Борьба за президентское кресло в ЕЦБ уже началась » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Борьба за президентское кресло в ЕЦБ уже началась

Аксель Вебер, президент Бундесбанка, и Марио Драги, управляющий Банком Италии, - вот два главных претендента на роль преемника Трише на посту главы ЕЦБ
4 февраля 2010 Архив
Аксель Вебер, президент Бундесбанка, и Марио Драги, управляющий Банком Италии, - вот два главных претендента на роль преемника Трише на посту главы ЕЦБ. И механизмы предвыборной гонки уже потихоньку начали приводиться в действие, с использованием всего арсенала: PR-ходов, политических маневров, а порой и скользких инсинуаций.

Вообще-то, предвыборная кампания должна была начаться лишь в следующем году, поскольку срок пребывания Трише в должности президента ЕЦБ истекает лишь в октябре 2011 г. Однако дело в том, что в этом месяце европейским лидерам предстоит избрать замену нынешнему вице-президенту Банка Лукасу Пападемосу. И, как считается, этот выбор и станет решающим для определения того, кто же станет впоследствии новым вице-президентом.

ЕЦБ - механизм с тончайшей настройкой, в котором сферы географического влияния должны быть идеально сбалансированы. Если номером два в ЕЦБ станет португалец Виктор Констанцио, тогда у Вебера появятся все шансы получить вожделенное президентское кресло. Однако если на этот раз повезет Иву Мершу из Люксембурга - то приз, вероятно, уйдет к Драги.

По каким же критериям стоит сравнить этих двух номинантов?

По части опыта они оба не уступают друг другу. Драги десять лет провел в должности главы министерства финансов Италии и два года проработал в Goldman Sachs, после чего, в 2006 г., его пригласили взять в руки бразды правления национальным Центробанком, чтобы навести там порядок и прибраться за своим предшественником Антонио Фацио.
В сравнении с ним Вебер более академичен, поэтому пять лет назад многих удивило сообщение о том, что он возглавит Бундесбанк. Однако ему удалось восстановить авторитет ЦБ и доверие к нему, в то время как его предшественник подвергался в Германии критике за чрезмерную слабость.

Опыт, полученный Драги в Goldman, предполагает, что он не понаслышке знает, как функционируют рынки. Некоторые даже утверждают, что он знает эту кухню слишком хорошо, и попытаются уличить его в чрезмерной близости к этой "гидре-кровопийце" - мировым финансам. Однако подобные нападки оппонентов попутно высвечивают и обратную сторону медали: Драги обладает гораздо более обширным опытом работы на международном уровне, нежели Вебер.
В настоящее время он возглавляет Совет по финансовой стабильности - международную организацию, созданную странами Большой двадцатки на Лондонском саммите в апреле 2009 г., целью которой является выявление слабых мест в области мировой финансовой стабильности для разработки и реализации новых принципов регулирующей и надзорной политики в этой сфере.
Энергичный итальянец успел также побывать и на посту директора Всемирного банка.
Однако есть него и явный недостаток: он на 10 лет старше своего соперника. Ему будет уже 64 года на момент, когда Трише лишится своего президентского статуса. Этот фактор может сыграть против Драги, учитывая, что глава ЕЦБ избирается на 8-летний срок.

Если же говорить по существу дела, то монетарные политики этих двух кандидатов не оставляют большого выбора. В данном случае не срабатывает традиционное деление на "ястребов", сосредоточенных на борьбе с инфляцией, и "голубей", следящих за ростом экономики. Как свидетельствует инсайдерский источник в ЕЦБ, Драги "с самого начала был сторонником жесткой линии". Вебер, в свою очередь, является глашатаем традиционно "ястребиного" политического курса Бундесбанка.

Следующий важный момент, который нельзя упускать из виду: независимость. Управляющий Центральным банком назначается на один фиксированный невозобновляемый срок, и от него ждут, что в течение этого периода он будет рулить евро, не беспокоясь о политическом давлении. Поэтому сейчас группа поддержки каждого из кандидатов выискивает признаки того, что их соперник может не пройти этот тест, особенно в отношениях с правительством собственной страны.
Тут Драги получает зачет: он не боялся громко выражать свое недовольство экономической политикой Сильвио Берлускони. А вот Вебер сам оказался в Германии объектом критики из-за периодически проявляющейся чрезмерной близости к Ангеле Меркель - например, когда он, не убоявшись гнева Еврокомиссии, занял бескомпромиссно жесткую позицию в вопросе реструктуризации национального Landesbanken.

Впрочем, как бы мы ни перебирали все за и против, в конечном итоге все решит политика. Немецкое правительство активно лоббирует кандидатуру Вебера. За последние месяцы Берлин не проталкивал своих людей ни на один значимый европейский пост. Складывается такое ощущение, что он затаился и накапливает весь свой политический капитал, приберегая его для президентства в ЕЦБ.
Италия же, как кажется, не проявляет никакой заинтересованности в продвижении Драги. Возможно, правильно делает, учитывая какого низкого мнения придерживаются его европейские коллеги о Берлускони.

Еще на заре эпохи евро Германия настаивала, чтобы штаб-квартира ЕЦБ была размещена во Франкфурте - уступка, на которую пошли французы, поскольку первым президентом ЕЦБ стал не немец. Некоторые члены еврозоны опасаются, что ЕЦБ, созданный по немецкому образу и подобию, расположенный в Германии и возглавляемый немцем, может превратиться в оружие убойного действия. Однако, похоже, что Франция не возражает против такого расклада - а именно она является той влиятельной силой, способной создать и возвысить нового короля. И надо полагать, что в обмен на свое благословение и помазание преемника Трише она наверняка попросит о каком-нибудь ответном одолжении…

Пока же ясно только одно: если бы должность президента ЕЦБ уходила той стране, которая сильнее всего жаждет ее - Вебер был бы избран вне всяких сомнений.

По материалам The Telegraph

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter