ИЭРТ входит в структуру монополии РЖД.
По мнению аналитиков, ВВП страны из-за ограничения вывоза грузов с высокой добавленной стоимостью на фоне соглашений между РЖД и шестью угледобывающими регионами — Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой — на вывоз угля в восточном направлении в 2025 г. превысят 100 млрд руб.
В 2024 г. экспорт угля снизился до 177,6 млн с 195,8 млн в 2023-м. В южном направлении он упал вдвое, с 31,6 млн до 17,1 млн тонн, в северо-западном — с 56,4 млн до 49 млн. Экспорт на восток, напротив, вырос со 107,7 млн до 111,5 млн тонн.
По данным аналитиков ИЭРТ, около 70% угля из дальневосточных регионов идет на экспорт, а для внутреннего потребления его завозят из западных регионов.
«Рост нерациональных перевозок ограничивает экспорт как угольных, так и неугольных грузов», — сообщили изданию эксперты ИЭРТ.
На фоне приоритета угольных перевозок объем невывезенных высокотехнологичных грузов оценивается в 15 млн тонн, пишут авторы доклада. Согласно указу президента от мая 2024 г., экспорт несырьевых неэнергетических товаров к 2030 г. должен вырасти не менее чем на 60% к уровню 2023 г.
«Соответственно, это требует изменения баланса заполнения провозных способностей в пользу неугольных грузов», — считают аналитики ИЭРТ.
Так, с учетом квоты в размере около 100 млн тонн в 2024 г. уголь занял 70% всей пропускной способности Восточного полигона и вытеснил другие грузы. Аналитики ИЭРТ оценили потери ВВП от этого в 250 млрд руб.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба