Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Выжечь каленым железом и утопить О применимости средневековой практики ордалий к портфельным менеджерам » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Выжечь каленым железом и утопить О применимости средневековой практики ордалий к портфельным менеджерам

Проведем мысленный эксперимент. Вас убеждает расстаться со значительной суммой денег ради чрезвычайно выгодной возможности некий «менеджер портфельных инвестиций», которого вам рекомендовали заслуживающие доверия люди. Деньги в итоге вы потеряли
9 марта 2010 slon.ru
Проведем мысленный эксперимент. Вас убеждает расстаться со значительной суммой денег ради чрезвычайно выгодной возможности некий «менеджер портфельных инвестиций», которого вам рекомендовали заслуживающие доверия люди. Деньги в итоге вы потеряли. Как проверить, действительно ли менеджер разместил ваши деньги в некий изначально разумный проект, или же вы имеете дело, грубо говоря, с Берни Мэдофф, то есть вопрос: потеряли ли вы деньги из-за злонамеренности управляющего или по воле судеб? Очевидно, разница существенна, поскольку если от злонамеренных управляющих систему не фильтровать, ничего кроме заведомо сомнительных спекуляций в ней не останется.

На выбор вам предлагается подвергнуть менеджера пытке каленым железом или утопить голым и связанным. Согласно средневековой практике ордалий, невинные, соответственно, не пострадают от ожога и не утонут, а всплывут. Что вы выберете? Что вам кажется более разумной практикой?

Ответ на этот вопрос перестал быть очевидным – списывать практику на заслуживающее порицания средневековое мракобесие и суеверие после появления статьи «Ордалии» экономиста австрийской школы Питера Лисона уже нельзя. Процедура, как им было убедительно показано, работала достаточно эффективно, принимая во внимание ее низкую стоимость и недоступность более дорогостоящих технических средств в то время.

Надо отметить, что Питер Лисон на сегодня является наиболее яркой восходящей звездой австрийской школы экономики, данное же исследование было проведено во время его пребывания в центре по теории цен имени Гарри Бекера при университете Чикаго. Тема положительной социальной роли, в том числе заведомо ложных поверий, а также связи религиозных суеверий и экономического развития давно исследуется в Чикаго и других центрах экономической мысли.

Итак, что же нашел Питер Лисон в дошедших до нас источниках начала XIII века?

В одном из них описаны 308 случаев применения ордалий. В ста случаях процедура не была доведена до конца, суд закончился соглашением сторон, а надо отметить, что согласие пройти ордалии было добровольным, всегда были альтернативы урегулировать диспут без суда или просто покинуть селение навсегда. В некотором роде это аналог нынешнего решения каждого авиапассажира пройти процедуру разувания в аэропорту или более унизительные процедуры, которые, возможно, появятся в будущем. Всегда есть вариант просто не пользоваться авиатранспортом, хотя такой вариант может часто означать конец вашей профессиональной карьеры и других высоко ценимых вами возможностей.

Из 208 случаев применения ордалий были признаны невиновными 130 человек, при этом, напомню, приложение раскаленного железа к невинным не должно было причинить этим людям физического вреда. В аналогичных случаях из других источников, где применялось погружение в холодную воду, вышли невиновными 14 из 17 человек.

Итоги кажутся абсурдными, нельзя же в самом деле предполагать прямое божественное вмешательство в каждом случае обвинения в краже домашней скотины.

Согласно модели Питера Лисона, соглашаться на ордалии могли только люди невинные (подробности см. в тексте статьи), для виновных исход заведомо был хуже альтернатив. При этом ордалии не применяли слишком часто: в случае «оправдания» подсудимого, тот, кто его обвинял, автоматически признавался виновным в поклепе с крайне серьезными последствиями.

Центральной была фигура священника, который досконально знал всю подноготную каждого жителя селения и мог исполнять процедуру по собственному усмотрению. В самом примитивном варианте священник выбирал: либо дать время остыть раскаленному железу и нанести на руку смягчающий воздействие раствор, либо провести пытки в самом жестком варианте.

Ключевым, – и несколько шокирующим, – фактом является необходимость осуждения некоторого числа заведомо невинных. В этой модели это необходимо для поддержания убежденности общества в эффективности процедуры – если она каждый раз оправдывает обвиняемого, то смысла в ней мало. Надо полагать, священник выбирал кандидатуру «виновного» исходя из своих собственных представлений о «чистоте» обвиняемых в более широком смысле слова и необходимой – для убеждения паствы – частоте «обвинительных приговоров».

Любопытно, что в зависимости от местных условий и квалификации священников практиковались пытки разного рода. Так например, было хорошо известно, что для женщин пытка путем погружения в холодную воду работает плохо: все всплывают. Это было хорошо показано во время поздних процессов над ведьмами в Салеме, где мера была применена для прямого очищения сообщества от нежелательных элементов безо всякой связи с их истинной виновностью. Само собой, процедура не применялась в случае обвинения нехристиан.

Заканчивается статья Лисона неожиданной фразой «The superstitious society outperforms the scientific on» («Традиционное религиозное общество превосходит общество научного познания»). На этой мысли хочется задержать внимание, и поставить точку до следующих заметок.

Виктор Жорин

https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу