Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Автопром стал худшей отраслью промышленности России в 2025 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Автопром стал худшей отраслью промышленности России в 2025 году

Сегодня, 02:12 T-Investments

Российская автомобильная промышленность на фоне падения производства стала худшей отраслью промышленности. Эксперты считают, что речь идет о структурном кризисе, который предвещает проблемы в экономике.

Сборка машин падает
За десять месяцев 2025 года сборка новых автомобилей снизилась на 22,2% в годовом выражении. Такие данные приводит в своем обзоре Центр стратегических разработок (ЦСР). А в октябре падение достигло почти 40%, что стало «наихудшим результатом среди всех промышленных отраслей». Производство легковых автомобилей снизилось на 9,6% с января по октябрь, а продажи упали на 17,8% за 11 месяцев.

Легковушкам нелегко
Легковой сегмент сейчас находится под давлением высоких ставок, ограничивающих автокредитование, российскому автопрому также сложно конкурировать с импортными авто, говорится в исследовании.

Продажи LADA снизились на четверть, а объем выдачи автокредитов упал на 28,5% в годовом выражении. Авторы обзора связывают такую ситуацию с ключевой ставкой, которая долгое время держалась на уровне 21%.

Производство грузовиков рухнуло на треть
На грузовом сегменте сказываются «очевидные» признаки «переохлаждения» деловой активности. По данным центра, производство грузовых авто упало на 32% за январь — октябрь. Снижаются и продажи: крупнотоннажных грузовиков продали меньше на 56%, среднетоннажных — на 46%.

О сокращении выпуска грузовиков ранее сообщал Автостат. Только в июле объемы упали почти вдвое по сравнению с прошлым годом — до 8,3 тысячи штук за месяц. Агентство объясняло такую ситуацию корпоративными отпусками на автозаводах.

Финансы в красной зоне
За девять месяцев финансовый результат сектора снизился втрое по сравнению с прошлым годом и составил 48,3 млрд рублей. Рентабельность продаж упала до 1,2%, приблизившись к минимуму 2021 года, говорится в исследовании.

КАМАЗ зафиксировал рост чистого убытка в 7,7 раза, до 29,1 млрд рублей, по итогам января — сентября, в том числе из-за двукратного роста процентных расходов. Выручка одного из крупнейших производителей грузовых автомобилей в прошлом году выросла на 6%, при этом прибыль компании сократилась в 28 раз. На этом фоне акционеры КАМАЗа приняли решение не выплачивать дивиденды за год.

Что делать
Для качественного рывка отрасли нужны масштабные инвестиции в технологии. Однако высокие процентные ставки и низкая рентабельность делают вложения экономически нецелесообразными, отмечается в обзоре.

«Без синхронного смягчения денежно-кредитных условий и выработки точечных мер господдержки российский автопром рискует надолго остаться в ловушке структурного спада. Его роль может необратимо сократиться до уровня технологически отсталой и зависимой от импорта сборки», — заявили эксперты ЦСР.

Прогноз Соллерс
Группа Соллерс ранее спрогнозировала снижение объемов продаж автомобилей в 2025-м на 20% по сравнению с предыдущим годом, ожидая продажу около 40 тысяч единиц. Генеральный директор компании Николай Соболев уточнил, что этот показатель включает как автомобили бренда УАЗ, так и среднетоннажные грузовики и автобусы. Котировки Соллерс отреагировали на новость умеренным снижением: за полчаса они потеряли около 0,33%, но удержались от более серьезного падения.

Несмотря на снижение прогноза продаж, в целом результаты компании за текущий год оцениваются положительно. Соболев подчеркнул, что Соллерс продолжает развивать свои бизнес-операции, инвестируя в расширение модельного ряда и улучшение локализации производства.

Сколько продаст КАМАЗ
КАМАЗ ожидает, что в 2025 году в России будет продано около 50 тысяч грузовиков, сообщил в октябре генеральный директор компании Сергей Когогин на встрече с премьер-министром России Михаилом Мишустиным.

Доля КАМАЗа на этом рынке достигла 34%, с прошлого года она выросла вдвое, оценил Когогин.

В декабре стартовали предпродажи электромобиля Атом, производством которого занимались ПАО «КАМАЗ» и АО «Кама». Как сообщила пресс-служба концерна, на первом этапе возможность покупки получили сотрудники компании в Набережных Челнах.