10 марта 2025 Bloomberg
Как пишет Bloomberg, даже среди этих ситуаций столкновение между Маском и Сэмом Альтманом выделяется. Самый богатый человек в мире использовал все имеющиеся в его распоряжении инструменты, чтобы подорвать лидерство Альтмана в OpenAI, компании, которую они вместе основали десять лет назад. Маск запустил конкурирующий стартап по искусственному интеллекту, подал в суд, чтобы попытаться помешать OpenAI реструктурироваться в коммерческую компанию, а в феврале мобилизовал своих богатых союзников, чтобы сделать безуспешное предложение на 97 миллиардов долларов о покупке некоммерческой организации, контролирующей производителя ChatGPT. Альтман раскритиковал предложение, высмеял продукты искусственного интеллекта Маска и назвал его хулиганом.
Были ли близки Альтман и Маск?
39-летний Альтман и 53-летний Маск не пришли вместе в технологическую индустрию. Как и многие предприниматели определенного поколения, Альтман почитал Маска за его смелые ставки на электромобили и многоразовые ракеты. «Я рос с Илоном как с мегагероем», — сказал Альтман в декабре.
Альтман собрал длинный список влиятельных спонсоров, управляя стартап-акселераторами Y Combinator. В 2015 году он помог запустить OpenAI как некоммерческую организацию с некоторыми из людей, с которыми он контактировал, включая Маска, который давно выражал обеспокоенность по поводу рисков, связанных с более мощными системами ИИ.
«Я много беседовал с Сэмом и с Ридом [Хоффманом], Питером Тилем и другими, — сказал Маск в 2015 году. - И мы просто думали: есть ли какой-то способ гарантировать или увеличить вероятность того, что ИИ будет развиваться в выгодном направлении?»
Почему Альтман и Маск поссорились?
Команда OpenAI вскоре поняла, что им нужно будет собрать миллиарды для создания ИИ — сумму, которую, как они думали, они вряд ли получат, используя чисто некоммерческую модель. В начале 2017 года OpenAI решила создать коммерческую организацию, которая будет контролироваться некоммерческой организацией. Однако Маск имел в виду другой подход.
«Когда мы обсуждали коммерческую структуру для продвижения, Илон хотел, чтобы мы слились с Tesla, или он хотел полный контроль», — позже сообщила OpenAI. В частности, Маск хотел «контрольный пакет акций, первоначальный контроль над советом директоров и должность генерального директора». OpenAI не уступила контроль Маску, и он ушел из совета директоров стартапа в начале 2018 года. В следующем году Альтман официально стал генеральным директором OpenAI. Иными словами: Маск хотел быть боссом OpenAI, а получил эту работу Альтман.
Позже Маск подал в суд на Альтмана и OpenAI, утверждая, что они нарушили основополагающую миссию стартапа, поставив прибыль выше пользы для человечества. Маск также раскритиковал сделку OpenAI с Microsoft Corp., ее крупнейшим финансовым спонсором, заявив, что партнерство подрывает ее миссию по созданию технологий с открытым исходным кодом, не подчиняющихся корпоративным приоритетам.
Разве у Маска нет множества других конфликтов?
Помимо вызова Цукерберга на матч, Маск публично критиковал соучредителя Microsoft Билла Гейтса за то, что тот якобы продал акции Tesla. По его собственным словам, Маск также поставил под угрозу давнюю дружбу с соучредителем Google Ларри Пейджем, переманив исследователя ИИ Илью Суцкевера из компании на работу в OpenAI. Маск сказал, что эти двое также спорили о рисках уничтожения человечества искусственным интеллектом, а Пейдж назвал Маска «антропоцентристом» за то, что он отдает предпочтение людям, а не цифровым формам жизни.
Так что же Маск сказал конкретно об Альтмане?
Маск был беспощаден в своей критике Альтмана, нападая не только на его руководство компанией, но и на его характер. Маск назвал Альтмана «лжецом» и «мошенником». Маск также неоднократно бросал ему насмешливое прозвище: «Мошенник Альтман».
А что Альтман сказал о Маске?
Альтман попеременно хвалил Маска за его достижения в бизнесе и отбивался от различных заявлений миллиардера. Когда один пользователь в социальных сетях спросил его о том, как соотносятся эти высказывания, Альтман написал: «Оба варианта верны! Я не думаю, что он хороший человек или относится к нам справедливо, но вы должны уважать этого парня, и он подталкивает всех нас быть более амбициозными».
После предложения Маска купить за 97 миллиардов долларов за контроль над OpenAI риторика Альтмана показалась менее взвешенной. Генеральный директор OpenAI предположил, что Маск просто пытается замедлить конкурента, и сказал, что не считает Маска «счастливым человеком». Альтман добавил: «Вероятно, вся его жизнь проходит с позиции неуверенности — я сочувствую этому парню».
Какие проблемы OpenAI может получить из-за Маска?
Несмотря на то, что OpenAI отклонила незапрошенную заявку Маска на ее покупку, предложение миллиардера — и его судебная тактика — добавили неопределенности вокруг планов стартапа стать более традиционным коммерческим предприятием.
Согласно законам штата Калифорния, где находится штаб-квартира OpenAI, и Делавэра, где она зарегистрирована, компании необходимо преодолеть все препятствия, чтобы преобразоваться в коммерческий бизнес. Она должна оценить «справедливую стоимость» контроля некоммерческой организации над коммерческим бизнесом и соответствующим образом компенсировать некоммерческую организацию в рамках процесса реструктуризации.
По словам юридических экспертов, предложение Маска, возможно, должно быть частью этого расчета, поскольку оно может повлиять на оценку. Если OpenAI присвоит некоммерческой организации более высокую стоимость и получит компенсацию в виде большей доли в коммерческой организации, это, по-видимому, будет означать, что у всех остальных инвесторов останется меньшая доля. Бизнесу необходимо завершить преобразование в коммерческий в течение следующих двух лет, иначе его недавнее финансирование инвесторами может превратиться в долг.
Представляет ли стартап Маска вызов для OpenAI?
Компания Альтмана остается доминирующей силой в области искусственного интеллекта, но стартап, созданный Маском после ухода из OpenAI, теперь является серьезным конкурентом. xAI Маска сделал свой первый флагманский продукт с открытым исходным кодом, в отличие от фирменного подхода OpenAI. Сторонники открытого исходного кода утверждают, что он повышает ответственность разработчиков ИИ и снижает риск того, что на рынке будет доминировать несколько влиятельных компаний.
xAI сейчас ищет потенциальных инвесторов для раунда финансирования примерно в 10 миллиардов долларов, что позволит оценить компанию примерно в 75 миллиардов долларов, по данным Bloomberg. В феврале xAI представила новую модель под названием Grok 3, которая, по ее словам, превосходит продукты OpenAI и других ведущих компаний в области ИИ по математическим показателям.
В то же время Маск значительно усилил свое влияние в Вашингтоне при администрации Трампа, добавив неопределенности для Альтмана и OpenAI, поскольку они добиваются оборонных контрактов и государственной поддержки крупных инфраструктурных проектов. Альтман не верит, что Маск будет использовать свою новую политическую власть против конкурентов, но это не значит, что генеральный директор Tesla также стремится играть хорошо. После того, как Альтман и другие руководители технологических компаний объявили о планах по инфраструктурному предприятию стоимостью 500 миллиардов долларов в январе, Маск выразил сомнения относительно финансирования проекта.
http://www.bloomberg.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
