Вчера, 16:57 OilPrice.com | Нефть
За месяц до того, как избранный президент США Дональд Трамп приступит к своим обязанностям во второй раз, цены на нефть пытаются найти направление, усиливая ощущение, что нефтяные рынки, похоже, готовы ждать его вступления в должность.
Трамп неоднократно заявлял, что будет подталкивать производителей сланцевого газа к наращиванию добычи, даже если это будет означать, что операторы «выведут себя из бизнеса.»
Но неясно, как он собирается этого добиться, поскольку нефть в США добывается независимыми компаниями, а не национальной нефтяной компанией (NOC).
В прошлом месяце президент Exxon Mobil Лиам Мэллон (NYSE:XOM) отверг предположение о том, что американские производители резко увеличат добычу во время второго срока Трампа. Однако амбиции Трампа в области бурения могут быть сведены на нет ещё более серьёзной проблемой: американские нефтяные месторождения могут быть близки к завершению своей работы.
По данным Goehring & Rozencwajg LLC, фундаментальной исследовательской компании, специализирующейся на инвестициях в природные ресурсы, добыча сланцевого газа в США находится в начале длительного периода спада, и главным виновником этого является истощение запасов, а не рыночная динамика или чрезмерное регулирование. Ранее аналитики прогнозировали, что взрывной рост добычи, вызванный сланцевой революцией в США, прекратится в конце 2024 или начале 2025 года. Однако реальность может оказаться хуже: согласно данным EIA, добыча сланцевой нефти достигла пика в ноябре 2023 года и с тех пор сократилась примерно на 2%, в то время как добыча сланцевого сухого газа достигла пика в том же месяце и с тех пор сократилась на 1%, или 1 миллиард кубических футов в день. И ситуация может ухудшиться: модель Goehring & Rozencwajg прогнозирует ещё более резкое снижение в будущем.
Контрциклические инвесторы сравнили разворачивающуюся ситуацию с нефтяным кризисом 1970-х годов. Они отмечают, что президент Никсон отреагировал на первый нефтяной кризис ОПЕК в 1973 году, запустив проект «Независимость», целью которого было обратить вспять снижение добычи нефти в США за счёт дерегулирования и ускоренного получения разрешений. Цены на нефть выросли с 3,18 доллара за баррель в 1973 году до 34 долларов за баррель к 1981 году, что привело к резкому росту буровой активности. В результате количество нефтяных вышек в США выросло с 993 в 1973 году до ошеломляющих 4500 к концу 1981 года. К сожалению, рост объёмов бурения не смог противостоять естественному закону истощения ресурсов: к концу 1981 года добыча нефти в США упала до 8,5 млн баррелей в день, что на 15% меньше, чем в начале амбициозной программы Никсона. Аналитики отмечают, что в 2010 году добыча нефти в США достигла минимума в 5 миллионов баррелей в день, даже несмотря на то, что цены колебались в районе 100 долларов за баррель. Компания Goehring & Rozencwajg назвала это явление «парадоксом истощения» и предупредила, что одних лишь более высоких цен будет недостаточно, чтобы противостоять геологическим реалиям. Аналитики указали на знаменитый афоризм легендарного М. Кинга Хабберта, геолога из Shell Plc. (NYSE:SHEL): каждый углеводородный бассейн является ограниченным ресурсом. По сути, добыча на любом месторождении нефти и газа начинается с нуля, растёт по мере увеличения добычи и в конечном итоге достигает верхнего предела, который представляет собой общий объём извлекаемых ресурсов в бассейне.
Что ещё больше усугубляет ситуацию, так это то, что у американских производителей не будет стимула в виде высоких цен при второй администрации Трампа: новое исследование юридической фирмы Haynes Boone LLC показало, что банки готовятся к тому, что цены на нефть упадут ниже 60 долларов за баррель к середине нового срока Трампа.
Повышенная нефтеотдача
Тем не менее, растёт вероятность того, что появятся новые технологии, которые ускорят добычу нефти и газа в США, подобно тому, как гидравлический разрыв пласта произвёл революцию в сланцевых месторождениях США два десятилетия назад. Новое исследование показало, что закачка CO2 в почти истощённые нефтяные скважины может продлить срок их эксплуатации на десятилетия. Старший геолог-консультант из Калгари Менвэй Чжао провёл исследование для AAPG Bulletin по использованию CCS для повышения нефтеотдачи (EOR). Он проанализировал данные о добыче нефти из месторождения Вейберн-Мидейл в Саскачеване, которое с 2000 года подвергается закачке углекислого газа, что делает его самым продолжительным в мире проектом по повышению нефтеотдачи. Чжао пришёл к выводу, что без закачки CO2 месторождение перестало бы добывать нефть к 2016 году, но «повышение нефтеотдачи может продлить срок его эксплуатации ещё на 39 или даже 84 года». Хотя Чжао признаёт, что он сосредоточился на конкретном проекте в Канаде, он говорит, что ожидает увидеть «похожие результаты» для крупномасштабных проектов CCS по всему миру.
Заявления Чжао, возможно, не были преувеличением: проект по закачке CO2 на месторождении Вассон в Денвере привел к почти семикратному увеличению добычи нефти после закачки CO2.
Добыча сырой нефти на нефтяных месторождениях США часто включает в себя три отдельных этапа: первичную, вторичную и третичную (или улучшенную) добычу. На этапе первичной добычи для вытеснения нефти в ствол скважины используются гравитация, естественное давление пласта и методы искусственного подъёма. На этом начальном этапе обычно извлекается лишь около 10 процентов от общего объёма нефти в пласте (OOIP). Методы вторичной добычи используются для продления срока эксплуатации месторождения, как правило, путём закачки воды или газа для вытеснения нефти и её перемещения к добывающей скважине. Обычно это позволяет извлечь от 20 до 40 процентов остаточных запасов.
Однако большая часть легкодобываемой нефти уже извлечена из нефтяных месторождений США, что вынуждает производителей прибегать к нескольким методам третичной, или повышающей нефтеотдачу, добычи (EOR). Технологии EOR позволяют в конечном итоге добыть от 30 до 60 процентов или более от общего объёма запасов пласта.
Было установлено, что три основные категории методов повышения нефтеотдачи являются коммерчески успешными: закачка газа, закачка химических реагентов и термическое воздействие. Закачка газа является наиболее распространённой технологией повышения нефтеотдачи в Соединённых Штатах, на её долю приходится почти 60% добычи методом повышения нефтеотдачи в стране. При закачке газа используются такие газы, как CO2, природный газ или азот, которые расширяются в пласте и выталкивают дополнительную нефть в эксплуатационную скважину, в то время как другие газы растворяются в нефти и помогают снизить её вязкость и увеличить скорость потока. Закачка CO2 успешно применяется в Пермском бассейне Западного Техаса и Восточного Нью-Мексико, а также в Канзасе, Миссисипи, Вайоминге, Оклахоме, Колорадо, Юте, Монтане, Аляске и Пенсильвании.
Министерство энергетики США в настоящее время исследует новые методы, которые могут значительно повысить экономическую эффективность и расширить применение закачки CO2 в более широкую группу пластов. По оценкам Министерства энергетики, закачка CO2 в пласты нового поколения может обеспечить добычу более 60 миллиардов баррелей нефти, которая в противном случае осталась бы в пластах. Производителям в США потребовалось бы около 13 лет, чтобы добыть такой объём нефти при текущей скорости ~13 миллионов баррелей в день.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба