Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Инвесторы под ударом: эмитенты стали угрожать аналитикам и шантажировать судом » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Инвесторы под ударом: эмитенты стали угрожать аналитикам и шантажировать судом

11 сентября 2025 smart-lab.ru Петров Виктор

Инвестировать в России становится опасно. Теперь нельзя сказать плохого слова про компании, дабы не навлечь на себя и угрозы судом.

Скандалы, интриги, расследования. Как российский фондовый рынок превращается в Дом-2.

Начну с самого начала. В 2021 году компания Делимобиль собиралась выходить на IPO. Цена рассматривалась в диапазоне 10-13$. Но дела шли плохо, поэтому для завлечения клиентов, они организовали бонусы акционерам:

Скидка на каршеринг в 30%
Доступ в автомобилям бизнес-класса
Отдельную линию поддержки Call-центра

Для этих бонусов, нужно было приобрести от 200 расписок или примерно на сумму в 141к рублей того времени. Я тогда рассчитал, что для окупаемости вложений, нужно ежедневно тратить на поездки по 500 рублей в течение 940 дней. Обращаю внимание, что эта окупаемость вынуждает тратить деньги. Т.е. подходит не всем.

В примерно тоже время я сделал ролик про Делимобиль, который засветился на многих каналах, мерзко не указывающих на моё авторство. Через пару лет я выложил полный ролик и в телеге (до этого был на вимео). Его вы можете посмотреть здесь. Да, в телеге, можете не подписываться, а просто посмотреть с 4:18. там жёсткое издевательство над тем первым IPO Делимобиля. А по прошествии ещё 3-4 дней Делимобиль отказался от IPO. Потому как после фактов того ролика не попрёшь.

Прошла пара лет и Делимобиль решил вновь попробовать родить IPO и у него, надо сказать, получилось. Что не скажешь о росте акций.

Инвесторы под ударом: эмитенты стали угрожать аналитикам и шантажировать судом

за полтора года, стоимость акций рухнула на 48% от цена IPO. (265 — цена IPO, 137,9 — нынешняя цена, 581 — дней прошло после IPO)

Теперь отмотаем время вперёд. На одном из каналов, автор пожаловался на давление компании делимобиль на его аналитику:

Делимобиль оказался недоволен постом на том канале, который выглядел примерно так:

ну и там далее по тексту согласно заголовку.

Серьёзное заявление скажу я вам. Проверять мы его, конечно же, не будем. Точнее будем, но чуть позже. Вначале давайте попробуем понять откуда весь сырбор. Вначале стоит сказать, что авторы канала проводили эфир с Делимобилем в преддверии IPO. А значит, взяли с них деньги. Так же в следующем сообщении идёт что-то издали похожее на аналитику, с лёгким смещением в позитив. Однако вторым сообщением подводят итог, что IPO Делимобиля не является выгодным для будущих миноритариев.
Так же Делимобиль платил автору за участие в инвестиционной конференции.
В конце 2024 года втор делает разбор рынка, в числе компаний которых и был Делимобиль, где в среднем говорилось так же нейтрально с уклоном на позитив, что может всё нормализоваться. А потом в разговор вмешался второй автор, которой привёл в пример яндекс, мол, долго у яндекс такси всё было плохо, а потом резко ушло в хорошую прибыль. Добавив, что Делимобиль — растущий бизнес. Осталось подождать выхода на полную мощность.

Т.е. явного негатива не было. Но тут внезапно Делимобиль вспыхнул словом «банкротство» и это пламя перешло в глаза, засверкавших яростью безысходности.

Напомню, Делимобиль получил премию «лучшая сделка IPO». я до этого и не знал, что за накуканивание инвесторов награждают.

В декабре 2024 года я делал микро разбор про идею Делимобиля торговли автомобилями.

Но если посмотреть на историю цифр, то не так уж авторы того канала и не правы:

Чистая прибыль не так уж оказалась и нужна. Да и откуда её взять, если Делимобилю в том числе приходилось брать в долг под крутой размер ставок. Взять хотя бы облигацию RU000A10AV31, по ней купоны выплачиваются 12 раз в год с купонной доходностью 24,62%. 

Т.е. грубо говоря 500 млн рублей в год уходит лишь на оплату купонов этой облигации. Плюс погасить её ещё должны в мае 2026 год. Откуда деньги взять, Зин?
Делимобиль продолжает наращивать автопарк

количество поездок в минутах растёт. в 2023 году на 16,3% г/г, в 2024 году 19,8% г/г

Выручка растёт но с падающим темпом, 

… но не так же быстро, как долг:

Итого по отчёту за 1 полугодие 2025 года:
Выручка увеличилась на 16% г/г
Себестоимость увеличилась на 33,8% г/г
управленческие расходы увеличились на 31,9% г/г
Финансовые доходы уменьшились в 7 раз г/г
Финансовые расходы увеличились на 53,8% г/г

В управленческих расходах на 300 млн рублей увеличились вознаграждения сотрудникам. на 70 млн рублей расходы на информационные услуги и связь. В финансовых расходах на 1 млрд рублей увеличились траты на процентные расходы, в том числе обязательства по аренде.

за 1 полугодие 2024 года была прибыль 3 рубля на акцию, а за 1 полугодие 2025 году уже получен убыток в 11 рублей на акцию.

Иначе говоря, у компании жопа, но не смертельная. Старые облиги под высокий процент станут замещаться новыми под более низкий. Убыток может и снизится, но как получать прибыль? С остальным лишь как тыкать пальцем в небо.
С другой стороны цена уже снизилась и должна ли она продолжать падать — ещё не ясно.

Пока же мы будем следить за продолжением Марлезонского балета. будет ли суд, кто прав, а кто виноват. Деньги то Делимобиль платил, но не за антирекламу. С другой стороны обязательства все давно выполнены. Пока можно заказать попкорна.