Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бремя опустевших полок: Магнит и X5 Group рентабельности ради сокращают ассортимент товаров » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бремя опустевших полок: Магнит и X5 Group рентабельности ради сокращают ассортимент товаров

16 сентября 2025 | Магнит X5 Retail Шабалов Юрий

Только американский журналист Такер Карлсонуспел восхититься изобилием в российских супермаркетах, а отечественные ритейлеры уже начали сокращать ассортимент. Суровые реалии современного бизнеса диктуют жёсткие условия: приходится продавать то, что лучше уходит, отказываясь от товаров, способных залежаться на полках до конца своего срока годности. Кукурузные палочки уже не везде встретишь!  

В июле в торговых сетях ассортимент продуктов питания снизился на 2,3%, а непродовольственных товаров — на 1,8%, подсчитали в исследовательской компании Нильсен. Сильнее всего сократился выбор алкогольной продукции — аж на 5,6%. В золотое время живём, товарищи, бухло тощает на глазах. Вот не хотят среднестатистические россияне пьянствовать и всё тут. Они, правда, и на биржу сэкономленную копеечку не несут, предпочитая банковские вклады, но это совсем другая история. А на Смартлабе ещё голову ломают, почему некоторые из Белуги выходят, не желая плодить убытки. Видать, кое-кто добрался до заветной статистики пораньше остальных.

А чего магазины завязали с навязчивым желанием угодить взыскательному клиенту, предлагая ему десятки видов всего на свете? Они ж всегда приманивали покупателей: вот вам и выбор пошире, и доставка до дома, и скидка по дисконтной карте, даже подарочки на кассе готовы были за покупки предоставить. И после таких прелюдий пускают под нож ассортимент, на которой даже американцы слюной восторга капали.

— Сейчас ритейлеры пришли к той точке, в которой можно делать выводы об успешности ранее запущенных марок, и в условиях ограниченности полочного пространства выводят с него те, которые не пользуются популярностью у покупателей,— считает директор по работе с клиентами Нильсен Салтанат Нысанова.

И не последнюю роль в новой тенденции играет стремление ритейла к сжатым торговым площадкам. Просторы гипермаркетов, где можно часами блуждать среди рядов, стремительно несутся к вырождению. Теперь куда выгоднее развивать некрупных объектов с высокой долей готовой еды и отсутствием непродовольственных товаров. Тут даже такая статистика появилась: в первом полугодии средняя торговая площадь продуктовых сетей сократилась на 0,7%, до 312 кв. м, подсчитали в Infoline. Говорить о какой-то существенной тенденции, глядя на эти доли процента, язык не поворачивается. Но тренд набирает обороты.

Бремя опустевших полок: Магнит и X5 Group рентабельности ради сокращают ассортимент товаров

Магнит запустил магазины нового формата под новым брендом Заряд от Магнита, где площадь каждого магазина в среднем составляет 100 кв. м. (у некоторых местных авторов жильё побольше будет) В июне этого года новый формат запустил и X5 Group, начав развивать Перекресток Select, площадь каждого магазина около 400 кв. м — это втрое меньше обычных Перекрестков.

Ужатие отмечают и сами торговые сети. В первой половине 2025 года средняя торговая площадь магазинов X5 Group снизилась на 0,9% на фоне активного развития магазинов у дома и жестких дискаунтеров с меньшей торговой площадью. Сам ассортимент схлопывается вслед за торговыми площадями — в среднем на 15–20% за последние три года.

И в мелких магазинах у дома найти всё, что душеньке угодно уже не получается. Весной питахайю можно было не задорого купить, а теперь и самые традиционные продукты впору искать в красной книге.

— А где у вас кукурузные палочки? — спрашиваю у кассира в Дикси, облазив магазин вдоль и поперёк.
— Есть только Читос.
— А сладких нету что ли? Обычный Рузик?
— Не, мы такое не продаём.

Ничего себе. Острых снеков сколько угодно, а сладких даже не завозят. Лучше б чипсами пожертвовали, чем советским ещё деликатесом. Мне ж вечером молоко теперь не с чем пить.

На фоне сокращающегося товарного изобилия несутся вниз и котировки крупнейших игроков. Магнит с 5,5 тысяч рухнул за полгода ниже 3300.

Пятёрочка не так критично обвалилась, но тоже вверх не стремится с тех пор как выплатила инвесторам жирный дивиденд.

Ну, у этих хотя бы технологичное будущее. Они продолжают делать ставку на роботов, в конце лета создали отдельное направление Х5 Robotics, которое станет одним из ключевых центров технологического развития компании.

— Х5 Robotics возьмёт на себя задачу масштабного и системного внедрения роботизированных решений в операционные и производственные процессы, а также формирования центра экспертизы, который объединит передовые знания и наработки в сфере автоматизации и роботизации. Автоматизация ручного труда и сложных производственных процессов с применением высокотехнологичных решений позволит достичь более высокой скорости, точности и качества выполнения задач при минимальных затратах, а также улучшит условия труда сотрудников. По прогнозам Х5, роботизация и внедрение ИИ частично заменят до 30% операций в магазинах, дарксторах, распределительных центрах и сервисах доставки к 2028 году, что позволит компании эффективно продолжать масштабное развитие и расширение своих бизнесов., — заявили в Х5.

Так, глядишь, на механических плечах и выплывут из чёрной полосы. Впрочем, о каких сложных временах может идти речь, когда покупатели жрут как не в себя, затариваясь и газировкой, и шоколадками, и десятками других высококалорийных штук. Ассортимент, может и падает на какие-то проценты, но от этого не становится совсем уж ограниченным. Чокопай вон арбузный пошёл, как раз к сезону полосатых. Хотя этому тоже есть свое объяснение:

Так что пойду-ка притарю несколько ритейловских акций, пока подешевело. Раз торговые сети начали избавляться от низкорентабельных товаров, значит их бизнес в обозримом будущем станет ещё эффективнее.