Трое из ларца Спасут ли Керимов, Несис и Гальчев «Уралкалий» от претензий государства » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Трое из ларца Спасут ли Керимов, Несис и Гальчев «Уралкалий» от претензий государства

В пятницу поздно вечером Дмитрий Рыболовлев расстался с контрольным пакетом «Уралкалия». О том, что «Уралкалий» продается, стало известно в конце мая, и акции компании сразу же выросли в цене. В числе потенциальных покупателей называли Михаила Прохорова и Владимира Потанина, а также АФК «Система». Однако миллиардеры почти сразу заявили, что не интересуются «Уралкалием»
15 июня 2010 slon.ru
В пятницу поздно вечером Дмитрий Рыболовлев расстался с контрольным пакетом «Уралкалия». О том, что «Уралкалий» продается, стало известно в конце мая, и акции компании сразу же выросли в цене. В числе потенциальных покупателей называли Михаила Прохорова и Владимира Потанина, а также АФК «Система». Однако миллиардеры почти сразу заявили, что не интересуются «Уралкалием».

И вот сделка неожиданно быстро завершена. По данным источников «Ведомостей», она совершалась, исходя из оценки всей компании в $10 млрд. Если это так, то Рыболовлев выручил чуть более $5 млрд. Теперь, согласно распространенному в понедельник пресс-релизу компании, 52,3% крупнейшего российского производителя калийных удобрений принадлежат трем офшорам: Kaliha Finance Сулеймана Керимова, Aerellia Investments Александра Несиса и Becounioco Holdings Филарета Гальчева.

Больше всего «Уралкалия» досталось Сулейману Керимову: он получил блокпакет калийного гиганта. И раз контрольный пакет распределен между тремя покупателями, им не нужно будет выставлять оферту миноритарным акционерам. Это избавляет их от дополнительных затрат на «Уралкалий». Зато новых акционеров поджидают другие сложности, которые предстоит решить, прежде чем дальше что-то делать с купленными акциями: объединять компанию с «Норникелем» или «Русалом». Речь идет о проблемах с властями, которые, возможно, и подтолкнули Рыболовлева к продаже своего детища.

Проблемы эти, в свою очередь, связаны с аварией на руднике «Уралкалия» в 2006 году. Сначала комиссия, расследовавшая ЧП, пришла к выводу, что всему виной «неизвестная ранее аномалия геологического строения». Словом, «Уралкалий» тут ни при чем. И спустя год после аварии он даже смог разместить свои акции в Лондоне. Бумаги пользовались большим спросом, книгу заявок переподписывали 23 раза. При размещении компания была оценена в $ 7,4 млрд, но не прошло и года, как ее капитализация подскочила до $31 млрд.

Все перечеркнул Игорь Сечин. Осенью 2008 года он возобновил расследование причин аварии на руднике. Были у Сечина какие-то конкретные подозрения в отношении «Уралкалия» или нет, но частичная вина компании в катастрофе на этот раз все-таки была обнаружена. Если коротко, то комиссия установила, что «Уралкалий» недостаточно тщательно следил за своим рудником. И это, вкупе с ранее выявленной аномалией, привело к аварии.

После того как Сечин возобновил расследование, эксперты предрекали компании страшную кару за произошедшую аварию: штрафы на миллиарды долларов и неминуемое банкротство. И хотя «Уралкалий» своей вины не признавал, компания все-таки решила с властями возникшую проблему полюбовно: добровольно выплатила компенсацию в размере 7,8 млрд рублей. Большая их часть пошла железнодорожникам – на строительство новых путей в обход месторождения. Рудник закрыли и сняли с государственного учета.

Но отделаться малой кровью «Уралкалию» не удалось. В этом году преследование «Уралкалия» продолжилось. Все тот же Игорь Сечин поручил Ростехнадзору и другим профильным ведомствам подсчитать ущерб государства от потери рудника. И хотя точные цифры так и не были названы (по оценкам аналитиков – десятки миллиардов рублей в виде налогов, которые государство никогда не получит), было понятно, что если ущерб подсчитывают, то он явно будет обнаружен и взыскан. Именно тогда, похоже, Рыболовлев и начал переговоры о продаже компании.

Поможет ли «Уралкалию» смена акционеров? Покупателей профинансировал ВТБ под залог покупаемых акций. Это может означать, что в правительстве сделке, как минимум, не препятствуют, а может, даже и поддерживают. Возможно, Керимов, Несис и Гальчев окажутся более желательными владельцами для компании мирового уровня. Причем до такой степени, что государству не захочется ставить «Уралкалий» в неудобную позу, требуя возмещения убытков.

По крайней мере, зависимость между именем собственника и наличием претензий к его компании со стороны государства – не новость для системы взаимоотношений между российскими властью и бизнесом. Вспомните только, как быстро были исчерпаны налоговые дела в отношении «дочек» «Юкоса» после их покупки «Роснефтью».

Ирина Мокроусова

https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter