25 августа 2010
По правде говоря, новое открытие древних экономических заблуждений вряд пи стоит считать особенным достижением. Экклс прочитал Фостера и Кэтчингса в начале 1931 г. и целиком принял их идею о недопотреблении как главной причине депрессии, преодолеть которую можно, стимулируя потребление с помощью государственного дефицитного финансирования. Любой сообразительный человек на его месте осознал бы, что Фостер и Кэтчингс писали в период бума 1930-х гг., и это заставило бы его задуматься, что стало причиной неожиданного перехода от бума к депрессии, перехода, который вряд ли можно объяснить хроническим недопотреблением. Под влиянием и с помощью Лочлина Карри, протомонетариста и радикального деятеля Нового курса, Экклс пополнил свой арсенал идеями денежной инфляции, что сделало его пригодным для участия в инфляционной политике Нового курса. Учитывая все это, ему нетрудно было стать «кейнсианцем» раньше самого Кейнса.
К тому же сомнительно, что обращение Марринера Экклса к идеалам государственности имело чисто интеллектуальную природу, Марринер был сыном Дэвида Экклса, который, примкнув в нищей юности к мормонам, эмигрировал из Глазго в Юту, где сколотил огромное состояние. Основой его богатства были банки и производство сахара. Дэвид умер в 1912 г. и Марринер, которому было 22 года, сумел обойти всех многочисленных наследников и стал единственным наследником империи отца. К началу 1930-х гг. Марринер существенно приумножил унаследованный бизнес, представлявший собой сеть банковских холдингов по всему Западу, а также молочных, строительных и сахарных компаний. В центре всего этого хозяйства находилась банковская холдинговая компания «Фёрст секьюрити корпорейшн», и Марринера можно считать пионером в создании такого рода банковских холдингов. Экклс отвернулся от идеалов свободного рынка как на макро-, так и на микроуровне: в качестве главы «Амадгамейтид шугар компани» он настойчиво бился за картелирование сахарной промышленности и объединение всех производителей сахара, иностранных и отечественных, в единый картель с установлением для каждого максимальной квоты производства. Кроме того, будучи крупным банкиром, Экклс, естественно, был сторонником федерального страхования депозитов, и принятие соответствующего закона было для него весьма выгодно.
Поскольку идея добровольного картеля производителей сахара провалилась, было естественно выступить за принудительное картелирование всех производителей сельскохозяйственной продукции, т.е., в сущности, за план Администрации регулирования сельского хозяйства, предусматривающий ограничение производства с целью повышения цен на сельскохозяйственную продукцию. Для Экклса было столь же естественным делом увязать воедино свои интересы в области банковского дела и в сахарной промышленности, что сделало его сторонником федерального субсидирования фермерских закладных, которые потом, понятно, попадали в сберегательные банки того же Экклса.
У Экклса была еще одна чисто личная причина одобрить обширную программу федеральных расходов на общественные работы. В 1930 г. президент Гувер решил строить гигантскую плотину Боулдера на реке Колорадо, которая стала крупнейшим строительным проектом начального периода депрессии. Среди других в строительстве плотины участвовала компания Экклса «Юта констракшн», а он сам внес в строительный консорциум не только деньги, но и лично принял активное участие в учредительном собрании в Сан-Франциско. К моменту своего появления на слушаниях сенатского комитета по финансам в феврале 1935 г., показания на которых принесли ему широкую известность, Экклс уже разработал чисто коллективистскую программу политики, в которой сочетались дефицит федерального бюджета, общественные работы, пособия по безработице, страхование банковских вкладов, усиленное налогообложение богатых и субсидии малоимущим, требования о создании сельскохозяйственных картелей и об учреждении правительственных агентств, которые должны будут одобрить все предстоящие выпуски облигационных займов, а также «подчинение общественным интересам всех средств транспорта и связи» и, как вершина всего, создание «национального совета планирования для координации хозяйственной деятельности частных и государственных предприятий».
Необычным в Экклсе было не то, что крупный бизнесмен стал сторонником политики коллективизма – в его время это было распространенным явлением. Необычным было его желание и готовность переместиться в Вашингтон, чтобы принять личное участие в проведении этой политики. Впрочем, для этого у него был свой интеллектуальный и личный интерес. Подобно А. П. Джаннини из «Бэнк оф Америка», в 1930-е гг. Экклс был для проморгановской Федеральной резервной системы аутсайдером с Дальнего запада, и это было источником как жгучей ненависти к Морганам, так и воинственного стремления перестроить Федеральный резерв таким образом, чтобы власть в нем окончательно перешла от подчиненного Моргану Федерального резервного банка Нью-Йорка к Совету управляющих в Вашингтоне.
Можно предположить два возможных канала, по которым был установлен контакт между Экклсом и деятелями Нового курса. Роберт Хинкли, старый друг Экклса и племянник сенатора Уильяма Кинга (демократ из штата Юта), и другой молодой человек, Дин Бримхолл, шурин Экклса, создали в Юте двухмесячный дискуссионный клуб «Фриденкерс». Там они попали под влияние новых идей Экклса, и Хинкли использовал влияние сенатора Кинга, чтобы Экклса пригласили выступить на слушаниях сенатского финансового комитета. К тому же Марринер был членом правления университета Юты, и когда Стюарт Чейз, радикальный деятель Нового курса, читал в университете серию лекций, взгляды Экклса произвели на него сильное впечатление. Менее известен тот факт, что Джордж Дерн, министр обороны в администрации Рузвельта и бывший губернатор Юты, был в свое время директором двух банков в Солт-Лейк-Сити, являвшихся частью принадлежавшего Экклсу холдинга «Фёрст секьюрити корпорейшн», и, таким образом, находился в финансовой зависимости от него.
Через год, в феврале 1934 г., Экклс прибыл в Вашингтон в качестве специального помощника министра финансов Генри Моргентау по вопросам денежного обращения и кредита. Но на этом посту Экклс чувствовал себя неуютно, потому что Моргентау был привержен старомодным идеалам сбалансированного бюджета. Моргентау находился под сильным влиянием Льюиса Дугласа, являвшегося тогда главой Бюро по бюджету (в то время оно еще входило в состав министерства финансов) и заместителя министра финансов Джефферсона Кулиджа (из семьи близких к Моргану бостонских финансистов, был назначен на пост по настоянию Джорджа Харрисона). Но Экклс, не теряя времени понапрасну, нашел поддержку и одобрение со стороны двух молодых помощников: бывшего экономиста из Федерального резерва Уинфилда Райфлера и Лочлияа Карри, молодого доктора наук из Гарварда. Карри, у которого как раз печаталась в издательстве Гарвардского университета важная работа по монетаризму, доказал Экклсу необходимость полного политического контроля над денежной массой и уверил в том, что только операции па открытом рынке могут достаточно быстро инфлировать денежную массу и обеспечить выздоровление экономики.
В начале сентября 1934 г., когда Юджин Блэк ушел в отставку с поста Председателя совета управляющих Федерального резерва, чтобы вернуться в Джорджию и потом перешел в «Чейз нэшнл бэнк», этот пост был предложен Экклсу. Экклс заявил, что согласится занять эту должность только при условии структурных изменений в управлении Федеральным резервом, так чтобы центр власти переместился из Федерального резервного банка Нью-Йорка в Совет управляющих Федерального резерва в Вашингтоне. 4 ноября Экклс представил в Белый дом меморандум соответствующего содержания, написанный им при содействии своего помощника и теоретика Лочлина Карри. В меморандуме подчеркивалось, что все важнейшие решения впредь должен принимать Совет управляющих Федерального резерва в Вашингтоне, который должен получить «полный контроль над временем, характером и объемом покупок и продаж резервными банками векселей и облигаций на открытом рынке». До сих пор, писали Экклс и Карри, «интересы [частных банкиров], представленные управляющими отдельных резервных банков, превалировали над общественными интересами, представляемыми Советом управляющих [Федерального резерва]». Отныне приоритет должен быть отдан «интересам общества». В частности, Совет управляющих Федерального резерва должен получить полный контроль над действиями Комитета по операциям на открытом рынке, который в настоящее время состоит из 12 управляющих частных федеральных резервных банков. Такие изменения необходимы, говорилось в заключении меморандума, чтобы Федеральный резерв мог стать настоящим «центральным банком», хотя во избежание политических протестов было бы лучше не называть структуру с новым распределением полномочий «центральным банком».
10 ноября Рузвельт, впечатленный меморандумом и обнадеженный сокрушительной победой над республиканцами на выборах в Конгресс в ноябре 1934 г., объявил о назначении Марринера Экклса председателем Совета управляющих Федерального резерва, и через неделю тот был приведен к присяге. Одновременно с этим назначением было принято решение о направлении на рассмотрение Конгресса радикального закона о банках 1935 г., воплощавшего программу Экклса-Карри. Против Экклса и нового закона о банках выступили влиятельный сенатор Картер Гласе, председатель сенатского комитета по финансам и важнейшего сенатского подкомитета по банковской деятельности и денежному обращению» а также его теоретик, профессор Паркер Уиллис, который заклеймил проект закона о банках как «наихудший и самый опасный из всего, что появлялось в последние годы». В этой схватке в оппозиционную коалицию объединились давние враги: сторонники твердых денег Уиллис и Гласе; и моргановская империя, представленная Джорджем Харрисоном, чей банк – Федеральный резервный банк Нью-Йорка – терял свои доминирующие позиции в банковской системе страны. Зато основатель количественной теории денег и заслуженный инфляционист Ирвинг Фишер из Йельского университета, духовный наставник Милтона Фридмена, заявил, что законопроект о банках «явится важным шагом вперед, быть может, самым важным для нынешней администрации».
Экклс, со своей стороны, предпринял немедленные шаги для установления контроля над оппозиционными организациями внутри Федерального резерва. Он встретился с Федеральным консультативным советом, представлявшим интересы частных банков в Федеральном резерве. В Консультативный совет входило по одному руководителю частного, как правило крупнейшего, банка из всех 12 федеральных резервных округов. Появлявшиеся время от времени заявления Консультативного совета часто представлялись как официальная точка зрения Совета управляющих Федерального резерва. Так, в сентябре, как раз накануне выборов в Конгресс, Консультативный совет призвал к сбалансированности федерального бюджета, что разгневало Экклса и других деятелей Нового курса. Теперь Экклс подавил этот очаг сопротивления: Совету было указано на его консультативную роль и от него потребовали впредь не делать публичных заявлений, предварительно не согласовав их с Советом управляющих Федерального резерва. Консультативный совет был вынужден подчиниться.
Затем Экклс занялся установлением полного контроля над подготовкой законодательных предложений, исходящих от Федерального резерва. Он распустил комитет Федерального резерва по законодательным предложениям, который возглавлялся Харрисоном и в котором был только один представитель Совета управляющих Федерального резерва, а все остальные члены комитета представляли частные банки или окружные банки Федерального резерва. Вместо него Экклс создал новый комитет по законодательным предложениям, состоявший исключительно из назначенных им штатных сотрудников Федерального резерва. В него, помимо самого Экклса, входили следующие лица: Честер Моррилл, секретарь Совета управляющих Федерального резерва; Уолтер Уайетт, главный консультант Совета управляющих; Эммануил Гольденвейзер, директор подразделения исследований и статистики Федерального резерва; и. Лочлин Карри, новый заместитель директора этого подразделения. Перед комитетом поставили задачу разработать проект нового закона о банках. После чего законопроект подлежал рассмотрению в подкомитете по банковскому законодательству межведомственного комитета по кредитам под председательством министра Моргентау, в который входили главы Федерального консультативного совета и Федеральной корпорации по страхованию депозитов, Контролер денежного обращения и несколько представителей министерства финансов.
Чтобы заручиться поддержкой министерства финансов и других важных чиновников, а также Конгресса и крупнейших банкиров, Рузвельт изобрел хитрую стратегию: представить радикальную реформу Экклса как Раздел II нового закона о банках, загнав его в середину между двумя другими законами, принятия которых добивались сами банкиры: Разделом I, посвященным либерализации доступа банков к страхованию вкладов, – любимая реформа Лео Кроули, главы Федеральной корпорации по страхованию депозитов, и Разделом III, продлевавшим для банкиров установленный законом срок погашения кредитов (1 июля 1935 г. по закону о банках 1933 г.), взятых в собственных банках. Раздел Ш был любимым детищем Контролера денежного обращения Д. Р. Т. О’Коннера. Не случайно и Кроули, и О’Коннер были членами влиятельного межведомственного комитета по кредитам. И хотя Кроули и О’Коннер настаивали на том, чтобы их законопроекты рассматривались отдельно, Моргентау предпочел стратегию Рузвельта, и 5 февраля законопроект, быстро пройдя процедуру утверждения, был передан на рассмотрение в Конгресс.
В Конгрессе в центре дебатов оказался закон о банках, так что кандидатура Экклса прошла как по маслу. Самым интересным из противников законопроекта был Джеймс Варбург из фирмы «Кун, Лёб», председатель совета директоров принадлежавшего этой фирме банка «Бэнк оф Манхэттен». Варбург, который из приверженности банковским традициям на Лондонской экономической конференции отстаивал позицию Морганов, заклеймил законопроект как «Кейнс, приправленный Карри» [Curried Keynes]. В ходе развернувшейся полемики влиятельные газеты «Нью-Йорк тайме» и «Вашингтон пост» (редакционную политику определял владелец Юджин Мейер), бывшие сначала противниками законопроекта, изменили позицию и стали его поддерживать. По существу, Экклс выиграл почти по всем пунктам: центр принятия решений в Федеральном резерве переместился из Нью-Йорка, где он контролировался Морганом, в Вашингтон. В сенате Экклсу пришлось сделать лишь одну уступку Глассу: Комитет по операциям на открытом рынке, который предполагалось образовать исключительно из членов Совета управляющих Федерального резерва, включил только семерых из них, а пять других членов было решено набирать из представителей федеральных резервных банков (на практике, из президентов), а значит из частных банкиров.
Но, несмотря на этот компромисс, переворот был завершен: Совет управляющих Федерального резерва в Вашингтоне стал центром принятия решений о проведении операций на открытом рынке. Сами операции на открытом рынке осуществлялись из соображений удобства в Нью-Йорке, но строго по приказам и под надзором Комитета по операциям на открытом рынке, который следовал политическим указаниям Совета управляющих Федерального резерва. Отдельным федеральным резервным банкам (главным образом нью-йоркскому) было запрещено по собственной инициативе и за свой счет покупать и продавать государственные ценные бумаги – только по указанию и под прямым надзором Комитета по операциям на открытом рынке. Чтобы еще сильнее ограничить влияние федеральных резервных банков, было предусмотрено, что банки, президенты которых вошли в Комитет по операциям на открытом рынке, не должны каким-либо образом выступать в роли агентов избравших их банков; банки были отрезаны от принятия решений – они могли высказывать свое мнение только через Консультативный комитет. Фактически президентам банков, вошедшим в состав Комитета по операциям на открытом рынке, было запрещено сообщать о происходящем в Комитете даже собственному совету директоров! Харрисон безуспешно боролся против этого положения; в 1937 г. он сделал последнюю безрезультатную попытку добиться, чтобы Комитет по операциям на открытом рынке разрешил Резервным банкам в экстренных ситуациях проводить операции на открытом рынке по собственной инициативе.
Кроме того, Совет управляющих Федерального резерва получил право вето на выборах президентов и вице-президентов окружных федеральных резервных банков. И еще чисто символический жест: все «управляющие» окружных федеральных резервных банков – традиционное название должности руководителей центральных банков были понижены до «президентов», тогда как прежние «члены» Совета Федерального резерва в Вашингтоне были повышены до «управляющих», а прежний «управляющий» Совета Федерального резерва получил августейший титул «председатель Совета управляющих». Кроме того, чтобы упрочить влияние председателя Экклса в Вашингтоне, из состава Совета управляющих Федерального резерва были выведены состоявшие там ранее по должности министр финансов и Контролер денежного обращения.
Наконец, были сняты последние количественные ограничения на кредитную экспансию со стороны Федерального резерва – состав банковских активов, подлежащих переучету в Федеральном резерве, был безгранично расширен и стал включать любые бумаги, на которые сам Федеральный резерв указал как на «подходящие» для этих целей.
Закон о банках 1935 г. завершил предпринятые в рамках Нового курса революционные изменения банковской системы страны. Морганы, например, тщетно пытались изменить положение закона Гласса-Стигалла от 1933 г. о необходимости организационного разделения инвестиционных и коммерческих банков, но все их отчаянные попытки были блокированы Уинтропом Олдричем. Предложенная сенатором Глассом поправка к закону о банках 1935 г., возвращавшая коммерческим банкам ограниченные возможности работать с ценными бумагами, дошла даже до согласительного комитета Конгресса; какое-то время казалось, что маневр Моргана приведет к успеху, но, предположительно по настоянию Олдрича, вмешался лично Рузвельт и поправка Гласса была отвергнута.
Олдрич, сам будучи уолл-стритским банкиром, был не особенно рад тому, что власть ушла с Уолл-стрит в Вашингтон, но он готов был идти до конца в антиморгановской коалиции с банкирами западных штатов.
Процесс централизации банковской системы и сосредоточения всей власти в Вашингтоне был завершен. Не удивительно, что неугомонный Паркер Уиллис уже на следующий год выразил сожаление о том, что Федеральный резерв превратился в инструмент тиранической власти в сфере банковской деятельности и денежного обращения. Уиллис правильно оценил, что процесс централизации инфляционного потенциала, начавшийся в 1930-е гг., когда всем заправлял контролируемый Морганом Федеральный резервный банк Нью-Йорка, с победой Нового курса и перемещением центра власти в Вашингтон существенно ускорился:
Группа Экклса, добившаяся принятия закона 1935 г., стремилась завладеть той властью, которую наиболее амбициозные банковские круги в Нью-Йорке и в других местах уже закрепили за Федеральным резервным банком Нью-Йорка и за небольшой группой людей, фактически определявшей его политику [за группой Моргана]. Концепция и идея централизации осталась прежней. Изменились только учреждение и лица, через которых эта централизованная власть будет осуществляться.
За первые три года Нового курса, продолжает Уиллис, были реализованы различные, якобы временные, оправдываемые экстренной необходимостью меры, которые теперь получили постоянное оформление в законе о банках 1935 г., и, таким образом, «был создан, пожалуй, самый централизованный и безответственный банковский и финансовый механизм из всех известных в современном мире».
В результате, отмечает Уиллис, с 1931 г., в период «ужасающего [бюджетного] дефицита», шел процесс «постепенного отвлечения средств и сбережений общества на поддержку правительственных начинаний». Сформировалась «весьма необычная тенденция – реализованная в крайней форме идея центрального банка вызвала невиданную концентрацию бизнеса в США, более высокую», чем в любой другой стране. Уиллис пророчески и зловеще заключает:
Сегодня США выделяются как страна с деспотически действующим центральным банком, где, как все теперь признают, любые векселя постепенно принимают форму государственных ценных бумаг, финансируемых через контролируемый правительством центральный банк.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
