Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Про видеоигры, феномен Hamster Kombat и «Смуту» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Про видеоигры, феномен Hamster Kombat и «Смуту»

3 октября 2024 Financial One
Видеоигры, веб-разработку, феномен Hamster Kombat, проект «Смута» и многое другое обсудили с руководителем студии разработки игр Agava Романом Сакутиным.

Делимся мнением Романа от первого лица.

Разработка игр в России – это однозначно индустрия. Она входит в более крупную индустрию интертеймента, индустрии развлечений. Мы суммарно удовлетворяем потребность людей в развлечении и, конечно же, наши прямые конкуренты – это фильмы, музыка, тиктоки, YouTube-блогеры и так далее. Мы не изолированы сами в себе.

Имеем ли мы свободный выход на рынок, чтобы закрывать экономику? Имеем, потому что все в итоге упирается в рекламные сети. Емкость рынка разработки игр тесно связана с емкостью рекламного рынка. Мы можем выпустить проект, мы можем закупать на него рекламу самостоятельно, мы можем закрывать экономику, это может быть прибыльно. В России есть хорошие кейсы небольших компаний с оборотом до 100 млн рублей в год, которые спокойно подливают трафик на проекты и зарабатывают.

Феномен Hamster Kombat
Hamster Kombat – действительно интересный кейс. Это так называемый Web 3.0. Напомню, что Web 1 – это старые сайты, визитки, корпоративные порталы. Потом появился Web 2, сервис как услуга SaaS. Потом внезапно придумали Web 3.0, когда мы вмешиваем криптоэкономику в некий технологический продукт. Hamster Kombat – как раз про это. Вокруг Web 3 все бегают уже лет десять. Был период, когда люди активно вкладывали средства, причем как физические лица, так и фонды. Потом Web 3 начал схлопываться, и внезапно прогремел Hamster Kombat.

Web 3 – это зачастую пирамидальная финансовая структура. Ценность образуется за счет внешних вливаний физических лиц и перераспределения. Telegram запустил платформу для встроенных игр, получилась прекрасная вещь. Прямо в мессенджере у меня открывается браузерная игра, и я могу ею делиться. В результате Hamster Kombat достиг хорошего фактора распространения проекта. Выглядит это так: я привожу игрока в игру, а он приводит в среднем еще одного игрока, и игра развивается по нарастающей. Чем больше фактор, тем быстрее это происходит.

В общем, успех Hamster Kombat – это, во-первых, криптоэкономика Web 3. Во-вторых, это наличие новой функции на социальной платформе, что всегда круто.

«Смута»
Если говорить со стороны игрока, это не тот проект, в который хочется играть. Я лично не играл, честно скажу. Это мнение, сформированное по некому информационному полю.

С точки зрения участника индустрии, проект выглядит гениально. Важно то, что государство выделило огромные деньги на игру. Это значит, что можно договориться, что есть целевые фонды и бюджеты.

Стоит подчеркнуть, что «Смута» – это сложный проект. Плюс, насколько мне известно, их торопили к релизу за счет государственных денег. Понятно, что проекту требовалось больше времени. Но вокруг проекта образуется очень важная платформа из компаний и людей, из разработчиков, из идей, из господдержки. Будут сайт-проекты, будут интеграции в регионы, будут рабочие места для разработчиков, и так далее. Все это может во что-то вылиться. Лучше, чтобы шел хоть какой-то процесс, чем никакой вообще. Важно, чтобы индустрия была жива, чтобы на нее обращали внимание.