11 апреля 2025 finversia.ru
Объявление Дональда Трампа о 90-дневной паузе в тарифной войне с союзниками спровоцировало рекордный скачок индекса S&P 500 (+10% за день — максимум с 2008 года). Азиатские и европейские площадки подхватили тренд: японский Nikkei вырос на 9%, а Stoxx Europe 600 показал лучший результат с 2020 года. Однако аналитики называют это ралли «технической коррекцией», а не признаком стабилизации.
«Волатильность еще не закончилась, ситуация остается неопределенной, а некоторые последствия уже необратимы», — предупреждает Сат Духра (Sat Duhra), управляющий портфелем Janus Henderson Investors в Сингапуре. «Нам придется привыкнуть к постоянным колебаниям, а попытки играть на таких краткосрочных движениях — это удел трейдеров, а не инвесторов».
Его мнение разделяет Марк Хафеле (Mark Haefele), глава инвестиционного департамента UBS: «Сейчас время не для азарта, а для перераспределения активов в пользу защитных инструментов».
Несмотря на краткосрочное облегчение, инвесторы массово выводят средства из рискованных активов. Швейцарский франк, традиционное «убежище», укрепился к доллару на 5% в апреле — максимум с конца 2022 года. Одновременно растёт спрос на облигации высшего рейтинга и частные кредиты. «Клиенты переходят в стратегии, слабо связанные с рынками», — отмечает Сэмюэл Ри (Samuel Rhee), глава сингапурской компании Endowus.
Волатильность, измеряемая индексами VIX (акции) и MOVE (облигации), остаётся на уровнях, вдвое превышающих докризисные. А распродажа казначейских облигаций США, вызвавшая рост доходности 10-летних бумаг до 4,5%, сигнализирует о подрыве доверия к американским активам.
«Рынок потерял веру в исключительность американской экономики», — констатировали аналитики Deutsche Bank ещё до заявления Трампа. Иан Ланс (Ian Lance) из Redwheel констатирует: высокая оценка акций США (CAPE ratio S&P 500 около 30 против исторической нормы в 17) больше не выглядит оправданной на фоне политических рисков.
Европейские и американские индексы изрядно снизились с начала года. Но главный удар, по мнению Валери Ноэль (Valerie Noel) из Bank Syz, может нанести Китай, ускорив диверсификацию своих $3 трлн валютных резервов. Пекин, второй крупнейший держатель казначейских облигаций, теоретически способен обрушить рынок госдолга США, хотя для этого потребуются месяцы.
Повышение пошлин на китайские товары до 125% и ответные меры Пекина (84% на американский импорт) создают риск цепной реакции. «Торговая война может перерасти в финансовую», — опасается Василиос Гкионакис (Vasileios Gkionakis) из Aviva Investors. Уже сейчас компании сообщают о росте издержек из-за превентивного повышения цен поставщиками.
Парадокс в том, что пауза в тарифной войне с ЕС и Японией лишь подчёркивает избирательность Трампа. «Это не мир, а передышка. Китай остаётся главной мишенью, а 10%-ная пошлина на остальной импорт сохраняется», — напоминает экономист Capital Economics Нил Ширинг (Neil Shearing).
Ведущие банки прогнозируют замедление роста мировой экономики до 2,1% в 2025 году — худший результат со времён пандемии. При этом ФРС, по данным CME Group, с вероятностью в 70% начнёт снижать ставки в июне, что может временно поддержать рынки.
Главный рыночный стратег Гай Миллер (Guy Miller) из Zurich Insurance советует не обольщаться: «Совершенно очевидно, что период плавного долгосрочного роста американских акций закончился, и мы вступаем в новую эру повышенной волатильности и неопределенности».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
