C дивидендами на паях. Какой доход от выплат по акциям получают профильные ПИФы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


C дивидендами на паях. Какой доход от выплат по акциям получают профильные ПИФы

В условиях нестабильности на фондовом рынке интерес инвесторов привлекают инструменты с фиксированной доходностью. Кроме классических фондов облигаций к ним можно причислить и фонды, ориентированные на получение дивидендов по акциям. Впрочем, нерегулярность и низкая дивидендная доходность снижает привлекательность таких фондов. Как и в большинстве других ПИФов, пайщики зарабатывают в основном на росте курса ценных бумаг.
12 марта 2008
В условиях нестабильности на фондовом рынке интерес инвесторов привлекают инструменты с фиксированной доходностью. Кроме классических фондов облигаций к ним можно причислить и фонды, ориентированные на получение дивидендов по акциям. Впрочем, нерегулярность и низкая дивидендная доходность снижает привлекательность таких фондов. Как и в большинстве других ПИФов, пайщики зарабатывают в основном на росте курса ценных бумаг.

Фондов, которые в той или иной степени декларируют ориентацию на приобретение привилегированных акций и получение дивидендов, на российском рынке немного. Существует пять фондов акций («Ермак — фонд привилегированных акций», «Оптим привилегированный», АВК — фонд привилегированных акций», «Русс-инвест — привилегированные акции», «Ингосстрах дивидендный») и один фонд смешанных инвестиций («Дивидендные акции и корпоративные облигации» под управлением УК «Регион Эссет менеджмент»). Объем чистых активов этих фондов не превышает 300 млн руб., что составляет менее 0,2% от объема чистых активов открытых и интервальных фондов. У многих компаний, управляющих десятками паевых фондов, такие фонды отсутствуют. По словам гендиректора «КИТ Фортис инвестментс» Владимира Кириллова, низкий интерес к таким фондам объясняется тем, что в условиях волатильного рынка они должны рассматриваться как спокойная гавань для инвесторов, «однако выплаты дивидендов российскими эмитентами невелики и трудно прогнозируемы». Действительно, несмотря на то, что по отдельным акциям (прежде всего привилегированным) дивидендная доходность составляет 7—10%, по большинству акций она не превышает 3—4%. При этом лишь редкие компании, например «Северсталь», «Калина», выплачивают дивиденды раз в квартал или раз в полгода. По большинству других бумаг эмитенты выплачивают дивиденды раз в год, иногда производя внеплановые выплаты, которые никоим образом не соотносятся с достигнутыми результатами.

Низкую привлекательность подобных фондов признают и в самих управляющих компаниях. По словам гендиректора УК «Нивелир» Петра Носкова, идея использовать российские акции как инструменты получения дополнительной доходности за счет дивидендов теряет популярность. Об этом свидетельствует и снижение чистых активов фондов (см. таблицу). Тем не менее ориентация на акции с повышенной выплатой дивидендов в ряде фондов дает о себе знать. Так, фонды «Оптим привилегированный» и «АВК — фонд привилегированных акций» получили дивиденды в объеме около 4% по отношении к средней стоимости чистых активов (СЧА) за год. У фондов «Ермак — фонд привилегированных акций» и «Русс-инвест — привилегированные акции» дивидендные выплаты составили 2—2,4% средней СЧА. Это выше, чем у других фондов акций. Например, дивидендные выплаты по крупнейшим фондам «Тройки Диалог», «Альфа-капитала», «Уралсиба», «ОФГ Инвест», УК Банка Москвы составляли 1,1—2% средней СЧА. При этом у фонда «Дивидендные акции и корпоративные облигации» отношение дивидендных выплат к средней СЧА составило менее 1%. Впрочем, это объясняется тем, что значительная доля чистых активов фонда составляли облигации (60—75%) и основной доход фонд получал от вложений в долговые бумаги.

Однако этот результат ниже доходности долговых инструментов, составляющей в настоящее время 8—14% годовых. Поэтому наряду с получением повышенных дивидендов управляющие делают ставку на курсовой рост акций. Так, идея создания фонда «Оптим привилегированный» заключалась в том числе и в игре на сужении спредов между котировками обыкновенных и привилегированных акций. Три года назад они достигали 40—50%, а год назад сократились до 20—30%. Впрочем, в прошлом году на фоне роста нестабильности спред вновь увеличился. Например, для акций «Сургутнефтегаза» он в настоящее время доходит до 100%, «Татнефти» — до 90%, «Уралсвязьинформа» — до 40%. Кроме того, по словам господина Носкова, была сделана ставка и на конвертацию привилегированных акций ряда компаний в обыкновенные акции. В разное время обсуждалась такая возможность в отношении ценных бумаг РАО «ЕЭС России», «Сургутнефтегаза», Сбербанка. Например, в конце 2000 года на ожиданиях обмена привилегированных акций ЛУКОЙЛа на обыкновенные разница в 30% была ликвидирована за два месяца.

Несколько по иному пути пошли в УК «Ингосстрах-Инвестиции», но рассчитывая так же прежде всего на рост курсовой стоимости акций. Как рассказал гендиректор УК «Ингосстрах-Инвестиции» Валерий Петров, идея сформированного недавно фонда «Ингосстрах дивидендный» заключается в размещении средств компаний, чьи акции уже торгуются на рынке, но которые собираются в ближайшее время расширить их объем в обращении и повысить собственную прозрачность. В этом случае компания начинает более внимательно относиться к инвесторам, в том числе увеличивая выплату дивидендов. В качестве примера можно назвать металлургические компании, в частности ММК, которые в преддверии увеличения free-float выплачивали высокие дивиденды по своим бумагам. Кроме того, как пояснил Валерий Петров, раскрытие информации о компании и повышение ее прозрачности сказывается и на курсовой стоимости ее акций. В результате, по оценке господина Петрова, должен получиться фонд, находящийся по соотношению риск-доходность между фондом «голубых фишек» и фондом агрессивного роста, инвестирующего в акции второго эшелона.

Дмитрий ЛАДЫГИН

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter