Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Греческий узел Евросоюза Современная греческая одиссея: успешное обретение утерянной экономической стабильности » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Греческий узел Евросоюза Современная греческая одиссея: успешное обретение утерянной экономической стабильности

На финансовых рынках одним из наиболее горячих тем в последние несколько месяцев стала ситуация в экономике Греции, макроэкономические дисбалансы которой стали одним из факторов существенного ослабления евро
9 марта 2010 slon.ru
На финансовых рынках одним из наиболее горячих тем в последние несколько месяцев стала ситуация в экономике Греции, макроэкономические дисбалансы которой стали одним из факторов существенного ослабления евро. В основе дисбалансов – высокий бюджетный дефицит и уровень государственного долга. По предварительным оценкам Европейского союза государственный долг Греции достиг в 2009 году 113% ВВП, в то время как бюджетный дефицит составил 12,7% ВВП. С точки зрения критериев стабильности ЕС, бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, в то время как размер государственного долга ограничен уровнем 60% ВВП – очевидно, что дисбалансы в экономике Греции существенно превышают ограничения ЕС.

В конечном счете одной из причин усугубления долговой проблемы Греции является не только сам по себе эффект мирового финансового кризиса, но также и подрыв системы правил (rules-based framework) в экономической политике ЕС. Прежде всего речь идет об ограничениях размера бюджетного дефицита и государственного долга, которые являются стержнем так называемых Маастрихтских критериев ЕС. Тот факт, что соблюдение этих ограничений не всегда было достаточно последовательным способствовало подрыву макроэкономической дисциплины, прежде всего в бюджетной сфере.

Основное следствие опасений по поводу состояния экономики Греции – усиление позиций доллара на мировых валютных рынках. По мере роста опасений относительно стабильности европейской экономики усиливается «бегство от риска», что сопровождается оттоком капитала в США из развивающихся рынков. Это в свою очередь является негативным фактором для рубля, а также для роста фондового рынка.

Проблемы экономики Греции могут негативно сказаться также и на оценке перспектив ряда других стран ЕС, в которых наблюдается высокий уровень государственного долга. В группу риска входят такие страны как Испания, Португалия и Ирландия. Для этих европейских стран выход ЕС из кризиса должен стать началом сокращения государственных расходов и госдолга, а не возвратом к прежнему режиму «мягких бюджетных ограничений» и зависимости от трансфертов ЕС. В конечном счете, ключом к долговременной стабилизации ситуации в экономике этих будут не трансферты со стороны наиболее состоятельных членов ЕС, а принятие трудных мер в области бюджетных расходов, направленных на существенное сокращение бюджетного дефицита.

Европейская Комиссия активно работает в этом направлении с Грецией и текущая программа экономической стабильности для Греции предполагает существенное сокращение бюджетного дефицита в 2010–2011 годах. Важным сигналом со стороны ведущих стран ЕС является отказ от масштабной финансовой помощи для Греции, что мотивируется как раз необходимостью убедить рынки, что ЕС намерен адресно решить проблему «безответственного поведения» (moral hazard), и возврата к прежней бюджетной политике не должно произойти. Предоставление масштабной экономической помощи могло бы действительно быстро заретушировать глубинные проблемы греческой экономике, но в долгосрочной перспективе такого рода вливания были бы сведены на нет новыми всплесками финансовой нестабильности в мировой экономике. Более медленное восстановление экономики с упором на коррекцию бюджетной политики будет более жизнеспособным и более убедительным для финансовых рынков на более длительном временном горизонте.

В конечном счете, проблемы экономики Греции разрешимы – такого рода кризис в условиях наличия финансовых гарантий и поддержки со стороны ЕС вряд ли может привести к последствиям, сопоставимым по масштабам с первой волной кризиса 2007–2008 годов. Суверенный кризис легче диагностировать и «пролечить» по сравнению с кризисом, который концентрируется на корпоративном уровне (на уровне отдельных отраслей или групп компаний), где проблемы финансовой прозрачности и возможные каналы распространения кризисных явлений сложнее определить.

С другой стороны, разрешение суверенных финансовых кризисов в значительной степени зависит от политической воли стран, и в этом отношении задачи перед греческой экономикой стоят крайне сложные – снижение бюджетного дефицита в стране с сильными профсоюзами и левыми политическими партиями будет крайне непростым. Остаётся надеяться, что современная греческая одиссея завершится успешным обретением утерянной экономической стабильности – от этого во многом будет зависеть самочувствие не только еврозоны, но и мировых финансовых рынков.

Ярослав Лисоволик

https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу