Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Битва за справедливость: Герман Греф катит на маркетплейсы бочку весом в полтора триллиона рублей » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Битва за справедливость: Герман Греф катит на маркетплейсы бочку весом в полтора триллиона рублей

19 ноября 2025 smart-lab.ru Шабалов Юрий

На наших глазах назрел очередной бизнес-конфликт: легальный гигант закусился с не то чтобы нелегальным, но точно с обладателем неоднозначной репутации (никто ведь не забыл как развод создателей Wildberries закончился прошлой осенью перестрелкой в центре Москвы с большим количеством раненых и убитых?). Глава Сбера Герман Греф по полной программе наехал на маркетплейсы, обвинив их в налоговых махинациях на полтора триллиона рублей. WB на этот раз не брал в руки огнестрел, а отбился исключительно дипломатическими фраза в с тиле «мы за всё хорошее и против всего плохого». Однако когда на кону триллион с гаком таким аспирином температур не собьёшь.

Пока одни нагнетают истерию, рассказывая как всё плохо, экономика загибается, а высокая ключевая ставка не даёт эффективным предпринимателям рубить капусту на прибыльных схемах «купил в кредит — продал за нал», другие продолжают чувствовать себя неплохо вне зависимости от наличия чёрной пятницы за окном. Встречайте мастодонтов отечественного бизнеса — маркетплейсы. Современные брокеры российской торговли прекрасно себя чувствуют в любых сложных ситуациях. Ну а что, свой процент они срубят и с продавцом, и с покупателей.

При чём маржа за то, что свёл на базаре двух дураков настолько высока, что можно даже спокойно запускать товары на пункты выдачи заказов и обратно. Случаев, когда тонны добра по карусели путешествуют из одной точки в другую уже предостаточно, но и даже затраты на это маркетплейсы удачно спихнули на сотрудников. А зато они дают людям заработать! Налоги то при этом платятся в полном объёме? Больничные оформляют? Отпускные выдают? Чувствуют ли себя сотрудники в этих структурах людьми или из них просто выжимают по возможности все соки? Много вопросов возникает у окружающих, глядя как фонтанирует прибыль на торговле даже копеечным барахлом.

Просто раньше эти вопросы задавались за кухонным столом в тесном семейном кругу, а на этой неделе глава Сбербанка Герман Греф решил вытащить наболевшее на всеобщее обозрение и зарядил душещипательную речь на форуме «Фокус на клиента» Банка России.

— Маркетплейсы еще пока в нашей стране не отрегулированы. Мне кажется, нужно сейчас сосредоточиться на том, чтобы их поместить в нормальное конкурентное пространство. Это та задача, которая стоит перед государством. Потому что сегодня они вне конкуренции, и в первую очередь налоговой конкуренции. По нашим подсчетам, маркетплейсы в этом году недоплатили налогов на 1,5 трлн рублей. То есть скидки все, которые они дают, это за наш с вами счет. И мне нисколько не жалко физическую сеть, но мне неприятно, когда маркетплейсы забирают неправомерно долю на рынке у физических сетей за счет нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства. И вот это должно быть прекращено, — сделал атакующее движение в сторону интернет-коммерции Герман Оскарович. 

Нажим на больное понятен. У Сбера и своя интернет-площадка имеется, но сколько бы бабла в неё не вкачивала головная компания, пока о результатах Озона и Вайлдберриза остаётся только мечтать. А времена нынче непростые. Помирать — так всем вместе, ну или хотя бы выплывать на одинаковых спасательных кругах. А то ишь, одни в шлюпке устроились и непотопляемыми жилетами обвесились, а другим приходится в открытом море от их вёсел уворачиваться, мечтая хотя бы за борт этой лодки подержаться, чтобы совсем уж ко дну не пойти. Слишком метафорично изъясняюсь? В маркетплейсах намёки были поняты с полуслова. Там уже давно ждали этой атаки, крупные финансисты давно обозлились на интернет-магазины, запустившие свои карманные банки для выдачи по их картам скидок.

Маркетплейсы мгновенно парировали нападение. — Скидки предоставляются за счет маркетплейса в рамках программы лояльности с банком и никак не отражаются на доходе, который получит продавец. Скидки делают товары более привлекательными для покупателей, способствуют росту продаж и доходов производителей, а значит, и их налоговой базы, — озвучила позицию миллиардного бизнеса пресс-служба Wildberries & Russ.

Не все покупатели довольны товарами, отхваченными на таких распродажах.

Битва за справедливость: Герман Греф катит на маркетплейсы бочку весом в полтора триллиона рублей

Ну так у нас и не коммунизм, чтобы всем жить одинаково хорошо. Правда ведь. Там если в цифры заглянуть, вообще ужас что творится. РВБ, объединенная компания Wildberries и Russ, заняла 24-ю строчку рейтинга крупнейших компаний страны РБК 500, Ozon — 41-ю строчку. Первая по сравнению с предыдущим годом увеличила свою выручку на 84%, до 962,4 млрд руб., а чистую прибыль — почти в четыре раза, до 110,3 млрд руб. Выручка Ozon росла медленнее — на 45%, до 615,7 млрд руб., и по итогам года компания показала убыток 59,4 млрд руб. Вот тебе и колоссальная доходность!

При этом найти квартал в российском городе, где не было бы ПВЗ одного из этих гигантов практически нереально. Отъедая огромный кусок у торговых центров, естественно, маркетплейсы вызывают настоящее цунами критики. Теперь вот к лишившимся стабильного заработка владельцам ТЦ присоединились и банки. Никто не хочет быть отодвинут от кормушки! Вот и заголосили про несправедливость и стремление к честной конкуренции. Слышать это из уста главы зелёного банка, конечно, забавно. С другой стороны, пусть зарубаются, за Вайлдберриз уже целый год кровь не лилась, непорядок!

Так, ну а теперь к главному вопросу. Раз маркетплейсы не заплатили полтора триллиона рублей, значит налоговикам пора возбуждаться и закатывать рукава? Или бюджет страны внезапно профицитным стал? Короче, ждём проверок WB и Ozon. Яндекс маркет тоже пошерстите как следует. Интересно, а в сберовские площадки не обойдут в такой суете вниманием? Греф же не уточнил, кто именно на налогах состояние сколотил.

Кстати, выступавшая на этом же форуме председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор сейчас обсуждает способы, которые позволят конкретизировать правила недискриминационного доступа на маркетплейсы. Начать ЦБ планирует с запрета практики установки разных цен в зависимости от того, какое средство платежа используется, пояснила любимка всего Смартлаба. Складывается ощущение, что с марктеплейсов начнут нормально так жирок стругать, и никакими убытками от резанья кабанчика не отмашешься.