4 марта 2010 slon.ru
Алгоритм принятия решения о введении контроля над финансовыми потоками, предлагаемый МВФ, на практике не оставляет никакого выбора денежным властям
В конце февраля директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан на заседании Бреттонвудского комитета (Bretton Woods Committee) в Вашингтоне выступил с докладом об обновлении стратегии Фонда под названием «МВФ для XXI века». Среди прочих проблем, которые касаются организационного управления, кредитования и других аспектов деятельности Фонда, он затронул тему контроля над движением капитала. Стросс-Кан заявил о прагматичном подходе МВФ к регулированию движения капитала, и что ограничения теперь не считаются ересью. Если дословно цитировать главу Фонда, «контроль над движением капитала может быть адекватным ответом [экономической] политики на проблемы платежного баланса или макроэкономическое давление». Обоснование пересмотра позиции МВФ изложено в вышедшем накануне докладе «Приток капитала: роль контроля» (Ostry J., Ghosh A., Habermeier K., Chamon M., Qureshi M., Reinhardt D. Capital Inflows: The Role of Controls. Staff Position Note №4, February 2010). Его краткая русскоязычная версия изложена здесь.
Эксперты Фонда признают, что движение капитала далеко не всегда обусловлено фундаментальными экономическими факторами. В краткосрочном периоде оно чревато нестабильностью финансовых рынков и внезапным оттоком капитала. В долгосрочной перспективе приток капитала приводит к укреплению национальной валюты, разбуханию денежного предложения и инфляционному давлению. Это уже не говоря про побочные эффекты в виде «мыльных пузырей» на финансовых рынках и накопления избыточного внешнего долга.
Хотя ранее МВФ протестовал против ограничений и ратовал за финансовую либерализацию, под бременем ошибок предыдущей политики Фонд вынужден признать, что ограничения имеют право на жизнь. Немногочисленные комментаторы приветствовали запоздалое признание МВФ. Антон Табах из «Тройки диалог» высказался в том духе, что инвесторы, хотя и без энтузиазма, но с пониманием отнесутся к разумным ограничениям «на входе» капитала в страну. К «разумным» отнесены мониторинг внешнего долга, прямые запреты или резервирование на привлечение краткосрочных займов, минимизация налоговых преимуществ. Возражения «против» коснулись ограничений на покупку акций и долей в компаниях, а также на вывод капитала и доходов от него из страны.
Более пристальное изучение доклада МВФ вызывает разочарование. Самым главным в нем является рисунок «макроэкономические и пруденциальные альтернативы контролю над движением капитала» (рис). Альтернативами считаются: укрепление национальной валюты, накопление международных резервов с последующей денежной стерилизацией, изменение финансовых нормативов для банков, снижение процентных ставок и ужесточение налогово-бюджетной политики. Иными словами, если нет переоценки валюты, а резервы центрального банка в избытке, то нужно либо смягчать денежно-кредитную политику, либо заняться фискальной консолидацией. И только после соблюдения всех оговорок контроль над движением капитала может быть введен. Возникает закономерный вопрос: если все в экономике замечательно, то зачем вообще нужен контроль? Алгоритм принятия решения о введении контроля, предлагаемый МВФ, на практике не оставляет никакого выбора денежным властям. Соблюдение всех оговорок, как правило, невозможно – они оказываются превыше цели, ради которой вводится регулирование финансовых потоков.
Если смотреть на условия, выставляемые МВФ, их практическая реализация крайне затруднительна, если вообще возможна. Наиболее успешными вариантами контроля считаются примеры Чили и Малайзии. В Чили опасались негативных последствий притока капитала. Страна приняла превентивные меры, поставив в 1980-90 гг. фильтр на входе капитала в страну. Считается, что контроль изменил структуру капитала, сделав его более стабильным. Малайзия, напротив, в разгар кризиса в конце 1990-х гг. наплевала на мнения иностранных инвесторов и МВФ и запретила вывоз капитала. В отличие от соседних стран, старательно следовавших рецептам Фонда, Малайзия избежала тяжелых последствий крупномасштабного оттока капитала. И тот и другой случаи не вписываются в алгоритм выбора МВФ. У Чили никаких финансовых симптомов не было, и страна действовала с опережением. Рекомендации МВФ только нарушили бы макроэкономический баланс. Малайзия, напротив, пустилась во все тяжкие. У нее не было времени экспериментировать с альтернативами – капитал утекал не по дням, а по часам.
С точки зрения прикладной реализации алгоритма, предложенного МВФ, весовые категории у альтернатив слишком различаются. Контроль может быть введен в короткие сроки, в то время как фискальная консолидация занимает годы, а эффект процентной политики отсрочен во времени на несколько кварталов. Кроме того, корректировка налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на виражах экономического цикла является весьма политизированным процессом. В то время как оперативные меры контроля вводятся по собственному усмотрению властей. Таким образом, интеллектуальными конструкциями, достойными учебников по макроэкономике, МВФ сделал все, чтобы до контроля дело так и не дошло. Доклад «Приток капитала: роль контроля» оказывается неуклюжей попыткой компромисса между реальной потребностью регулирования, с одной стороны, и прошлым ортодоксальным взглядом Фонда на свободные финансовые рынки, с другой стороны. И тому и другому ужиться в одном докладе не получилось.
Сергей Моисеев
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В конце февраля директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан на заседании Бреттонвудского комитета (Bretton Woods Committee) в Вашингтоне выступил с докладом об обновлении стратегии Фонда под названием «МВФ для XXI века». Среди прочих проблем, которые касаются организационного управления, кредитования и других аспектов деятельности Фонда, он затронул тему контроля над движением капитала. Стросс-Кан заявил о прагматичном подходе МВФ к регулированию движения капитала, и что ограничения теперь не считаются ересью. Если дословно цитировать главу Фонда, «контроль над движением капитала может быть адекватным ответом [экономической] политики на проблемы платежного баланса или макроэкономическое давление». Обоснование пересмотра позиции МВФ изложено в вышедшем накануне докладе «Приток капитала: роль контроля» (Ostry J., Ghosh A., Habermeier K., Chamon M., Qureshi M., Reinhardt D. Capital Inflows: The Role of Controls. Staff Position Note №4, February 2010). Его краткая русскоязычная версия изложена здесь.
Эксперты Фонда признают, что движение капитала далеко не всегда обусловлено фундаментальными экономическими факторами. В краткосрочном периоде оно чревато нестабильностью финансовых рынков и внезапным оттоком капитала. В долгосрочной перспективе приток капитала приводит к укреплению национальной валюты, разбуханию денежного предложения и инфляционному давлению. Это уже не говоря про побочные эффекты в виде «мыльных пузырей» на финансовых рынках и накопления избыточного внешнего долга.
Хотя ранее МВФ протестовал против ограничений и ратовал за финансовую либерализацию, под бременем ошибок предыдущей политики Фонд вынужден признать, что ограничения имеют право на жизнь. Немногочисленные комментаторы приветствовали запоздалое признание МВФ. Антон Табах из «Тройки диалог» высказался в том духе, что инвесторы, хотя и без энтузиазма, но с пониманием отнесутся к разумным ограничениям «на входе» капитала в страну. К «разумным» отнесены мониторинг внешнего долга, прямые запреты или резервирование на привлечение краткосрочных займов, минимизация налоговых преимуществ. Возражения «против» коснулись ограничений на покупку акций и долей в компаниях, а также на вывод капитала и доходов от него из страны.
Более пристальное изучение доклада МВФ вызывает разочарование. Самым главным в нем является рисунок «макроэкономические и пруденциальные альтернативы контролю над движением капитала» (рис). Альтернативами считаются: укрепление национальной валюты, накопление международных резервов с последующей денежной стерилизацией, изменение финансовых нормативов для банков, снижение процентных ставок и ужесточение налогово-бюджетной политики. Иными словами, если нет переоценки валюты, а резервы центрального банка в избытке, то нужно либо смягчать денежно-кредитную политику, либо заняться фискальной консолидацией. И только после соблюдения всех оговорок контроль над движением капитала может быть введен. Возникает закономерный вопрос: если все в экономике замечательно, то зачем вообще нужен контроль? Алгоритм принятия решения о введении контроля, предлагаемый МВФ, на практике не оставляет никакого выбора денежным властям. Соблюдение всех оговорок, как правило, невозможно – они оказываются превыше цели, ради которой вводится регулирование финансовых потоков.
Если смотреть на условия, выставляемые МВФ, их практическая реализация крайне затруднительна, если вообще возможна. Наиболее успешными вариантами контроля считаются примеры Чили и Малайзии. В Чили опасались негативных последствий притока капитала. Страна приняла превентивные меры, поставив в 1980-90 гг. фильтр на входе капитала в страну. Считается, что контроль изменил структуру капитала, сделав его более стабильным. Малайзия, напротив, в разгар кризиса в конце 1990-х гг. наплевала на мнения иностранных инвесторов и МВФ и запретила вывоз капитала. В отличие от соседних стран, старательно следовавших рецептам Фонда, Малайзия избежала тяжелых последствий крупномасштабного оттока капитала. И тот и другой случаи не вписываются в алгоритм выбора МВФ. У Чили никаких финансовых симптомов не было, и страна действовала с опережением. Рекомендации МВФ только нарушили бы макроэкономический баланс. Малайзия, напротив, пустилась во все тяжкие. У нее не было времени экспериментировать с альтернативами – капитал утекал не по дням, а по часам.
С точки зрения прикладной реализации алгоритма, предложенного МВФ, весовые категории у альтернатив слишком различаются. Контроль может быть введен в короткие сроки, в то время как фискальная консолидация занимает годы, а эффект процентной политики отсрочен во времени на несколько кварталов. Кроме того, корректировка налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на виражах экономического цикла является весьма политизированным процессом. В то время как оперативные меры контроля вводятся по собственному усмотрению властей. Таким образом, интеллектуальными конструкциями, достойными учебников по макроэкономике, МВФ сделал все, чтобы до контроля дело так и не дошло. Доклад «Приток капитала: роль контроля» оказывается неуклюжей попыткой компромисса между реальной потребностью регулирования, с одной стороны, и прошлым ортодоксальным взглядом Фонда на свободные финансовые рынки, с другой стороны. И тому и другому ужиться в одном докладе не получилось.
Сергей Моисеев
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу