30 января 2025 Investillion
Вчера было много новостей про иск Генпрокуратуры к владельцу аэропорта «Домодедово» Дмитрию Каменщику, председателю набсовета Валерию Когану и структурам ООО «ДМЕ Холдинг». Где-то они еще и местами искажались и писали чуть ли не про арест собственников и на этом облигации Домодедово Фьюэл Фасилитис вчера прилично упали в цене. И у меня на этом личка просто взорвалась от вопросов что с этими облигациями делать: может продать пока не поздно или, может, купить пока такая хорошая доходность? Давайте разбираться.
Во-первых, в карточке дела на кадарбитр пока определение о принятии заявления к производству не опубликовано, поэтому деталей по судебному процессу тут пока нет. Видно только, что Прокуратура одновременно с основным требованием просит и обеспечительные меры. Скорее всего это арест активов. Звучит грозно, но по факту это не блокировка деятельности, а запрет распоряжаться определенными активами, поэтому на деятельность самой организации это в моменте не повлияет.
Во-вторых, вопросы к сути исковых требований. Их очень по-разному можно сформулировать и последствия тоже будут разные. Из информации в СМИ стало известно, что Минтранс обратился с иском в Арбитражный суд Московской области к TPS Avia holding inc. и Sandy Investments Ltd с просьбой приостановить их корпоративные права в отношении МК ООО «ТПС Авиа Холдинг ЛТД», а это уже единственный владелец ООО «Шереметьево Холдинг», которое владеет 66% акций в АО «Международный аэропорт Шереметьево». Иск был подан 27.01.2025 года, за день до иска Прокуратуры к собственникам и структурам аэропорта Домодедово, а это как бы намекает на то, что в нашем государстве происходит какая-то единая кампания, направленная на перевод контроля над стратегически важными объектами, аэропортами, под контроль российских структур из-под контроля зарубежных структур и иностранных граждан.
Что касается сути требований Прокуратуры к собственникам и структурам Домодедово, то в СМИ пишут со ссылкой на свои источники, что претензии связаны именно с зарубежным гражданством собственников. У Каменщика это Турция и ОАЭ, у Когана — Израиль. И получить контроль над российским стратегическим активом иностранные граждане Каменщик и Коган могли только при наличии решения правительственной комиссии, за получением которого они не обращались. Как указывают в СМИ, в иске фактически указано следующее:
▪️в 2024 году ответчики «решили создать ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями» и запросили в ФАС согласование передачи стратегических предприятий под контроль ООО «ДМЕ Холдинг»
▪️при этом от ФАС утаили реальную структуру владения холдингом, скрыв статус Когана как контролирующего ГК „Домодедово“ лица и сведения о его иностранном гражданстве, чтобы ФАС им согласовала сделку
▪️но Каменщик и Коган зарубежные граждане и «следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинения ущерба ее экономике» и «для этого ими саботируются мероприятия по развитию и модернизации инфраструктуры аэропорта, выделяемые государством на эти цели бюджетные средства расходуются бесконтрольно, вследствие чего они похищаются»
Полную версию требований Прокуратуры к Каменщику и Когану можно почитать в Коммерсанте здесь.
Для полноты картины стоит отметить, что в прошлом уже были попытки отобрать эти активы у этих собственников. Так в 2005 году Росимущество пыталось оспорить передачу старого пассажирского терминала Ист Лайну. Иск дошел до ныне упраздненного ВАС РФ, Росимуществу в удовлетворении требований было отказано. Поэтому я бы сказала, что первоначальная информация в СМИ по поводу того, что это дело по деприватизации по аналогии с делом СМЗ — неверная. Скорее всего, тут действительно сейчас основание иска — контроль иностранных граждан над стратегическим активом и необходимость его отобрать.
Иностранные инвестиции у нас, как и во всем мире, действительно контролируются. В России иностранные инвестиции регулируются федеральным законом от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и там действительно есть ряд особенностей по владению иностранными гражданами различными активами: чем можно владеть, чем нет, от какой доли владения это контролируется и в каком порядке это можно осуществлять. С 2022 года у нас идет тренд на ужесточение регулирования в этой области, поэтому в целом все укладывается в логичную достаточно картину.
Что это означает на практике? С высокой вероятностью доли Каменщика и Когана в организациях, в которых они являются собственниками, перейдут к государству, а сами организации продолжат функционировать в обычном режиме. В этом случае организации продолжат исполнять свои обязательства как обычно, в том числе Домодедово Фьюэл Фасилитис перед держателями своих облигаций, потому что эта организация также в списке организаций под контролем Каменщика и Когана. Вторая опция — Каменщик и Коган докажут в суде, что они, например, не иностранные граждане и не были таковыми на момент структурирования активов и тогда Прокуратуре в иске откажут.
Но (!) есть и риски. В частности упоминается про вывод денег, которые выделялись на развитие аэропорта, через еврооблигации. А это уже ставит вопрос о том, не признают ли случайно сделку с облигациями ничтожной и не окажется ли под угрозой выполнение обязательств компанией. Поэтому я бы сказала, что играть на отскок в этих облигациях можно только с высокой терпимостью к риску и с пониманием, что эта история может долго мотать нервы и закончиться потерей вложенных средств. В прочих случаях в таких историях инвесторам делать нечего. Тем более, что кредитный рейтинг у Домодедово ФФ ВВВ, то есть это ВДО, при чем ВДО с высокой долговой нагрузкой, которое в принципе консервативным инвесторам в портфель не подходит. Не ИИР.
Во-первых, в карточке дела на кадарбитр пока определение о принятии заявления к производству не опубликовано, поэтому деталей по судебному процессу тут пока нет. Видно только, что Прокуратура одновременно с основным требованием просит и обеспечительные меры. Скорее всего это арест активов. Звучит грозно, но по факту это не блокировка деятельности, а запрет распоряжаться определенными активами, поэтому на деятельность самой организации это в моменте не повлияет.
Во-вторых, вопросы к сути исковых требований. Их очень по-разному можно сформулировать и последствия тоже будут разные. Из информации в СМИ стало известно, что Минтранс обратился с иском в Арбитражный суд Московской области к TPS Avia holding inc. и Sandy Investments Ltd с просьбой приостановить их корпоративные права в отношении МК ООО «ТПС Авиа Холдинг ЛТД», а это уже единственный владелец ООО «Шереметьево Холдинг», которое владеет 66% акций в АО «Международный аэропорт Шереметьево». Иск был подан 27.01.2025 года, за день до иска Прокуратуры к собственникам и структурам аэропорта Домодедово, а это как бы намекает на то, что в нашем государстве происходит какая-то единая кампания, направленная на перевод контроля над стратегически важными объектами, аэропортами, под контроль российских структур из-под контроля зарубежных структур и иностранных граждан.
Что касается сути требований Прокуратуры к собственникам и структурам Домодедово, то в СМИ пишут со ссылкой на свои источники, что претензии связаны именно с зарубежным гражданством собственников. У Каменщика это Турция и ОАЭ, у Когана — Израиль. И получить контроль над российским стратегическим активом иностранные граждане Каменщик и Коган могли только при наличии решения правительственной комиссии, за получением которого они не обращались. Как указывают в СМИ, в иске фактически указано следующее:
▪️в 2024 году ответчики «решили создать ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями» и запросили в ФАС согласование передачи стратегических предприятий под контроль ООО «ДМЕ Холдинг»
▪️при этом от ФАС утаили реальную структуру владения холдингом, скрыв статус Когана как контролирующего ГК „Домодедово“ лица и сведения о его иностранном гражданстве, чтобы ФАС им согласовала сделку
▪️но Каменщик и Коган зарубежные граждане и «следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинения ущерба ее экономике» и «для этого ими саботируются мероприятия по развитию и модернизации инфраструктуры аэропорта, выделяемые государством на эти цели бюджетные средства расходуются бесконтрольно, вследствие чего они похищаются»
Полную версию требований Прокуратуры к Каменщику и Когану можно почитать в Коммерсанте здесь.
Для полноты картины стоит отметить, что в прошлом уже были попытки отобрать эти активы у этих собственников. Так в 2005 году Росимущество пыталось оспорить передачу старого пассажирского терминала Ист Лайну. Иск дошел до ныне упраздненного ВАС РФ, Росимуществу в удовлетворении требований было отказано. Поэтому я бы сказала, что первоначальная информация в СМИ по поводу того, что это дело по деприватизации по аналогии с делом СМЗ — неверная. Скорее всего, тут действительно сейчас основание иска — контроль иностранных граждан над стратегическим активом и необходимость его отобрать.
Иностранные инвестиции у нас, как и во всем мире, действительно контролируются. В России иностранные инвестиции регулируются федеральным законом от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и там действительно есть ряд особенностей по владению иностранными гражданами различными активами: чем можно владеть, чем нет, от какой доли владения это контролируется и в каком порядке это можно осуществлять. С 2022 года у нас идет тренд на ужесточение регулирования в этой области, поэтому в целом все укладывается в логичную достаточно картину.
Что это означает на практике? С высокой вероятностью доли Каменщика и Когана в организациях, в которых они являются собственниками, перейдут к государству, а сами организации продолжат функционировать в обычном режиме. В этом случае организации продолжат исполнять свои обязательства как обычно, в том числе Домодедово Фьюэл Фасилитис перед держателями своих облигаций, потому что эта организация также в списке организаций под контролем Каменщика и Когана. Вторая опция — Каменщик и Коган докажут в суде, что они, например, не иностранные граждане и не были таковыми на момент структурирования активов и тогда Прокуратуре в иске откажут.
Но (!) есть и риски. В частности упоминается про вывод денег, которые выделялись на развитие аэропорта, через еврооблигации. А это уже ставит вопрос о том, не признают ли случайно сделку с облигациями ничтожной и не окажется ли под угрозой выполнение обязательств компанией. Поэтому я бы сказала, что играть на отскок в этих облигациях можно только с высокой терпимостью к риску и с пониманием, что эта история может долго мотать нервы и закончиться потерей вложенных средств. В прочих случаях в таких историях инвесторам делать нечего. Тем более, что кредитный рейтинг у Домодедово ФФ ВВВ, то есть это ВДО, при чем ВДО с высокой долговой нагрузкой, которое в принципе консервативным инвесторам в портфель не подходит. Не ИИР.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба