Даже в Китае антикризисные меры бессильны » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Даже в Китае антикризисные меры бессильны

Последние пару дней все экономические форумы в Интернете, точнее — в рунете, обсуждают новость, которую дал ИТАР-ТАСС со ссылкой на западные источники. Новость настолько интересная, что дадим ее полностью
21 сентября 2010
Последние пару дней все экономические форумы в Интернете, точнее — в рунете, обсуждают новость, которую дал ИТАР-ТАСС со ссылкой на западные источники. Новость настолько интересная, что дадим ее полностью.

«Крах фрахтовых цен на нефтетанкеры произошел на мировых рынках, что является свидетельством приближающихся новых экономических трудностей. Об этом сообщает лондонская газета «Таймс».

Деловые круги передают, что суточная цена аренды нефтяного танкера упала с 75 тыс. долларов в начале минувшего июля до 8,5 тыс. долларов в настоящее время. По мнению специалистов, падение цен вызвано сокращением заказов на импорт нефти со стороны стран с новыми рынками, в первую очередь, в Азии.

Комментируя создавшуюся ситуацию, издание отмечает, что «появились первые устойчивые признаки того, что мировая экономика замедляет темпы своего роста».

А теперь давайте рассуждать. Может ли падение спроса со стороны «новых рынков Азии» (что, как понятно, является эвфемизмом слову «Китай») вызвать такое падение цен? Вообще, рынок фрахта достаточно эластичен, то есть даже незначительные колебания спроса/предложения могут вызвать серьезное изменение цен. Но все-таки не в 10 же раз? С другой стороны, падает не только фрахт нефтетанкеров, но и сухогрузов. По мнению экспертов, наиболее логичное объяснение – уменьшение объемов перевозок в преддверии долгих праздников в Китае, которые состоятся 22–24 сентября и 1–7 октября. На рынке танкеров снижение согласуется с движением котировок нефти на фоне новостей о ликвидации последствий аварии на нефтепроводе между Канадой и США.

Напомним, что в последние недели стоимость нефти марок WTI и Light устойчиво ниже нефти европейского сорта Brent, причем разрыв все время растет, что может служить косвенным признаком падения спроса на нефть не только в Китае, но и в США. Дополнительным фактором падения спроса на нефть является замещение ее продуктов на розничном рынке сланцевым газом.

Отметим, что снижение цены на нефть (которое теоретически должны поддерживать и денежные власти США, заинтересованные в снижении издержек реального сектора экономики) теоретически должно вызывать рост спроса на нее, однако пока таких тенденций не заметно. Впрочем, возвращаясь к цитируемому сообщению, отметим главный с точки зрения стороннего от рынка фрахта фрагмент. А именно, что такое падение является косвенным признаком замедления роста мировой экономики.

Отметим для начала, что нет уверенности, что мировая экономика действительно растет. С учетом денежной накачки последних двух лет (только США эмитировали около 1% своего ВВП в месяц в этот период) не исключено, что официальные цифры роста не соответствуют реальности, а отражают лишь инфляционные процессы, которые, впрочем, идут крайне неравномерно по времени и с разной скоростью в разных регионах и секторах экономики.

Во-вторых, темпы роста экономики в реальности определяются совокупным спросом, который падает. Таким образом, реальная (как сказал бы Линдон Ляруш – «физическая») экономика точно падает, а вот финансовая надстройка над ней колеблется. Понятно, что если спад спроса будет достаточно долго, то рухнет и финансовая надстройка над ним, но все-таки это достаточно долгосрочный процесс. И уж точно он слабо связан с падением цен на фрахт в течение нескольких месяцев.

В-третьих, поскольку ключевым элементом для фрахта является все-таки Китай, нужно вспомнить, а что там происходит. А Китай достаточно долгое время активно накапливал ресурсы (не только нефть, но и металлы, например) для того, чтобы сократить свою зависимость от внешних рынков, и для того, чтобы несколько снизить давление на те финансовые пузыри, которые образовались у него на рынках. Вот этот фактор действительно имеет отношение к мировой экономике, причем как раз к спросу: именно сокращение спроса на экспортные товары стимулировало китайских руководителей начать действия по поддержке внутреннего спроса. Которые, в свою очередь, и стимулировали образование финансовых пузырей.

Если бы меры, принимаемые китайским руководством, были эффективны или мировая экономика начала бы восстанавливаться, то закупки можно было бы продолжать – ресурсы все равно были бы нужны, причем во все возрастающих масштабах. Но этого, судя по всему, не произошло. Точнее, в мире этого произойти и не могло, а внутри Китая стимулирующие меры явно оказались неэффективны – и в этом случае от превентивных закупок ресурсов, в том числе и нефти, рано или поздно пришлось бы отказаться. Что, судя по всему, и произошло, хотя бы частично.

Таким образом, на самом деле картина примерно такая: конечно, никаким прямым признаком «замедления» мировой экономики падение цен на фрахт не является. Но оно совершенно четко показывает, что антикризисные меры даже такой крупной в мировом масштабе (по оценкам «физической» экономки – уже САМОЙ большой в мире!) и отлично управляемой экономики, как китайская, не могут дать эффекта. И это, конечно, негативный признак. Но никак не краткосрочный – само по себе такое падение с темпами роста мировой экономики связано слабо.

Справка KM.RU
Фрахт (голландское vracht, немецкое Fracht) — плата за перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, в основном морским, воздушным, либо за использование судов на протяжении определенного времени

Михаил Хазин

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter