Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Кусочек Facebook » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Кусочек Facebook

Венчур. Настолько всеядной структуры, как фонд DST, современная Россия еще не знала. Созданная Юрием Мильнером (№ 140) и Григорием Фингером (№ 141) компания скупает Рунет на корню. А в 2009 году слава DST достигла американского берега: фонд консолидировал около 5% самой популярной в мире социальной сети Facebook
16 февраля 2010
Венчур. Настолько всеядной структуры, как фонд DST, современная Россия еще не знала. Созданная Юрием Мильнером (№ 140) и Григорием Фингером (№ 141) компания скупает Рунет на корню. А в 2009 году слава DST достигла американского берега: фонд консолидировал около 5% самой популярной в мире социальной сети Facebook.

«Утро. После освежающего душа наступает время проверки личного почтового ящика на Mail.ru. Только что пришло отправленное роботом сообщение: в «Одноклассниках» откликнулась старая школьная подруга, связь с которой была утеряна еще в бурные 90-е годы. Оказывается, она давно живет за границей, но, вот везение – как раз в этот момент находится в командировке в России и предлагает встретиться. Ответ, конечно же: «Да!». Затем очередь аккаунта «Вконтакте»: в новостной ленте один из друзей выложил фотографии со свадьбы. И как удержаться от комментариев к снимку, где жених и невеста выпускают белых голубков? Следующий ресурс, обязательный для утреннего посещения – блог на Liveinternet. Ответы на все комментарии занимают полчаса.

…Начальник – зло. И за опоздание в офис отругал, и отчет потребовал сдать раньше дедлайна, который сам же поставил. Надо бы поработать… Но ведь только что вышло очередное дополнение к онлайн-игре по «Властелину колец». Какое счастье, что админ заблокировал доступ только к социальным сетям. Еще бы, вот он рядом, рубится с орком. Смешно: светлый эльф с ником Ramzes. Ура, враги повержены! И лишь одна мысль отравляет существование: босс ждет отчет через 10 минут.

…Уволил. Но неужто отличный менеджер по продажам не найдет себе работы? Мне поможет ресурс Headhunter – такие, как я, здесь нарасхват. Резюме опубликовано, теперь надо закинуть денег на мобильный телефон. Не хватало еще, чтобы потенциальный работодатель услышал: «Абонент временно не обслуживается». Ну-ка бегом к терминалу QIWI!»

Вряд ли незадачливый менеджер подозревал, что все это время улучшал благосостояние Юрия Мильнера (№ 140), Григория Фингера (№ 141), а также Алишера Усманова (№ 7). Каждый из посещенных им интернет-ресурсов аффилирован с фондом DST. Где-то предпринимателям принадлежит контрольный пакет, как в Mail.ru или «Одноклассниках», где-то меньше. Даже терминал QIWI входит в ОСМП, в которой DST владеет 25,1% долей. Активнее всего фонд инвестирует в Рунете, но также к нему относится немало порталов в СНГ и странах бывшего соцлагеря. Например, 75% крупнейшей в Польше социальной сети Nasca-Klasa.

Сколько стоит DST? За 10 лет, прошедших после краха доткомов, инвесторы окончательно избавились от страха перед интернетом. Традиционные коэффициенты, по которым проходят сделки, могут повергнуть в ужас непосвященного. Только в интернете инвесторы готовы платить за компанию 30 EBITDA или 10 выручек. Для сравнения, фонды private equity покупают активы в традиционных отраслях исходя из 6–8 EBITDA.

У всех инвесторов в i-экономику перед глазами стоит пример Google, капитализация которой на 31 декабря составляла без малого $200 млрд. На 42% дороже «Газпрома» вместе со всеми его трубопроводами и триллионами кубометров запасов газа. Поисковики сейчас с их более чем понятными доходами от контекстной рекламы – наиболее модный среди инвесторов актив. Но при этом экспертные оценки стоимости даже «Яндекса» различаются минимум в два раза. Минималисты считают, что компанию Аркадия Воложа (№ 144) разумнее сравнивать с Google, а оптимисты смотрят на китайский Baidu. Подобные кратно различающиеся оценки характерны не только для Рунета. Впрочем, в DST поисковики считают уже отыгранным делом. Занять существенные позиции на рынке, где бал правит Google и считанное число локальных лидеров, слишком сложно. А быть третьим или четвертым в интернете смысла нет: сливки снимает лидер, второй номер существует безбедно, № 3 – балансирует на грани. Остальным достаются крохи.

Несложно догадаться, на что делают ставку «Мильнер, Усманов и парт­неры»: социальные сети. И не только они, иначе откуда бы взялась оценка Facebook в $10 млрд (столько на 31 декабря стоила АФК «Система»). Почему инвесторы готовы платить по $50 за пользователя, который приносит в $2 выручки в год? Разгадка кроется в вопросе. Все социальные сети сейчас бьются над решением одной мега-задачи: как заставить армии своих пользователей отдавать больше денег. Невыполнимой она кажется только на первый взгляд. Ведь даже в России миллионы людей, не замечая, ежемесячно платят сотовым операторам по $7–9 каждый. Осталось только сделать общение в социальных сетях такой же насущной необходимостью, как и мобильную связь.

Так в какую сумму можно оценить капитализацию DST? Более-менее точно можно говорить за пакет акций в Mail.ru ($0,6–0,7 млрд) – исходя из такой цифры в компанию готов инвестировать южно-африканский холдинг Naspers – и за 5% Facebook (около $0,5 млрд). А сколько стоят 60% «Одноклассников» (около 50 млн пользователей), 25% «Вконтакте» (60 млн) или 75% Nasca-Klasa (27 млн)? Одно можно сказать точно: за привыкшего ко всему бесплатному славянского интернет-пользователя $50 платить никто не станет.

Андрей Школин