Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Мы должны создать механизм поддержки Греции» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Мы должны создать механизм поддержки Греции»

Интервью с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу
24 марта 2010 РБК Quote | РБК
Интервью с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу

В преддверии саммита Евросоюза 25—26 марта президент Еврокомиссии ЖОЗЕ МАНУЭЛЬ БАРРОЗУ потребовал от европейских стран принять пакет конкретных мер помощи Греции. В интервью Handelsblatt г-н Баррозу защищает правомерность предоставления членами ЕС кредитов на двусторонней основе и отвергает обвинения в причастности Евросоюза к катастрофической финансовой ситуации в Греции.

— В течение многих лет Греция вводила в заблуждение и обманывала партнеров по Европейскому валютному союзу (ЕВС). Почему она до сих пор остается в составе еврозоны?

— В настоящий момент вопрос об исключении Греции из ЕВС не стоит, так как это не предусмотрено договором. Нам необходимо решить нынешние проблемы на основе существующих договоров. В феврале главы государств и правительств ЕС единодушно согласились сделать все возможное для обеспечения стабильности еврозоны. И я верю, что все члены еврозоны будут придерживаться этого решения.

— Канцлер Германии Ангела Меркель настаивает на том, чтобы сделать выход из еврозоны возможным, и предлагает с этой целью изменить Договор о Европейском союзе.

— Вспоминая трудности ратификации Лиссабонского договора, я не намерен сейчас рассуждать по поводу внесений в него изменений.

— Будет ли принято в ходе саммита ЕС на этой неделе решение о пакете мер помощи Греции?

— На основе статьи 136 Договора о ЕС Еврокомиссия предлагает для Греции систему скоординированных кредитов. Я настоятельно прошу глав государств максимально быстро одобрить этот механизм.

— Сколько же миллиардов, по вашему мнению, должна получить Греция?

— Сейчас мы говорим не о цифрах, а о принципе. Речь идет о создании механизма поддержки Греции, однако это вовсе не означает, что он будет включен. Решение об этом, если потребуется, члены еврозоны примут позднее. Греция же до сих пор вообще ни о какой финансовой помощи не просила.

— А если просьба о помощи из Афин все-таки поступит, еврозоне придется платить?

— Нет. Никакого автоматизма тут не предполагается. Главы правительств стран еврозоны решат, давать ли и в каком размере кредит Греции. И Греции придется согласиться на жесткие условия. Работу по консолидации бюджета еврозона за Грецию выполнять не станет.

— Г-жа Меркель категорически отвергает подобный кредитный механизм. Неужели мнение крупнейшего в еврозоне государства для вас безразлично?

— Разумеется, нет. Но в обеспечении стабильности ЕВС заинтересована и Германия. Поэтому я уверен, что ФРГ внесет в разрешение нынешнего кризиса свой конструктивный вклад.

— Большинство граждан ФРГ против предоставления Греции финансовой помощи. Неужели вы верите, что г-жа Меркель проигнорирует их мнение, причем накануне таких важных выборов в парламент крупнейшей федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия?

— Я прекрасно понимаю, насколько чувствительна эта тема для внутренней политики Германии. И я часто повторял, что очень благодарен ФРГ за все, что она сделала для ЕС и ЕВС. Но сейчас мы имеем проблему, которую надо срочно решать. И решать ее мы должны вне зависимости от политической ситуации в странах — членах ЕС.

— Ну а если г-жа канцлер останется все же при своем «нет»?

— Разумеется, без согласия самого мощного в экономическом отношении государства еврозоны серьезного решения быть не может. Кроме того, нам необходимо консолидированное согласие всех стран еврозоны.

— Но ведь в своем мнении Германия не одинока. Нидерланды, Австрия, Италия и Финляндия тоже не в восторге от идеи кредитов для Афин на двусторонней основе. Не кажется ли вам, что своей инициативой вы рискуете тем, что саммит ЕС завершится раздором?

— Цель саммита — прийти к решению, как действовать по отношению к Греции. В противном случае ситуация неопределенности затянется надолго. Этого допускать нельзя, так как по­страдает стабильность еврозоны, появится почва для различных спекуляций.

— Есть и другие пути — Афины могли бы обратиться в МВФ...

— Для меня важно создать в еврозоне механизм. То, как его финансировать, можно решить, если понадобится, позднее.

— Какова доля ответственности самой Еврокомиссии за греческий кризис? Как могло случиться, что еврокомиссар по бюджету упустил из виду состояние государственных финансов Греции?

— Тревогу мы бьем уже в течение нескольких лет. Я могу перечислить, сколько раз наше статистическое ведомство Eurostat озвучивало свои сомнения о достоверности бюджетных показателей Греции. Еще в 2004 году Еврокомиссия начала в отношении Греции расследование за нарушение требований Договора о ЕС.

— Но результата это не принесло…

— В этом нашей вины нет. В течение многих лет мы занимались вопросом превышения Грецией планки бюджетного дефицита, выносили предупреждения, требовали корректив. Кроме того, еще в 2004 году мы просили расширить полномочия Eurostat, предоставив ему возможность на месте проверить бюджетную статистику Греции.

— Кстати, не только Греция, но и другие страны ЕС отстают в экономическом отношении все сильнее. Что предпринимает Евросоюз?

— Мы выступаем за усиление экономической координации и в мае внесем соответствующие предложения. Мы не можем более ограничиваться лишь контролем за госфинансами. Проблема гораздо серьезнее. Разница в конкурентоспособности стран еврозоны увеличивается. Нельзя допустить, чтобы имеющие большой дефицит госбюджета государства безнадежно отстали от лидеров. Простой санации их бюджетов уже недостаточно. Их правительствам необходимо наконец взяться за давно назревшие экономические реформы.

(Перевод Александра Полоцкого)