Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Четыре способа закрыть дыру в бюджете » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Четыре способа закрыть дыру в бюджете

Помимо двух способов сокращения дефицита бюджета, с которыми многие знакомы, есть еще два менее известных варианта. Администрации Обамы, вероятно, придется воспользоваться, по меньшей мере, одним из двух непопулярных способов
20 апреля 2010 Архив
Помимо двух способов сокращения дефицита бюджета, с которыми многие знакомы, есть еще два менее известных варианта. Администрации Обамы, вероятно, придется воспользоваться, по меньшей мере, одним из двух непопулярных способов.

На первый взгляд для сокращения растущего как на дрожжах дефицита бюджета Вашингтону потребуется совместить два известных, но одинаково неприятных способа: снизить расходы и повысить налоги.

Из истории мы знаем, что упор на тот или иной способ делался в зависимости от того, какая политическая партия была лидером в США в определенное время, поскольку и демократы, и республиканцы больше полагались на противоположные подходы.

Например, демократы исторически больше предпочитали повышать налоги, чем сокращать расходы. Республиканцы, напротив, стремились урезать расходы вместо повышения налогов. По крайней мере, такова была общая тенденция.

Тем не менее меры, направленные на сокращение дефицита бюджета, всегда принимались на обоих фронтах. Как из честности, так и из политических соображений - ни одна из партий попросту не желала отказываться от своих приоритетов.

Такое сотрудничество сегодня необходимо Америке как никогда прежде, поскольку дефицит достиг огромного размера, эквивалентного максимальной доле ВВП со времен Второй мировой войны.

Политики не смогут побороть нынешний дефицит бюджета, полагаясь лишь на сокращение расходов или увеличение налогов. Однобокий подход может нанести существенный урон долгосрочным правительственным программам, не говоря уже о темпах экономического роста.

Но есть еще два способа кардинально урезать дефицит бюджета. Один из них идеальный, другой крайне опасный.

Самый лучший способ состоит в том, чтобы ускорить рост экономики. Чем быстрее будет восстанавливаться экономика, тем больше налоговых поступлений будет получать казна. И это вкупе с ограничением расходов быстро нормализует дефицит бюджета, если обе эти тенденции будут продолжаться достаточно долго.

На первый взгляд это беспроигрышная стратегия. Кто будет выступать против политики, которая создает рабочие места, улучшает финансовое состояние людей и в то же время увеличивает продажи и доходы?

Но, как говорится, было гладко на бумаге, да помешали овраги. Когда дело доходит до практики, встает вопрос: как именно стимулировать рост экономики? Ни у одной из партий сегодня нет успешной стратегии, хотя каждая из них, разумеется, хочет думать, что есть.

В прошлом было два случая, когда экономика США резко ускорялась. Один раз это произошло под предводительством демократов, другой - республиканцев. Они применяли как снижение налогов, так и их повышение, а результатом было как увеличение, так и сокращение дефицита бюджета.

Оба эти периода были схожи в том, что достигнутые результаты совпали с принципами, впервые озвученными великим экономистом Джоном Мэйнардом Кейнсом. Любопытно, что при этом политики добивались прямо противоположных итогов.

Во время правления Рейгана налоги были снижены, так как сторонники теории стимулирования экономического роста прогнозировали, что скачок экономического роста позволит закрыть "дыру" в бюджете в течение нескольких лет.

Однако вкупе с постоянным повышением госрасходов это привело к еще большему росту дефицита бюджета. После последующего смягчения монетарной политики экономический рост начал ускоряться, как и предсказывали кейнсианцы.

Когда к власти пришел Клинтон, налоги были повышены, и все же рост экономики продолжил ускоряться в соответствии с другим принципом, указанным Кейнсом, - предельная склонность к потреблению тем больше, чем ниже доходы человека.

Налоги Клинтона по сути взяли деньги у богатых (которые больше склонны к сбережению) и дали их категориям населения с меньшими доходами (которые больше склонны к расходам). В итоге дефицит бюджета был ликвидирован за несколько лет.

Сегодня сработал бы любой из этих методов, но не в текущей политической среде, когда партии обозлились друг на друга и не желают сотрудничать даже в менее существенных вопросах.

Вследствие этого мы, вероятно, в конце концов обратимся к четвертому методу - сокращению долгов за счет инфляции, как это делали многие страны до нас.

С политической точки зрения это самый простой метод. Больших усилий не требуется - достаточно позволить ФРС провести монетизацию госдолга. Однако этот путь - самый разрушительный.

Инфляция увеличивает номинальные доходы быстрее, чем расходы, но покупательская способность этих долларов становится все меньше и меньше. Это нанесет ущерб держателям американских облигаций и долларов, а также сократит реальную стоимость сбережений, но в то же время приведет к скачку цен на рынке акций - пока повышение учетных ставок не обрушит их в конечном итоге.

Это то, чего на самом деле хочет американская политическая элита?

Ирвин Келлнер
Главный экономист MarketWatch