюции против ядерной программы Ирана, придется “поплатиться”, они уже не были основной идеей на рынке. Определяющими направление движения котировок, а точнее способствующие росту цен, стали два фактора: инфляционные опасения и резкое снижение американского доллара на валютном рынке.

Начиная с недели, закончившейся 15 февраля, на рынках начали расти инфляционные опасения. Этому способствовал ряд данных по США, таких, как цены на импорт, подындексы цен в индексах активности, которые вызвали обеспокоенность относительно того, что снижение ставки ФРС будет способствовать росту инфляции в США. В результате инвесторы начали уходить в реальные, защитные активы. Динамичный рост цен наблюдался не только на рынке нефти, но и на большинстве товарных рынков, являясь подтверждением тому, что наблюдаемый рост цен на нефть был не историей, связанной с ожиданиями положительного для роста цен изменения баланса спроса/предложения на рынке нефти, а историей, являющейся отражением проблем на финансовых рынках в целом и инфляционных опасений, вызывающих желание временного ухода в сырье. На таком фоне 20 февраля цены на нефть достигли новых исторических максимумов, которыми стали отметки 99,22 долларов за баррель для нефти марки Brent и 100,69 долларов за баррель для нефти Light Sweet.

Ближе к концу месяца инфляционные опасения стали утихать, а на первый план вышла слабость доллара. 26 февраля индекс доллара начал обвальное паление, 27 февраля он достиг исторических минимумов. Причиной снижения индекса стало прежде всего падение американского доллара против евро. Цены на нефть, которая продается за доллары, на фоне снижения курса американского доллара начали расти, рыночные участники активно использовали нефть, как защитный от снижения доллара финансовый инструмент. Данная ситуация вывела котировки «черного золота» на новые исторические максимумы. Так, максимум цен на нефть Brent в феврале составил 101,27 долларов за баррель, цен на нефть Light Sweet 102,96 долларов за баррель. Закрыли месяц котировки нефти на уровнях 99,97 и 101,64 долларов за баррель соответственно.

Март цены на нефть начали с достижения новых максимумов. Основная причина роста остается прежней — слабость американского доллара. 5 марта состоится встреча ОПЕК по поставкам. Ожидается сохранение объема поставок на прежнем уровне. Стоит отметить, что рост цен на нефть остается результатом спекулятивных покупок, ослабления доллара, в то время как фундаментальный фон на рынке нефти является медвежьим. Приближается окончание зимнего периода, начало периода выхода НПЗ на профилактику, что влечет за собой сокращение спроса на сырье. Другим фактором, который мог бы способствовать такому сильному росту цен на нефть могло стать изменение баланса в сторону роста дефицита. На текущий момент говорить о балансе на рынке в 1 кв. преждевременно, так как первый квартал еще не закончился, тем не менее, основываясь на прогнозных значениях спроса на нефть в странах ОЭСР в 1кв. и при текущих объемах поставок ОПЕК (в январе 32,0 млн. баррелей в день) средний дефицит на рынке мог составить 0,38 млн. баррелей, что ниже дефицита в 4кв. 2007г., средняя оценка которого составила порядка 0,95 млн. баррелей. Таким образом, снижение силы поддержки от спекулятивных факторов может вывести на первый план медвежий на начало месяца для текущего уровня цен на нефть фундаментальный фон, вызвав тем самым падение котировок. Повторение ситуации января — динамичное снижение с максимумов также не является исключением.

Драгметаллы
Февраль ознаменовался новыми историческими максимумами для цен на золото, серебро, платину.

Первые недели месяца наблюдалась неуверенность в отношении дальнейшего направления движения котировок золота и серебра, что проявлялось в их консолидации в районе максимумов января. Цены на серебро показывали более положительную динамику, что, однако, являлось отражением более высокой волатильности, свойственной данному металлу.

Причин, которые вносили смешанность на рынок драгметаллов было достаточно. Опасения того, что понижение ставки ФРС вместе с планом по фискальной стимуляции экономики США не защитят фондовый рынок от новой волны обвалов из-за негативных новостей из финансового сектора периодически давили на котировки драгметаллов. Даже данным по рынку труда США, которые были опубликованы в первый день февраля и оказались очень слабыми не удалось поспособствовать росту котировок Несмотря на снижение количества новых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе экономики США в январе на 17 тыс., данные, вероятно, не говорили о том, что экономика в данном периоде обязательно находилась в рецессии, а сценарий рецессии уже отчасти был заложен в курс американского доллара, поэтому американец не отреагировал на слабые данные снижением, а золото и серебро ростом. Дополнительным медвежьим фактором были периодически поступающие на рынок слабые макроданные по Еврозоне. Они способствовали спекуляциям относительно того, что ЕЦБ придется отойти от своей резкой позиции в отношении инфляционных рисков и начать подготавливать рынок к снижению ставки вызвав тем самым рост американского доллара против евро на валютном рынке, и обеспечив продажи на рынке драгметаллов. В то же время рынок продолжал ожидать агрессивных понижений ставки со стороны ФРС, что постоянно поддерживало котировки драгметаллов. В результате движение цен на золото на протяжении первых двух недель было ограничено диапазоном 900,00-922,00 долларов за унцию, серебра 16,30-17,30 долларов за унцию.

Стоит отметить интересную ситуацию, которая проявлялась в ходе первой и частично в ходе второй половины месяца — снижение связи между ценами на золото и курсом американского доллара, которые, как известно, двигаются в различных направлениях. Такая ситуация могла является подтверждением того, что основной направляющей цен на золото на те периоды времени являлась исключительно сила спроса на защитные активы и опасения инфляции. Мировая экономки во главе с США, которые находятся на грани рецессии, замедляется. ФРС первым начал понижать ставку по сравнению с остальными ЦБ и делал это агрессивно. Если замедление экономического роста продолжит более сильно распространяться по остальным развитым экономикам, то США, где ставки были понижены раньше, может выглядеть более привлекательно в средне-долгосрочном плане, нежели, допустим Еврозона, и это учитывалось рынком каждый раз, кода появляются данные, говорящие о распространении проблем замедления экономического роста. И это способствовало покупкам доллара, несмотря на перспективы снижения доходности данной валюты. Это же (данные, говорящие о распространении проблем замедления экономического роста) способствовало покупкам золота как защитного актива.

Неуверенность в отношении дальнейшего направления движения отсутствовала у котировок платины, которые за первые две недели месяца укрепились более чем на 17,5%. Причина такого роста котировок — перебои на производстве платины в ЮАР, которая является поставщиком порядка 80% добываемого металла. В прошлом году на рынке платины наблюдался дефицит, в 2008г. также ожидался дефицит, однако после нарушения на производстве ожидания относительно величины дефицита предложения металла стали расти, толкая цены вверх.

В первой половине месяца WGC был опубликован отчет, который подтвердил ожидания относительно того, что инвестиционный спрос был и остается основным драйвером роста котировок золота. Объем инвестиционного спроса на золото в 4 кв. составил 8 млрд. долларов, что стало рекордным квартальным значением с 2001 г. Рост инвестиций через ETF вырос в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 15,6%. Стоит отметить, что основной рост инвестиционного спроса наблюдался в 3 и 4 кв. прошлого года, что связано со спросом на золото как на защитный актив из-за ухудшения ситуации в экономике США и понижений ставки ФРС. В то же время высокая волатильность цен на золото способствовала снижению совокупного спроса на драгметалл в 4 кв. 2007 г. на 17% (в тоннах) по сравнению с тем же периодом прошлого года. Прирост совокупного спроса на золото в прошлом году составил 4% (в тоннах). Избыток предложения в 4 кв. составил 174 тонны по сравнению с дефицитом в 16 тонн в 3 кв. и дефицитом в 79 тонн в 2007 г. Данные показывают, что сильный рост цен на золото способствует снижению спроса на ювелирные изделия, несмотря на то, что рост цен на золото отчасти был нивелирован снижением американского доллара против валют стран, являющихся основными потребителями золота.

Оставшиеся две недели месяца стали более плодотворными для быков на рынке драгметаллов. На неделе, начавшейся 17 февраля котировки золота, серебра вышли вверх из диапазона консолидации. История с инфляционными опасениями не оставила не затронутыми драгметаллы из которых золото является традиционным защитным от инфляции активом. На последней неделе месяца инициативу основного катализатора роста драгметаллов перехватил американский доллар, который достиг исторических минимумов.

Слабой динамикой движения на последней неделе февраля отличились цены на платину, что было связано с «утихшими» сообщениями относительно перебоев на производстве. Тем не менее, ожидания сильного дефицита на рынке платины продолжили оказывать поддержку ценам на драгметаталл, находящимся на исторических максимумах. Данный металл остался менее затронутым историей слабости доллара, что также позитивно для платины, которая может выглядеть более устойчиво в перспективе, что, однако, не говорит, что ее котировки не останутся не затронутыми общей коррекцией на рынке драгметаллов.

По итогам месяца стоимость золота на спот составила 973,18 долларов за унцию, стоимость серебра составила 19,80 долларов за унцию, стоимость платины 2157,00 долларов за унцию.


На текущий уровнях, исторических максимумах цены на золото и серебро чувствуют себя неуверенно, рынок не хочет активно скупать данные инструменты, в частности золото, как это было в прошлых месяцах, так как текущие уровни являются достаточно высокими и находят отражение на физическом спросе на металл, а также оказывают психологическое давление на рыночных участников, которые знают, что по золоту накоплено большое количество длинных спекулятивных позиции и их закрытие может вызвать сильное снижение котировок. Более того, квартал спустя, во второй половине года, положение в экономике США может улучшиться и защитные активы уже не будут представлять высокий интерес, что также может удерживать от входа в рынок. Тем не менее, продавать также никто не торопится, так как мировой уровень инфляции растет, также как и риски рецессии экономики США, заставляя удерживать в портфеле защитные активы. Не исключено, что котировки драгметаллов продолжат находить поддержку в марте, тем не менее, ситуация становиться все больше зависимой от макроданных, при этом риски коррекции растут.


Цветных металлы
Для цветных металлов месяц оказался бычьим. Рост удалось показать даже не вызывающему на протяжении последних месяцев сильного интереса у рынка никелю. Основные причины роста цен цветных металлов были не отличны от причин на рынке нефти и драгметаллов. Во-первых, инфляционные опасения, во-вторых, падающий до исторических минимумов американский доллар. Тем не менее, можно отметить, что бычьих идей в отношении отдельных металлов было также достаточно, что периодически способствовало усилению динамики роста.

Медь продолжила быть фаворитом рынка, при этом причина этого осталась прежней – стабильно снижающиеся запасы меди на LME, которые вызывали спекуляции относительно сильного спроса на медь со стороны Китая и оптимизма в отношении того, что данный спрос продолжит быть сильным, несмотря на текущее замедление мировой экономики.

Никель на протяжении большей части месяца дрейфовал. Динамика движения котировок никеля показывала, что рынок не заинтересован в данном металле и вряд ли скоро станет. В Южной Африке состоялся форум горнодобывающей отрасли, на котором прошел ряд комментариев относительно отставания роста производства никеля от роста спроса на него и нержавеющую сталь, при изготовлении которой он, в частности, используется. Тем не менее, это не вызвало сильных изменений в поведении никеля, так как неопределенность относительно силы спроса на нержавеющую сталь превалировала. Помимо этого в конце января запасы металла на LME находились на уровне 47052 тонн, что являлось незначительным изменением запасов с декабря. Более того, это уровень запасов, близкий к максимальным за 8 лет уровням. Оживленность вокруг никеля появилась в конце месяца, когда работники одной из шахт в Колумбии, принадлежащей компании BHP Billiton, заявили о выходе на забастовку. В результате никель присоединился к восходящим тенденциям остальной группы металлов.

Цена на свинец, алюминий и цинк нашли наиболее сильную поддержку в сообщениях о перебоях на производстве в Китае, вызванных нарушением поставок электроэнергии из-за снегопадов. На фоне отчета International Lead and Zinc Study Group, говорящем от том, что с января по ноябрь прошлого года рынок свинца находился в дефиците 77 тыс. тонн., а перебои производства в Китае привели к закрытию мощностей, которые производят порядка 280 тыс. тонн свинца в год, данный металл пришелся быкам “по душе”. Ситуация с цинком была менее положительной. В прошлом году, согласно данным International Lead and Zinc Study Group, на рынке цинка наблюдался дефицит в 15 тыс. тонн по сравнению с дефицитом в 352 тыс. тонн в 2006 г., что, тем не менее, не мешало металлу расти.

Бычьи тенденции на рынке цветных металлов сохраняются. Слабость американской валюты продолжает отражаться на котировках, и, несмотря на то, что выросшие цены некоторых металлов начинают вызвать опасения у рыночных участников, попытки роста еще могут проявляться. Тем не менее, значительная зависимость роста цен на металлы от одного фактора – снижения доллара делает котировки более уязвимыми к воздействию негативных факторов. В условиях текущей неопределенности относительно экономики США, что негативно для металлов, однако, что не мешало им обновлять локальные максимумы в феврале, перспективы котировок выглядят смешанно, при этом стоит отметить, что риски коррекции в марте выросли.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу