Россия и Китай утвердили план мероприятий по развитию перевозок по Северному морскому пути с целью создания устойчивого транспортного коридора и внедрения современных логистических и технологических решений.
По данным Росатома, в 2024 году по СМП было перевезено почти 37,9 млн тонн, что стало новым максимумом. А само развитие СМП важно и геополитически, и экономически. Маршрут значительно короче традиционных южных путей, при это он еще и снижает зависимость от узких мест вроде Суэцкого канала и Красного моря.
Для России развитие перевозок по СМП — это загрузка и ускорение реализации инфраструктурных проектов в арктическом регионе, а также диверсификация логистики внешнеэкономической деятельности. Для Китая — диверсификация экспортной логистики в Европу и снижение рисков перебоев в навигации. При этом сокращение хода сокращает объемы использования топлива, что выгодно не только с экономической точки зрения, но и с экологической.
В октябре 2025 года прошла первая поставка из Китая в Европу по СМП. Транзит занял 18–20 дней против более 40 дней по Суэцу и свыше 50 вокруг мыса Доброй Надежды. Это почти вдвое быстрее железной дороги из КНР в ЕС на уровне 25–26 дней.
По стоимости оценки расходятся, так как ряд источников говорит об экономии до примерно $700 на контейнер, другие отмечают, что из-за ледокольного сопровождения ставка по контейнеру на старте выше. Итоговая экономика улучшается за счёт оборота капитала и сокращения запасов до минус 40%. Поэтому наверняка в КНР продолжат использовать данный маршрут для транзита товаров в Европу.
План РФ и КНР придаёт СМП статус рабочей альтернативы на сезонной основе. Базовый сценарий включает рост транзита в 2026 году за счёт китайских сервисов и расширения ледокольной проводки.
Для российских портов и добывающих компаний это ускорение оборота и снижение логистических рисков. Для китайских экспортеров — резервный канал на пик сезона. При сохранении темпа пилотных рейсов и инвестиций СМП может занять ощутимую нишу в коридоре Азия — Северная Европа уже в ближайшие 12–18 месяцев.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
