Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Разумная скупердяйская политика » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Разумная скупердяйская политика

В России доклад МВФ даст новые аргументы и противникам, и сторонникам политики жесткой финансовой дисциплины
18 февраля 2010
В России доклад МВФ даст новые аргументы и противникам, и сторонникам политики жесткой финансовой дисциплины

Доклад МВФ в стиле mea culpa, в общем, можно было ожидать. МВФ себя во многом дискредитировал. В 1997–1998 гг. что бы они ни делали, почти все имело негативный эффект, а из кризиса быстрее всего вышли страны-противники их программ. Об этом неплохо рассказано в книге The Chastening: Inside The Crisis That Rocked The Global Financial System And Humbled The Imf. В 2008 году МВФ вообще прошляпил кризис. Естественно, нужно объяснить, что и как было сделано, да так, чтобы сотрудников фонда опять стали слушать. Во многом, доклад МВФ – это способ как-то оправдаться за недеяние. Возможно, присутствуют и личные факторы: Бланшар – авторитетный экономист, и не высказаться в пику выступлениям более публичных Кругмана и Стиглица было бы странно.

В содержательном же плане осуждение перегибов в области антиинфляционной политики имеет под собой основания. В глобальном сообществе финансистов, в рамках так называемого Вашингтонского консенсуса уверовали, что инфляция – главный негативный фактор, а процентная политика – единственное, что может ее извести. Победив стагфляцию к середине 1980-х, ее и объявили основным финансовым злом. В итоге, в отношении инфляции, причем именно роста потребительских цен, появился некий радикализм. Причем особое усердие проявили не США, где не было таргетирования как такового, а ФРС активно «смотрит» на такие мелочи, как занятость, а более мелкие страны. Таргетирование относится, скорее, к Великобритании, Австралии, Новой Зеландии (где премия главы местного ЦБ зависит от попадания в инфляционную цель).

Даже если согласиться с мнением, что излишняя борьба с инфляцией – вредна, следует признать: не менее значимым фактором было то, что в последнее десятилетие краеугольным камнем финансовой политики крупных стран стала доступность денег для потребителей и бизнеса. В свое время Майкл Милкен провозгласил, что «Доступ к финансированию – это право человека», и создал рынок рискованных кредитов по разбойничьим ставкам, которые худо-бедно компенсировали риски кредиторов. Но в последние лет десять деньги стоили дешево и (часто по требованию властей) выдавались абы кому. Недорегулирование признано проблемой и, видимо, МВФ (требовавший максимального дерегулирования финансов стран-должников) покается в этом в свой срок.

Вновь признано, что регулирование банковской системы может и должно играть контрциклическую роль. И практики в центральных банках это уже поняли. Когда процентные ставки по кредитам напрямую повысить сложно, центральные банки пошли в обход. С этого начали китайцы закручивание гаек на прошлой неделе – с повышения резервных требований к своим банкам. ФРС заявила о введении инструмента, который успешно используется в России вот уже несколько лет. По избыточным резервам банков платится некий процент, в США он сейчас близок к нулю, но Бернанке заявил, что весной ставка по таким депозитам банков будет первой ставкой, которую начнут сдвигать. Это признано более мягкой мерой – с нее и начнут.

Что же касается долгосрочных результатов «смены парадигмы» оголтелыми дерегуляторами и монетаристами, то, скорее всего, последствия будут очень постепенными. Сомневаюсь, что инфляционные цели будут повышены. В Еврозоне, США или Японии их нет, в Новой Зеландии, Австралии, Польше таргетирование более или менее нормально работает. В наших краях доклад даст новую амуницию как разумным, так и неразумным сторонникам позиции, что Кудрин, Игнатьев и их жесткая политика финансовой дисциплины – это абсолютное зло, а нам нужно больше инфляции и регулирования. Скорее же всего, верх займут сторонники умеренности, считающие, что и чрезмерные усилия и их отсутствие в антиинфляционной сфере – одинаково плохи. В условиях, когда большая часть бюджетных средств, направленных на стимулирование спроса, в итоге уходит за пределы страны, скупердяйская политика Кудрина с Игнатьевым остается разумной. Возможно, новые парадигмы оттянут и введение инфляционного таргетирования ЦБ РФ, хотя мнение МВФ на Неглинной и в Кремле не котируется.

Антон Табах